Формирование корпоративной социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Корпоративная социальная ответственность 5
1.1. Сущность КСО 5
1.2. Направления КСО 8
1.3. Социальная отчетность КСО 14
1.4. Преимущества реализации КСО 18
2.Социальный отчет ОАО "РЖД" 20
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

КСО.docx

— 48.32 Кб (Скачать файл)

Результаты выборочного  обследования менеджеров российских предприятий  свидетельствуют о том, что в  основном финансируются внутренние программы и в меньшей степени  внешние.

Направленность социальной ответственности может быть представлена ориентацией на позитивное взаимодействие с внешней средой и на улучшение  ситуации внутри корпорации. Внешнее  взаимодействие обеспечивает рост внешней  эффективности, а внутреннее – повышение  эффективности внутренних бизнес-процессов  как за счет роста квалификации работников, так и за счет повышения мотивации  к реализации этой квалификации в  процессе функционирования корпорации.

Обследование, проведенное  Ассоциацией менеджеров в 2004 г., показало, что в представлениях российских менеджеров и населения КСО бизнес – это:

• выпуск качественной продукции (47,5% опрошенных менеджеров и 46% населения);

• соблюдение законов (35 и 35,5% соответственно);

• уплата налогов (29,5 и 30,4%);

• охрана окружающей среды (31,5 и 30%);

• улучшение условий труда (33,5 и 22,5%);

• выплата высоких зарплат (11,5 и 19,1%);

• вложение денег в производство (19 и 14,8%);

• помощь бедным (2,5 и 10,5%);

• помощь регионам в решении  социальных вопросов (10,5 и 10,4%);

• поддержка образования (3 и 9,3%);

• честность, прозрачность отчетности (13,3 и 8,7%).

Как видим, в представлениях менеджеров и населения КСО отождествляется  в основном с корпоративной этикой и внутренней социальной политикой. Для менеджеров более важными  представляются улучшение условий  труда и вложения в развитие производства, для населения – зарплата.

Можно говорить о том, что  КСО, во-первых, перестает быть в  России экзотическим явлением, а во-вторых, все меньше она ассоциируется  только с благотворительностью и  филантропией.

Если рассмотреть уровни социальной ответственности бизнеса, то можно выстроить пирамиду, в  основании которой будет находиться ответственность в рамках действующего законодательства, чуть выше – забота о работниках корпорации, представляющих собой главный ресурс, трансформирующий все остальные виды ресурсов (финансовые, информационные, материальные, энергетические) в готовую продукцию или услуги. На верхнем уровне пирамиды возвышается благотворительная деятельность в отношении всего сообщества.

Специалисты в этой области  выделяют шесть основных видов социально  ответственных альтернатив.

Социальная ответственность  приносит больше пользы обществу и  самой компании, если направление  социально ответственной работы логично «вписывается» в стратегию  компании, если компания готова выделять ресурсы на социально ответственную  работу и если компания знает, как  эффективно сообщать обществу о своих  достижениях на этом поприще.

 

 

1.3. Социальная отчетность  КСО

Корпоративная социальная отчетность в России до сих пор воспринимается как экзотика, выдуманная на Западе для борьбы со скукой. Однако компаниям, планирующим выход на мировые  рынки, такая отчетность существенно  облегчает диалог с западными  контрагентами. И она, как ни странно, позволит увеличить не только стоимость  собственного бизнеса, но и уровень  продаж.

В 2007 году Совете федерации (СФ) прошли парламентские слушания о роли корпоративной социальной ответственности в России. Открывая слушания, зампред комитета СФ по экономической  политике, предпринимательству и  собственности Андрей Хазин заявил, что корпоративная социальная отчетность должна "олицетворять добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций". По его словам, компании во всех регионах страны в скором времени  должны "встать на этот путь", который  поможет бизнесу "создать удобную  социальную атмосферу вокруг себя". Социальная ответственность, отметил  он, это "не только благотворительность, это принятие и распространение  новых технологий и стандартов в  социальной жизни, социальной политике, экологии".

Пока же вложения в корпоративную  социальную ответственность многими  российскими компаниями, как правило, воспринимаются как ненужная трата  денег. Однако мировой опыт убедительно  показывает, что при разумном подходе  затраты в рамках социальной ответственности  могут не только окупиться, но и принести солидную прибыль.

Идея выпуска корпоративного социального отчета появилась за рубежом более 20 лет назад, а широкий  общественный резонанс получила с возникновением первых крупных корпоративных скандалов.

Корпоративная социальная отчетность на законных основаниях запрашивается  госорганами в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции и Великобритании. В России социальная отчетность представляется на добровольной основе. Первые принципы составления КСО были разработаны  на Западе, на основе опыта зарубежных компаний. Показатели их работы и легли  в основу стандартов. Инвестиционные фонды США и Великобритании еще  в 80-е годы прошлого столетия начали при формировании своих портфелей  учитывать уровень социальной ответственности  компаний-эмитентов ценных бумаг. Появились  фондовые индексы для вложений в  социально ориентированные компании.

По мнению аналитиков, сейчас у российских компаний главный мотив  для составления социальных отчетов - стремление стать международными. И число организаций, работающих с социальной отчетностью, по всей видимости, будет расти в первую очередь  за счет крупных холдингов, планирующих  выход на международные рынки. Значимость социально-корпоративной ответственности  российскими компаниями уже осознана. Использование международных стандартов позволяет получить преимущества на мировом рынке, завоевать доверие  иностранных инвесторов. Прозрачная деятельность для российских компаний - это возможность привлечения  иностранных инвестиций, расширения бизнеса на территории и за пределами  России, а также стратегически  оправданный шаг к повышению  капитализации.

Самая распространенная форма  социальной отчетности - свободная. Ее использует большинство компаний в  России, и она включает в себя выпуск красочных буклетов о благотворительных  программах, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта. Эта форма очень удобна для  компании, однако не может обеспечить достоверность отчета. Кроме того, она несопоставима с аналогичными документами, составляемыми по международным стандартам, и, следовательно, не способствует признанию со стороны международных организаций.

Существует несколько  международных стандартов КСО. Стандарты  можно разбить на категории в  зависимости от их функций. Но в России сейчас социальные отчеты, подготовленные в соответствии с требованиями международных  стандартов, пока единичны. Это связано  с тем, что бизнес-сообщество нашей  страны разнородно, и введение жестких  законодательных стандартов, максимально  приближенных к международным, не всеми участниками рынка воспринимается адекватно спецпроектов.

На сегодняшний момент в мире существуют четыре основных стандарта отчетности:

• стандарт AccountAbility AA 1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной),

• стандарт GRI (описывает  экономический, социальный и экологический  прогресс компании),

• стандарт ISO 14 000 (описывает  социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве),

• стандарт ответственности SA 8000, разработанный Social Accountability International`s (делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков).

Грамотная комбинация применяемых  стандартов создает важные для компании синергетические эффекты. В мировой  практике можно найти примеры, когда  компании используют несколько стандартов одновременно: например, при отражении  показателей деятельности используют список показателей, содержащийся в  стандарте GRI, а при подготовке описательной части социального отчета следуют рекомендациям стандартов серии АА 1000.

Отчетность должна содержать  не только информацию о достижениях  компании, в ней должны отражаться и проблемы, возможные угрозы, возникающие  в процессе развития бизнеса. Чем  крупнее бизнес, чем более многосторонне  и разнообразно его влияние на общество, тем более важна независимая  оценка информации, представленной в  отчетности. Компания должна рассказывать о своих проблемах: экономический  субъект, как и отдельный человек, не может преодолеть трудности, если не отдает себе в них отчета. Отсутствие отражения проблем компании в  ее соцотчетности говорит об одном из двух: либо руководство фирмы их не видит, либо скрывает. А иногда и то и другое.

Проблемный подход, как  правило, благосклонно принимается  общественностью и повышает доверие  к информации. Акцент на основных событиях отчетного периода (как положительных, так и отрицательных) встречается  в большинстве качественных социальных отчетов зарубежных и российских компаний. Наличие такого раздела  свидетельствует о том, что социальная политика компании носит последовательный и управляемый характер, что в конечном счете является привлекательным моментом для инвесторов и для оценки бизнеса в целом.

 

1.4. Преимущества реализации  КСО

Мировой опыт показывает, что  социальная ответственность бизнеса  вызревает по мере развития и бизнеса, и общества. Бизнес сам по себе не плох и не хорош, он, как и молодежь, такой, каким заслуживает его  общество. Можно выделить десять основных преимуществ корпоративной социальной ответственности для развития бизнеса:

  • Увеличивается прибыль, возрастают темпы роста.
  • Компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды. Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организации.
  • Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов. Улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.
  • Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за "ответственные" продукты.
  • Повышаются производительность и качество продукта (услуги).
  • Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников:
  • Люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными;
  • Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов;
  • Улучшается управление рисками;
  • Возрастает конкурентоспособность.

 

Преимущества использования  подходов КСО обусловлены повышением эффективности взаимодействия с  внешней средой и синергией внутреннего  потенциала корпорации, что проявляются, с одной стороны, в лояльности клиентов, доверии партнеров и  инвесторов, а с другой – в  рационализации бизнес-процессов, деловой  активности и развитии интеллектуального  капитала корпорации.

Важной проблемой анализа  КСО в России является проблема взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса, в основе которых лежат следующие  принципы:

• делать то, что говоришь (тем самым демонстрируя уважения к потребителю); не преувеличивать достоинства  товаров или услуг в рекламе;

• предлагать специальные  этически чистые продукты или услуги (например, товары, изготовленные без  применения детского труда);

• демонстрировать озабоченность  состоянием окружающей среды и осуществлять производство «зеленых» продуктов (производство электроэнергии за счет использования метана, полученного  в результате процессов брожения органических отходов);

• осуществлять маркетинг  «добрых дел» (например, предоставлять  свою экспертизу и навыки своих сотрудников  для помощи благотворительным организациям);

• производить вторичное  использование выпускаемых товаров;

• создавать структуры, соответствующие  этическим принципам как в самой корпорации, так и в числе поставщиков и партнеров.

 

 

 

 

 

2. 1."Лотерея железных дорог" – один из важных благотворительных проектов РЖД*. 10% от стоимости проданных лотерейных билетов направляются на оказание помощи больным детям. С момента старта лотереи помощь получили более 1000 детей.

С сентября 2011 года стратегическим партнером "Лотереи железных дорог" является Благотворительный фонд "Расправь крылья!". В рамках проекта "Рука помощи", оказывается поддержка  детям с тяжелыми заболеваниями: оплачивается их лечение, реабилитация, покупка дорогостоящего оборудования и медикаментов, проезд к местам лечения.

В призовой фонд лотереи  направляется 50% от стоимости проданных  билетов. Тиражи проводятся один раз  в месяц. Победителями "Лотереи  железных дорог" стали уже более 60 000 человек. В мае 2012 года был выплачен суперприз в сумме 11 521 201 рубль. Согласно прогнозу, в 2012 году совокупный призовой фонд лотереи превысит 100 000 000 рублей.

2. Главная цель ОАО "РЖД" в сфере экологии - забота о благополучии природной среды и здоровье людей. Для достижения этой цели экологической стратегией предусматривается:

Информация о работе Формирование корпоративной социальной ответственности