Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы разработать мероприятия по совершенствованию формирования товарных запасов, на примере ТОО «Стамина».
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме;
2) провести анализ политики формирования товарных запасов на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать запасы предприятия и оценить обеспеченность предприятия товарными запасами;
3) выявить направления совершенствования политики формирования товарных запасов и разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления товарными запасами ТОО «Стамина».
Введение 4
1. Теоретические основы формирования товарных запасов 7
1.1. Понятия и структура товарных запасов 7
1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов 10
1.3. Методы оценки товарных запасов предприятия 13
1.4. Совершенствование управления товарными запасами 14
1.5. Модели управления товарными запасами 19
2. Анализ состояния и эффективности использования товарных запасов ТОО «Стамина» 23
2.1. Экономико-организационная характеристика ТОО «Стамина» 23
2.2. Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в ТОО «Стамина» 24
3. Мероприятия для улучшения управления товарными запасами на ТОО «Стамина» 30
Заключение 33
Библиографический список 35
Оглавление
Введение
Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения, как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.
При создании запасов в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.
При увеличении объема спроса, возникающем под действием различных, иногда случайных факторов, равно, как и сокращении его ввиду различных обстоятельств или изменений объемов предложения товаров, соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Случайные нарушения соответствия спроса и предложения должны выравниваться за счет изменения товарных запасов, которые в этом случае не только обеспечивают бесперебойную торговлю, но и в моменты изменений спроса дают возможность сохранить правильное соотношение между спросом и предложением за счет изменения своих размеров.
Наличие товарных запасов в обществе связано также с рациональной организацией товародвижения. Для народного хозяйства в целом является более экономичным движение товарных масс крупными транспортными единицами, например, целыми вагонами, контейнерами и маршрутами (вагонными составами). При этом появляется возможность более эффективного использования различных видов транспорта. Для этого требуется образование определенных запасов.
Следует также отметить, что доставка товаров до потребителей происходит с интервалами во времени. Учитывая, что потребности в товарах являются постоянными, а на поставку товаров в места их реализации могут влиять случайные факторы, способные ее задержать, образование товарных запасов оправдано.
Рациональное образование товарных запасов и их формирование – важнейшее условие для обеспечения расширенного воспроизводства товаров, в том числе бесперебойной продажи товаров, все более полного удовлетворения спроса населения при минимально возможных издержках производства и обращения.
Товарные запасы находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией движения является потребление, причем на место потребленных товаров производство поставляет новые. Товары в продолжение большего и меньшего времени образуют запас, пока их не заменят новые экземпляры того же рода. Только посредством такого образования запаса обеспечивается постоянство и непрерывность процесса обращения.
Актуальность данной темы заключается в том, что в рыночной экономике имеются вопросы, связанные с формированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов торговых предприятий – обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия. Следовательно, ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.
Актуальность проблемы формирования запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы разработать мероприятия по совершенствованию формирования товарных запасов, на примере ТОО «Стамина».
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор
отечественной и зарубежной
2) провести анализ политики формирования товарных запасов на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать запасы предприятия и оценить обеспеченность предприятия товарными запасами;
3) выявить направления
совершенствования политики фор
Объект исследования – товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) «Стамина». Основным видом деятельности данного предприятия являются оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.
Предметом анализа в курсовой работе будет выступать формирование товарных запасов.
Новизна исследования состоит в определение основных мероприятий, способствующих более эффективному формированию товарных запасов и обоснование конкретных мероприятия по формированию запасов для ТОО «Стамина».
В данной курсовой работе освещены теоретические основы экономических процессов, имеющих прямое отношение к формированию товарных запасов торговых предприятий. В практической части на примере конкретного торгового предприятия (ТОО «Стамина») и сведений, характеризующих его торговую деятельность, проанализирована структура и динамика изменения товарных запасов. В данной работе исследована деятельность предприятия в период за 2008 - 2009 гг.
Постоянное наличие на предприятии некоторой товарной массы обеспечивает непрерывность процесса производства и воспроизводства. Эта масса товаров составляет запас, который может принимать различные формы. Непрерывность процесса товарного обращения как часть процесса воспроизводства определяет необходимость товарного запаса. Товар имеет две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой стороны, принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу. Пока товар не продан, пока он находится в каналах сферы товарного обращения и ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Таким образом, конечная цель товарного запаса – быть проданным. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, переходя из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи.
Товарные запасы – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:
– обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;
– удовлетворяют платежеспособному спросу населения, поскольку являются формой товарного предложения;
– характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения. [2, c. 15].
Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:
Товарные запасы предприятий классифицируют по следующим признакам:
При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели, представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, достаточно удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный их недостаток – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия. Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов. Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный товарооборот соответствующего периода.
Товарные запасы могут выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (в рублях).
Кроме того, размеры
товарных запасов непосредственно
связаны со скоростью обращения
товаров. При неизменном объёме товарооборота
ускорение оборачиваемости
Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.
Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период.
Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.
Товарооборачиваемость – это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.
Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов [15, с. 46-49].
1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов
Величина товарных
запасов и оборачиваемость
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
2. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
3. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
Информация о работе Формирование товарных запасов на предприятии