Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:54, курсовая работа
Важнейшей составной частью финансовых ресурсов предприятия являются его оборотные средства. Они включают запасы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность. Они вместе с основными средствами участвуют в создании продукта труда. Благодаря оборотным активам предприятия обеспечивается бесперебойный процесс производства.
Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится прежде всего к запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности производства. В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.
Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к:
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств12.
Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения – отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются:
Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и, таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.
Немаловажное значение в оптимизации использования оборотных средств имеет экономия оборотных фондов, которая выражается в следующем:
В зависимости от характера мероприятий основные направления реализации резервов экономии ресурсов в промышленности и на производстве подразделяются на производственно-технические и организационно-экономические.
К производственно-техническим направлениям относятся мероприятия, связанные с качественной подготовкой сырья к его производственному потреблению, совершенствованием конструкции машин, оборудования и изделий, применением более экономичных видов сырья, топлива, внедрением новой техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих максимально возможное уменьшение технологических отходов и потерь материальных ресурсов в процессе производства изделий с максимально возможным использованием вторичных материальных ресурсов.
К основным организационно-экономическим направлениям экономии материальных ресурсов относятся: комплексы мероприятий, связанных с повышением научного уровня нормирования и планирования материалоемкости промышленной продукции, разработкой и внедрением технически обоснованных норм и нормативов расхода материальных ресурсов; комплексы мероприятий, связанных с установлением прогрессивных пропорций, заключающихся в ускоренном развитии производства новых, более эффективных видов сырья и материалов.
Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом конкретном предприятии – увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах - зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, уровня организации материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня.
Немалое значение имеет сокращение потерь в производственном процессе, за счет которого можно достичь 15-20% всей экономии материальных ресурсов.
Каждому предприятию для нормального функционирования необходимы оборотные средства, которые представляют собой авансированную в денежной форме стоимость для образования оборотных фондов и фондов обращения.
Для формирования оборотных средств предприятия используют собственные, заемные и привлеченные средства. С переходом на рыночную систему управления экономикой возросла роль кредита как источника образования оборотных средств. В условиях инфляции, нестабильности рыночной конъюнктуры, дефицита собственных средств современные предприятия используют кредитные ресурсы, чтобы избежать необходимости сокращения или приостановления производства, а также обеспечить финансовую устойчивость предприятия. К тому же опыт показывает, что в большинстве случаев эффективность использования заемных средств оказывается более высокой, чем использования собственных.
В условиях формирования рыночных отношений возрастает значение проблемы эффективного использования оборотных средств. Эффективность использования оборотного капитала может быть оценена с помощью ряда показателей, важнейшими из которых являются коэффициент оборачиваемости и длительность оборота в днях, коэффициент загрузки, рентабельность оборотного капитала.
На эффективность использования оборотных средств влияет большое количество факторов, которые делятся на внешние (общеэкономическая ситуация, налоговое законодательство, условия получения кредитов и процентные ставки по ним) и внутренние. К последним относятся
внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, на которые предприятие может активно влиять. В их числе:
Проведенный анализ состояния и эффективности использования оборотных средств ОАО «Владикавказ-Газоаппарат» позволяет сделать следующее заключение: структура оборотных средств предприятия неоптимальная, рентабельность низкая. Следовательно, есть объективная необходимость для разработки и реализации мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств ОАО «Владикавказ-Газоаппарат».
Для этого предприятию необходимо более эффективно использовать оборотные средства, рекомендуется снизить запасы материалов до оптимального уровня, увеличить ликвидность оборотных активов (снижением доли материалов и увеличением денежных средств) и не допускать роста и больших перепадов дебиторской задолженности и готовой продукции на складе, то есть пересмотреть маркетинговую политику по сбыту продукции.
1 Финансы. Учебное пособие/ Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 243.
2 Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 53.
3 Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2007.
4 Чорба П.М. «К вопросу о трактовке сущности оборотных средств». // Финансы – 2004. - № 7. С. 54.
5 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М., ИНФРА-М,1998. С. 83.
6 Финансы. Учебное пособие/ Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 264.
7 Финансы. Учебное пособие/ Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 266.
8 Колчина Н.В., Поляк Г.Б.,Павлова Л.П. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ- Дана, 2001. С. 148.
9 Колчина Н.В., Поляк Г.Б.,Павлова Л.П. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ- Дана, 2001. С. 147.
10 Миннибаева К.А., Остапенко В.В. «Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами: факторы изменения». // Финансовый менеджмент. – 2005.- №4. С 40.
11 Колчина Н.В., Поляк Г.Б.,Павлова Л.П. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ- Дана, 2001. С. 145.
12 Финансы. Учебное пособие/ Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 269.