Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа
Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.
Введение 3
1. Корпоративная социальная ответственность 5
1.1. Сущность КСО 5
1.2. Направления КСО 8
1.3. Социальная отчетность КСО 14
1.4. Преимущества реализации КСО 18
2.Социальный отчет ОАО "РЖД" 20
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Результаты выборочного обследования менеджеров российских предприятий свидетельствуют о том, что в основном финансируются внутренние программы и в меньшей степени внешние.
Направленность социальной ответственности может быть представлена ориентацией на позитивное взаимодействие с внешней средой и на улучшение ситуации внутри корпорации. Внешнее взаимодействие обеспечивает рост внешней эффективности, а внутреннее – повышение эффективности внутренних бизнес-процессов как за счет роста квалификации работников, так и за счет повышения мотивации к реализации этой квалификации в процессе функционирования корпорации.
Обследование, проведенное Ассоциацией менеджеров в 2004 г., показало, что в представлениях российских менеджеров и населения КСО бизнес – это:
• выпуск качественной продукции (47,5% опрошенных менеджеров и 46% населения);
• соблюдение законов (35 и 35,5% соответственно);
• уплата налогов (29,5 и 30,4%);
• охрана окружающей среды (31,5 и 30%);
• улучшение условий труда (33,5 и 22,5%);
• выплата высоких зарплат (11,5 и 19,1%);
• вложение денег в производство (19 и 14,8%);
• помощь бедным (2,5 и 10,5%);
• помощь регионам в решении социальных вопросов (10,5 и 10,4%);
• поддержка образования (3 и 9,3%);
• честность, прозрачность отчетности (13,3 и 8,7%).
Как видим, в представлениях
менеджеров и населения КСО
Можно говорить о том, что КСО, во-первых, перестает быть в России экзотическим явлением, а во-вторых, все меньше она ассоциируется только с благотворительностью и филантропией.
Если рассмотреть уровни
социальной ответственности бизнеса,
то можно выстроить пирамиду, в
основании которой будет
Специалисты в этой области выделяют шесть основных видов социально ответственных альтернатив.
Социальная ответственность
приносит больше пользы обществу и
самой компании, если направление
социально ответственной работы
логично «вписывается» в
1.3. Социальная отчетность КСО
Корпоративная социальная отчетность в России до сих пор воспринимается как экзотика, выдуманная на Западе для борьбы со скукой. Однако компаниям, планирующим выход на мировые рынки, такая отчетность существенно облегчает диалог с западными контрагентами. И она, как ни странно, позволит увеличить не только стоимость собственного бизнеса, но и уровень продаж.
В 2007 году Совете федерации (СФ) прошли парламентские слушания о роли корпоративной социальной ответственности в России. Открывая слушания, зампред комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Андрей Хазин заявил, что корпоративная социальная отчетность должна "олицетворять добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций". По его словам, компании во всех регионах страны в скором времени должны "встать на этот путь", который поможет бизнесу "создать удобную социальную атмосферу вокруг себя". Социальная ответственность, отметил он, это "не только благотворительность, это принятие и распространение новых технологий и стандартов в социальной жизни, социальной политике, экологии".
Пока же вложения в корпоративную социальную ответственность многими российскими компаниями, как правило, воспринимаются как ненужная трата денег. Однако мировой опыт убедительно показывает, что при разумном подходе затраты в рамках социальной ответственности могут не только окупиться, но и принести солидную прибыль.
Идея выпуска корпоративного
социального отчета появилась за
рубежом более 20 лет назад, а широкий
общественный резонанс получила с возникновением
первых крупных корпоративных
Корпоративная социальная отчетность
на законных основаниях запрашивается
госорганами в Дании, Швеции, Норвегии,
Голландии, Франции и Великобритании.
В России социальная отчетность представляется
на добровольной основе. Первые принципы
составления КСО были разработаны
на Западе, на основе опыта зарубежных
компаний. Показатели их работы и легли
в основу стандартов. Инвестиционные
фонды США и Великобритании еще
в 80-е годы прошлого столетия начали
при формировании своих портфелей
учитывать уровень социальной ответственности
компаний-эмитентов ценных бумаг. Появились
фондовые индексы для вложений в
социально ориентированные
По мнению аналитиков, сейчас
у российских компаний главный мотив
для составления социальных отчетов
- стремление стать международными.
И число организаций, работающих
с социальной отчетностью, по всей видимости,
будет расти в первую очередь
за счет крупных холдингов, планирующих
выход на международные рынки. Значимость
социально-корпоративной
Самая распространенная форма
социальной отчетности - свободная. Ее
использует большинство компаний в
России, и она включает в себя
выпуск красочных буклетов о благотворительных
программах, поддержке образования,
здравоохранения, культуры и спорта.
Эта форма очень удобна для
компании, однако не может обеспечить
достоверность отчета. Кроме того,
она несопоставима с
Существует несколько международных стандартов КСО. Стандарты можно разбить на категории в зависимости от их функций. Но в России сейчас социальные отчеты, подготовленные в соответствии с требованиями международных стандартов, пока единичны. Это связано с тем, что бизнес-сообщество нашей страны разнородно, и введение жестких законодательных стандартов, максимально приближенных к международным, не всеми участниками рынка воспринимается адекватно спецпроектов.
На сегодняшний момент в мире существуют четыре основных стандарта отчетности:
• стандарт AccountAbility AA 1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной),
• стандарт GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании),
• стандарт ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве),
• стандарт ответственности SA 8000, разработанный Social Accountability International`s (делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков).
Грамотная комбинация применяемых стандартов создает важные для компании синергетические эффекты. В мировой практике можно найти примеры, когда компании используют несколько стандартов одновременно: например, при отражении показателей деятельности используют список показателей, содержащийся в стандарте GRI, а при подготовке описательной части социального отчета следуют рекомендациям стандартов серии АА 1000.
Отчетность должна содержать не только информацию о достижениях компании, в ней должны отражаться и проблемы, возможные угрозы, возникающие в процессе развития бизнеса. Чем крупнее бизнес, чем более многосторонне и разнообразно его влияние на общество, тем более важна независимая оценка информации, представленной в отчетности. Компания должна рассказывать о своих проблемах: экономический субъект, как и отдельный человек, не может преодолеть трудности, если не отдает себе в них отчета. Отсутствие отражения проблем компании в ее соцотчетности говорит об одном из двух: либо руководство фирмы их не видит, либо скрывает. А иногда и то и другое.
Проблемный подход, как правило, благосклонно принимается общественностью и повышает доверие к информации. Акцент на основных событиях отчетного периода (как положительных, так и отрицательных) встречается в большинстве качественных социальных отчетов зарубежных и российских компаний. Наличие такого раздела свидетельствует о том, что социальная политика компании носит последовательный и управляемый характер, что в конечном счете является привлекательным моментом для инвесторов и для оценки бизнеса в целом.
1.4. Преимущества реализации КСО
Мировой опыт показывает, что
социальная ответственность бизнеса
вызревает по мере развития и бизнеса,
и общества. Бизнес сам по себе не
плох и не хорош, он, как и молодежь,
такой, каким заслуживает его
общество. Можно выделить десять основных
преимуществ корпоративной
Преимущества использования подходов КСО обусловлены повышением эффективности взаимодействия с внешней средой и синергией внутреннего потенциала корпорации, что проявляются, с одной стороны, в лояльности клиентов, доверии партнеров и инвесторов, а с другой – в рационализации бизнес-процессов, деловой активности и развитии интеллектуального капитала корпорации.
Важной проблемой анализа КСО в России является проблема взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса, в основе которых лежат следующие принципы:
• делать то, что говоришь (тем самым демонстрируя уважения к потребителю); не преувеличивать достоинства товаров или услуг в рекламе;
• предлагать специальные этически чистые продукты или услуги (например, товары, изготовленные без применения детского труда);
• демонстрировать озабоченность состоянием окружающей среды и осуществлять производство «зеленых» продуктов (производство электроэнергии за счет использования метана, полученного в результате процессов брожения органических отходов);
• осуществлять маркетинг
«добрых дел» (например, предоставлять
свою экспертизу и навыки своих сотрудников
для помощи благотворительным
• производить вторичное
использование выпускаемых
• создавать структуры, соответствующие этическим принципам как в самой корпорации, так и в числе поставщиков и партнеров.
2. 1."Лотерея железных дорог" – один из важных благотворительных проектов РЖД*. 10% от стоимости проданных лотерейных билетов направляются на оказание помощи больным детям. С момента старта лотереи помощь получили более 1000 детей.
С сентября 2011 года стратегическим партнером "Лотереи железных дорог" является Благотворительный фонд "Расправь крылья!". В рамках проекта "Рука помощи", оказывается поддержка детям с тяжелыми заболеваниями: оплачивается их лечение, реабилитация, покупка дорогостоящего оборудования и медикаментов, проезд к местам лечения.
В призовой фонд лотереи направляется 50% от стоимости проданных билетов. Тиражи проводятся один раз в месяц. Победителями "Лотереи железных дорог" стали уже более 60 000 человек. В мае 2012 года был выплачен суперприз в сумме 11 521 201 рубль. Согласно прогнозу, в 2012 году совокупный призовой фонд лотереи превысит 100 000 000 рублей.
2. Главная цель ОАО "РЖД" в сфере экологии - забота о благополучии природной среды и здоровье людей. Для достижения этой цели экологической стратегией предусматривается:
Информация о работе Формирование корпоративной социальной ответственности