Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:34, курсовая работа
Целью работы является выявление основных проблем и перспектив развития франчайзинга в России. Для решения достижения данный цели решаются следующие задачи:
Анализ сути понятия «франчайзинг», характеристика субъектов франчайзинга.
Анализ проекта открытия предприятия по договору франшизы на примере открытия ресторана «Планета Суши» в г. Бийске Алтайского края.
Выявление основных преимуществ и недостатков использования договора франшизы.
Формулировка проблем и перспектив развития франчайзинга в России.
Введение 3
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения 5
2. Технико-экономический анализ ООО «Интеррос», анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга 10
3. Перспективы использования франчайзинга в России 18
4. Выводы и предложения 24
Заключение 25
Список использованной литературы 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Финуниверситет)
Омский филиал Финуниверситета
Факультет ЭКОНОМИКА
Кафедра ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
по дисциплине ЭКОНОМИКА ФИРМЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Франчайзинг
Студент (Ф.И.О.) Мажкенова М.А.
№ личного дела 100.18/
курс I
преподаватель
специальность экономика
форма обучения заочная
Омск – 2013
Содержание
Решение многих
экономических проблем
Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы при использовании франчайзинга в России и причины, которые привели к их возникновению.
Целью работы является выявление основных проблем и перспектив развития франчайзинга в России. Для решения достижения данный цели решаются следующие задачи:
Объектом работы является франчайзинг в России, предметом исследования – ООО «Интеррос» как франчайзи и ОАО «Росинтер Ресторанс Холдинг» как франчайзер.
При подготовке данной работы использовались, в основном, материалы Российской Ассоциации франчайзинга, публикации Школы профессионального франчайзинга в рамках Института экономики РАН, опубликованные в сети Интернет, а также официальный сайт ОАО «Росинтер Ресторанс Холдинг».
Несмотря на частое употребление терминов «франчайзинг», «франшиза» и «франшизная система», в бизнес-практике до сих пор не существует единого универсального подхода к их трактовке [4]. Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют различное звучание, например, франчайзор, франчайзер и др.
Определение франчайзинга отсутствует в российском законодательстве. По мнению директора Школы профессионального франчайзинга И.В. Рыковой, франчайзинг - это форма взаимодействия субъектов рынка, представляющая одну из разновидностей вертикальной интеграции, обладающая рядом специфических признаков [8].
Франчайзинг можно определить и как систему взаимовыгодных партнерских отношений крупного и мелкого предпринимательства, объединяющую элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства [11, с. 84]. Это самостоятельная форма договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица.
Взаимодействие
крупного (корпорации, фирмы и т.п.)
и мелкого предприятий
Франчайзи выплачивает единовременный взнос (стоимость франшизы) за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера.
Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи (роялти), составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше.
Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы организации бизнеса заключается в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются, по сути, частью единой системы.
Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара, который должен обладать следующими признаками:
Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:
Франчайзинг, как
и любой вид
С одной стороны, франчайзинг помогает избежать целый ряд сложностей, связанных с функционированием независимых предприятий, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если руководство предприятия делает выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует учитывать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.
На сегодня наблюдается ускоренное возрастание применения такой технологии отечественным рынком услуг и товаров. Неуклонно растет число предприятий, которые используют франшизу средством ведения бизнеса.
Основное преимущество приобретения франшизы начинающим предпринимателем является возможность полностью использовать опыт ведения бизнеса компанией, которая выполняет продажу бизнеса. Это сводит риск открытия собственного бизнеса к минимуму. Франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера - крупной фирмы [11, с. 88].
Франчайзинг предоставляет франчайзи большую стабильность по сравнению с открытием собственного предприятия (по мировой статистике через 5 лет после начала предпринимательской деятельности продолжает функционировать 92% участников франчайзинговых систем и только 23% независимых предприятий [8]). Франчайзи изначально начинает работать под раскрученной торговой маркой, что способствует сокращению срока окупаемости торгового предприятия и увеличению прибыльности функционирования. Существенную экономию франчайзи получают при осуществлении логистических операций, к примеру, расходы на транспортировку товаров при вступлении во франчайзинговую систему сокращаются минимум на 3% [4].
Франчайзеры представляют
возможность бесплатного
Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.
Технология организации франшизных систем используется во всем мире и наиболее популярна в США и странах Западной Европы (Франция, Великобритания, Италия и т.д.).
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. Франчайзинговая система фирмы «Зингер» послужила образцом и толчком для дальнейшего развития этой системы в ряде других отраслей. Так, в 1898 г. фирма «General Motors» использовала независимые мелкие фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть способом, не требующим инвестиций [11, с. 86]. При этом дилер не имел права продавать машины других производителей. От него требовалось также вложить свой собственный капитал в дело, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж фирмы - продавца франшиз.
Франчайзинг получил широкое распространение в индустрии безалкогольных напитков, продаваемых в бутылках («Coca-Cola», «Pepsi» и др.). В 30-х годах XX в. франчайзинговая система распространилась на нефтеперерабатывающие компании и бензозаправочные станции США и стала стремительно развиваться во всем мире [11, с. 87]. При этом франчайзер получал выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что включался в проверенную, хорошо зарекомендовавшую себя коммерческую систему.
В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах XX века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных (фирма «1С») и с участием иностранного капитала («Кодак», «Макдоналдс» и др.). Пик открытия франчайзинговых систем приходится на 1998 - 2000 гг. Именно в этот период большинство операторов розничного рынка заявили о готовности продать франшизу.
Наиболее широкое распространение в России франчайзинговая система получила в отрасли быстрого питания. Московский рынок быстрого питания почти на 1/3 заполнен иностранными франчайзинговыми фирмами. Большое развитие этот рынок получает и на периферии. Речь идет о франчайзинговой сети кафе-мороженых «Баскин-Робинс» и российско-канадском предприятии «Москва-Макдоналдс» [6].
Одним из лидеров сети семейных ресторанов в России и СНГ является ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг». Компания управляет ресторанными сетями под собственными ключевыми брендами «IL Патио» (итальянская кухня) и «Планета Суши» (японская кухня), а также развивает международные бренды на основе франчайзинга T.G.I.Friday’s (американская кухня) и Costa Coffee (кофейни). Основные рынки, на которых работает Холдинг - это Россия, СНГ и Центральная Европа, включая страны Балтии. Акции компании котируются на Московской бирже ММВБ-РТС (www.rts.micex.ru) под тикером ROST [3]. «Росинтер» является членом Российской ассоциации франчайзинга.
Наиболее узнаваемыми и популярными брендами компании являются «IL Патио» и «Планета Суши». На территории Алтайского края сеть представлена семейными ресторанами в г. Барнауле: одним рестораном «IL Патио» (пр-кт Ленина, 20), двумя ресторанами «Планета Суши» (пр-кт Ленина, 47 и пр-кт Ленина, 113) и двумя ресторанами «Сибирская корона» (пр-кт Ленина, 113 и пр-кт Социалистический, 116).
Проанализируем финансовые аспекты открытия ресторана «Планета Суши» в г. Бийске Алтайского края на примере ООО «Интеррос», работающего с ОАО «Росинтер Рестонс Холдинг» в рамках договора франшизы.
ООО «Интеррос» осуществляет хозяйственную деятельность с 2007 г. и является одним из важных игроков ресторанного бизнеса г. Бийска. В 2010 г. ООО «Интеррос» заключило договор франшизы с ОАО «Росинтер Рестонс Холдинг» на открытие ресторана «Планета Суши». Согласно требованиям франчайзера [3], а также в результате собственного опыта ведения ресторанного бизнеса ресторан «Планета Суши» был открыт в центре города вблизи крупных торговых центров по адресу пер. Коммунарский, 18.
Основной вид деятельности ООО «Интеррос» - предоставление услуг общественного питания. В его рамках осуществляет свою деятельность ресторан «Планета Суши». Основными клиентами предприятия являются городские жители со средним уровнем доходов. ООО «Интеррос» находится на общей системе налогообложения и является налоговым агентом по уплате налога на прибыль и НДС.
Площадь ресторана 250 м2, помещение оборудовано на 35 посадочных мест. В штате ресторана состоят 11 человек: администратор, бармен, 3 повара, 4 официанта, 2 охранника.
Стоимость франчайзингового пакета бренда «Планета Суши» [3] была сформирована из следующих позиций:
Первоначальный взнос - 35 000 евро, но не менее 1 300 000 руб.;
Роялти (ежемесячный платеж от выручки) - 6%;
Взнос в федеральный маркетинговый фонд (ежемесячный платеж от выручки) - до 4%.