Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы: дать количественную оценку причин, вызывающих изменение прибыли, выявить тенденции и пропорции, сложившиеся, в распределении прибыли, а также выявить влияние использования прибыли на финансовое положение предприятия.
Курсовая работа включает следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность прибыли;
изложить порядок формирования финансовых результатов;
проанализировать порядок формирования, распределения и использования прибыли.
Введение
Глава 1. Прибыль и рентабельность,
как обобщающие показатели деятельности предприятия.
Понятие доходов и расходов, прибылей и убытков.
Методы планирования прибыли предприятия.
Рентабельность, как показатель эффективной деятельности предприятия.
Глава 2. Факторный анализ и оценка уровня доходности ОАО « Автодеталь».
2.1 Анализ прибыли до налогообложения
2.2 Факторный анализ прибыли от продаж.
2.3 Анализ налогооблагаемой прибыли.
2.4 Анализ состава и динамики чистой прибыли.
2.5 Анализ рентабельности ОАО « Автодеталь».
Заключение
Список использованной литературы
- третий источник проистекает
из инновационной деятельности предприятия.
Его использование предполагает постоянное
обновление выпускаемой продукции, обеспечение
ее конкурентоспособности, рост объемов
реализации и увеличение массы прибыли.
Распределение и использование прибыли
является важнейшим хозяйственным процессом,
обеспечивающим покрытие потребностей
предпринимателей и формирование доходов
государства.
Механизм распределения прибыли должен
быть построен таким образом, чтобы всемерно
способствовать повышению эффективности
производства, стимулировать развитие
новых форм хозяйствования. Одной из важнейших
проблем распределения прибыли является
оптимальное соотношение доли прибыли,
аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся
в распоряжении хозяйствующих субъектов.
Экономически обоснованная система распределения
прибыли должна гарантировать выполнение
финансовых обязательств перед государством
и максимально обеспечить производственные,
материальные и социальные нужды предприятия.
Объектом распределения является балансовая
прибыль предприятия. Под ее распределением
понимается направление прибыли в бюджет
и по статьям использования на предприятии.
Законодательно распределение прибыли
регулируется в той ее части, которая поступает
в бюджеты разных уровней в виде налогов
и других обязательных платежей. Определение
направлений расходования прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия, структуры
статей ее использования находится в компетенции
предприятия.
На предприятии распределению подлежит
чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся
в распоряжении предприятия после уплаты
налогов и других обязательных платежей.
Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые
в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия,
используется им самостоятельно и направляется
на дальнейшее развитие предпринимательской
деятельности. Никакие органы, в том числе
государство, не имеют права вмешиваться
в процесс использования чистой прибыли
предприятия. Рыночные условия хозяйствования
определяют приоритетные направления
собственной прибыли. Развитие конкуренции
вызывает необходимость расширения производства,
его совершенствования, удовлетворения
материальных и социальных потребностей
трудовых коллективов.
Чистая прибыль является источником погашения
собственных оборотных средств. Кроме
того, она направляется на уплату процентов
по кредитам, полученным на восполнение
недостатка собственных оборотных средств,
на приобретение основных средств, а также
уплату процентов по просроченным и отсроченным
кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые
виды сборов и налогов, налог на перепродажу
автомобилей, вычислительной техники
и персональных компьютеров, сбор со сделок
по купле-продаже валюты на биржах, сбор
за право торговли и другие.
Наряду с финансированием производственного
развития прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, направляется на удовлетворение
потребительских и социальных нужд. Так,
из этой прибыли выплачиваются единовременные
поощрения и пособия, уходящим на пенсию,
а также надбавки к пенсиям, производятся
расходы по оплате дополнительных отпусков
сверх установленной законом продолжительности,
оплачиваются расходы на бесплатное питание
или питание по льготным ценам.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия,
служит не только источником финансирования
производственного и социального развития,
а также материального поощрения, но и
используется в случаях нарушения предприятием
действующего законодательства для уплаты
различных штрафов и санкций.
Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы
при несоблюдении требований по охране
окружающей среды от загрязнения, санитарных
норм и правил, при завышении регулируемых
цен на продукцию. Из чистой прибыли взыскивается
незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения
или взносов во внебюджетные фонды также
взыскиваются штрафные санкции, источником
уплаты которых является чистая прибыль.
Распределение чистой прибыли отражает
процесс формирования фондов и резервов
предприятия для финансирования потребностей
производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования
государство не устанавливает каких-либо
нормативов распределения прибыли, но
через порядок предоставления налоговых
льгот стимулирует направление прибыли
на капитальные вложения производственного
и непроизводственного характера, на благотворительные
цели, финансирование природоохранных
мероприятий, расходов по содержанию объектов
и учреждений социальной сферы и другое.
Распределение чистой прибыли - одно из
направлений внутрифирменного планирования,
значение которого в условиях рыночной
экономики возрастает. Порядок распределения
и использования прибыли на предприятии
фиксируется в уставе предприятия и определяется
положением, которое разрабатывается
соответствующими подразделениями экономических
служб и утверждается руководящим органом
предприятия. В соответствии с уставом,
предприятия могут составлять сметы расходов,
финансируемых из прибыли, либо образовывать
фонды специального назначения: фонды
накопления (фонд развития производства
или фонд производственного и научно-технического
развития, фонд социального развития)
и фонды потребления (фонд материального
поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли,
включает расходы на развитие производства,
социальные нужды трудового коллектива,
на материальное поощрение работников
и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства,
относятся расходы на научно-исследовательские,
проектные, конструкторские и технологические
работы, финансирование разработки и освоения
новых видов продукции и технологических
процессов, затраты по совершенствованию
технологии и организации производства,
модернизации оборудования, затраты, связанные
с техническим перевооружением и реконструкцией
действующего производства, расширением
предприятий. В эту же группу расходов
включаются расходы по погашению долгосрочных
ссуд банков и процентов по ним. Здесь
же планируются затраты на проведение
природоохранных мероприятий и др. Взносы
предприятий из прибыли в качестве вкладов
учредителей в создание уставного капитала
других предприятий, средства, перечисляемые
союзам, ассоциациям, концернам, в состав
которых входит предприятие, также считаются
использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные
нужды включает расходы по эксплуатации
социально-бытовых объектов, находящихся
на балансе предприятия, финансирование
строительства объектов непроизводственного
назначения, организации и развития подсобного
сельского хозяйства, проведения оздоровительных,
культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение
относятся единовременные поощрения за
выполнение особо важных производственных
заданий, выплата премий за создание, освоение
и внедрение новой техники, расходы на
оказание материальной помощи рабочим
и служащим, единовременные пособия ветеранам
труда, уходящим на пенсию, надбавки к
пенсиям, компенсация работникам удорожания
стоимости питания в столовых, буфетах
предприятия в связи с повышением цен
и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, подразделяется на две части.
Первая увеличивает имущество предприятия
и участвует в процессе накопления. Вторая
характеризует долю прибыли, используемой
на потребление. При этом необязательно
всю прибыль, направляемую на накопление,
использовать полностью. Остаток прибыли,
не использованной на увеличение имущества,
имеет важное резервное значение и может
быть в последующие годы направлен для
покрытия возможных убытков, финансирования
различных затрат.
Нераспределенная прибыль в широком смысле
как прибыль, использованная на накопление,
и нераспределенная прибыль прошлых лет
свидетельствуют о финансовой устойчивости
предприятия, о наличии источника для
последующего развития.
1.3 Рентабельность, как показатель эффективности деятельности предприятия.
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.
Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Этот
показатель характеризует эффективность
производственно-хозяйственной
С
помощью рентабельности продукции
оценивают эффективность
Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.
Рентабельность собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:
,
где величина собственных средств на начало и на конец периода.
В практике
анализа применяется множество
показателей эффективности
Оборачиваемость активов (ресурсоотдача).
Формула для расчета показателя имеет вид:
,
где ВР – выручка от реализации за расчетный период;
Анп, Акп – величина активов на начало и конец периода.
Этот
показатель можно интерпретировать
двояко. С одной стороны, оборачиваемость
активов отражает, сколько раз
за период оборачивается капитал, вложенный
в активы предприятия, т. е. оценивает
интенсивность использования
Рентабельность продаж.
Рентабельность
продаж также является одним из важнейших
показателей эффективности
,
где выручка от реализации продукции,
чистая прибыль предприятия.
Этот коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.
Рентабельность активов.
Показатель рентабельности активов рассчитывается по следующей формуле:
, где
чистая прибыль,
Анп, Акп – величина активов на начало и конец периода.
Рентабельность активов - это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала. С точки зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления (виды деятельности предприятия мы подробно рассмотрим в следующей главе).
Финансовый рычаг (леверидж).
Данный
показатель отражает структуру капитала,
авансированного в деятельность
предприятия. Он рассчитывается как
отношение всего
, где
АК- авансированный капитал,
СК- собственный капитал.
Уровень финансового левериджа можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, и с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.
Прежде чем перейти собственно к факторному анализу, сделаем ряд важных оговорок, касающихся сферы применения модели Дюпон.
Анализируя
рентабельность собственного капитала
в пространственно-временном
Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда коммерческая организация совершает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.
Вторая особенность определяется проблемой риска. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.
Таким образом, необходимо учитывать взаимосвязи между факторами, которые прямо не отражены в модели Дюпон. Например, исходя только из математической формулы модели, может показаться, что бесконечное увеличение финансового рычага будет приводить к столь же бесконечному увеличению рентабельности собственного капитала. Однако при увеличении доли заемных средств в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами. Вследствие этого уменьшается чистая прибыль и повышения рентабельности собственного капитала не происходит. Кроме того, нельзя не учитывать финансовый риск, сопровождающий использование заемных источников.
Третья
особенность связана с
Кроме того, учетная оценка собственного капитала не отражает будущих доходов предприятия. Далеко не все может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, новейшие технологии, высокая квалификация персонала не имеют адекватной денежной оценки в отчетности (если речь не идет о продаже бизнеса в целом). Таким образом, рыночная цена акций предприятия может сильно превышать учетную стоимость, и в этом случае высокое значение рентабельности собственного капитала не означает высокой отдачи на инвестируемый в фирму капитал. Поэтому следует принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.
Назначение модели Дюпон – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска инвестирования или кредитования данного предприятия.
Всем факторам модели и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, которую аналитик должен учитывать. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Следовательно, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.
Глава 2.Факторный анализ и оценка уровня доходности
ОАО « Автодеталь»
2.1 Анализ прибыли до налогообложения
Получение
прибыли является
Прибыль является
основной формой чистого
В условиях рынка
субъект хозяйствования
Информация о работе Формирование прибыли. Пути повышения рентабельности