Формирование товарных запасов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы разработать мероприятия по совершенствованию формирования товарных запасов, на примере ТОО «Стамина».
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме;
2) провести анализ политики формирования товарных запасов на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать запасы предприятия и оценить обеспеченность предприятия товарными запасами;
3) выявить направления совершенствования политики формирования товарных запасов и разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления товарными запасами ТОО «Стамина».

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы формирования товарных запасов 7
1.1. Понятия и структура товарных запасов 7
1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов 10
1.3. Методы оценки товарных запасов предприятия 13
1.4. Совершенствование управления товарными запасами 14
1.5. Модели управления товарными запасами 19
2. Анализ состояния и эффективности использования товарных запасов ТОО «Стамина» 23
2.1. Экономико-организационная характеристика ТОО «Стамина» 23
2.2. Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в ТОО «Стамина» 24
3. Мероприятия для улучшения управления товарными запасами на ТОО «Стамина» 30
Заключение 33
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

4. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

На оборачиваемость  товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д. [21, с. 73].

 

 

    1. Методы оценки товарных запасов предприятия

 

Выбор метода оценки запасов актуален в условиях изменения  цен приобретения запасов предприятия (товаров, материалов и т. п.). Изменение цен покупки и наличие остатков на конец периода создают проблему их оценки. Действительно, поступали запасы в течение периода по разным ценам, была продана (отпущена в производство) только часть запасов, и если партионный учет не велся, то оценить запасы предприятия можно с помощью следующих методов:

  1. Метод оценки себестоимости единицы запасов. Данный метод применяется либо когда фирма ведет партионный учет запасов, то есть их аналитический учет организован так, что позволяет отследить их движение по партиям. При этом в большинстве случаев при применении партионного учета и фактическое движение (выбытие) запасов организуется по партиям. Это может стать необходимым при использовании в деятельности фирмы (продаже или использовании в производстве) скоропортящихся оборотных активов, например, пищевых продуктов. Здесь, если партия была приобретена по одной цене, списание запасов конкретной партии и производится по соответствующим ценам.
  2. Метод средних цен. Он предполагает исчисление средних цен запасов, приобретенных за период, с учетом их остатка на начало отчетного периода.


 

 

 

 

 

  1. Метод ФИФО (аббревиатура от англ. FIFO – First In First Out, «первым поступил – первым выбыл») предполагает оценку остатка запасов и их выбывшей за период части в зависимость от последовательности их поступления (покупки). Оценка стоимости остатка запасов в этом случае основывается на допущении того, что запасы выбывают точно в той же последовательности, что и поступали в организацию, а, следовательно, остаток запасов на конец периода должен быть оценен, исходя из последних по хронологии цен их приобретения. Метод ФИФО иногда сравнивают с конвейером, с которого запасы поступают ровно в той последовательности, в которой они были на него загружены.
  2. Метод ЛИФО (аббревиатура от англ. LIFO – Last In First Out, «последним поступил – последним выбыл») предполагает, что мы оцениваем выбывающие запасы исходя из последовательности, обратной последовательности их поступления. Сущность метода ЛИФО иногда объясняется по аналогии с бункером или контейнером, куда закладываются запасы. И вот, если мы захотим эти запасы из такого бункера - контейнера достать, нам придется сначала вынуть те, которые попали туда последними. Следовательно, оценивая выбывшие за период ценности, мы начинаем «выбирать» последнюю по времени поступления партию, если количества товаров в ней не хватает – предпоследнюю, и так далее, как бы возвращаясь к остатку на начало.

 

1.4. Совершенствование управления товарными запасами

 

Рациональная величина товарных запасов обеспечивает выполнение и перевыполнение плана товарооборота, удовлетворение спроса, сокращение части издержек. Величина текущих запасов на предприятии является не постоянной, но от неё зависит вся торговля в целом. Сокращение времени обращения, ускоряет денежное обращение, а значит, создаёт условия для роста эффективности. В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы не нести инфляционных убытков. Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Необходимость организации службы контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса.

Меры по повышению  управляемости товарными запасами способствуют сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение. Для этого необходимо иметь возможность систематически отслеживать и анализировать структуру и динамику товарных запасов, информация о них должна быть упорядочена. Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат. Поэтому возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, а с другой – финансовыми затратами. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров.

Так, в развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню.

  1. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основаны на использовании модели EQQ, средства красной линии, двухсекторного средства, в последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time. При этом полнота и достоверность информационной базы обеспечивается за счет автоматизации учета и использования международной системы кодирования товаров.

Общий принцип, на котором основаны все системы управления запасами – это взаимосвязь входных и исходных параметров, которые указаны на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. Система управления запасами

 

Такие системы  создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:

– реальной оценки текущего состояния запасов;

– установления необходимых сроков размещения заказов;

– определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;

– определения необходимого объема страховых запасов;

– оценка затрат управления запасами и средств их минимизации [12, c.88].

Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.

Существующие  системы контроля уровня запасов  варьируют от наиболее простых к  достаточно сложным в зависимости  от размера предприятия, политики и  технологии менеджмента, объема, видов  и других особенностей запасов.

Распространенными системами контроля уровня запасов  являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств  состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.

Второй тип  систем контроля основанный на использовании  двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем  и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.

  1. Широкое распространение в развитых странах получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system) [1, c. 106]. Сущность АВС–анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило 20 на 80». Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объема продаж. Благодаря своей универсальности и эффективности данный метод получил большое распространение.

Его идея состоит  в использовании классификации  запасов и выделении трех групп  – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования. Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Классификация запасов (АВС system).

Группы запасов

Доля в объеме товарооборота  в денежном измерении

Доля в объеме запасов в натуральном измерении

Следует ли использовать сложные количественные методы управления

1. Группа А

70%

10%

Да

2. Группа В

20%

20%

В некоторых  случаях

3. Группа С

10%

70%

Не следует


 

Относительно  новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time ("просто своевременно"). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.

Управления  большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании  компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.

 

    1. Модели управления товарными запасами

 

Для решения  проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели:

1. Модель с  фиксированным размером заказа.

2. Модель с  фиксированным интервалом времени  между заказами.

3. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня.

4. Модель «Минимум - Максимум». 

Модель с  фиксированным уровнем запаса работает так: на складе есть максимальный желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ, так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки. Поэтому необходимо учитывать резервный запас, служащий для предотвращения дефицита.

Для определения  максимального желательного запаса используется формула:

МЖЗ = ОР + РЗ,                                                (1.1)

где МЖЗ – максимальный желательный заказ, шт.;

ОР – оптимальный размер заказа;

РЗ – резервный запас.

Модель с  фиксированным интервалом времени  между заказами работает следующим  образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до МЖЗ [14, с. 78].

Информация о работе Формирование товарных запасов на предприятии