Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:34, курсовая работа
Целью работы является выявление основных проблем и перспектив развития франчайзинга в России. Для решения достижения данный цели решаются следующие задачи:
Анализ сути понятия «франчайзинг», характеристика субъектов франчайзинга.
Анализ проекта открытия предприятия по договору франшизы на примере открытия ресторана «Планета Суши» в г. Бийске Алтайского края.
Выявление основных преимуществ и недостатков использования договора франшизы.
Формулировка проблем и перспектив развития франчайзинга в России.
Введение 3
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения 5
2. Технико-экономический анализ ООО «Интеррос», анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга 10
3. Перспективы использования франчайзинга в России 18
4. Выводы и предложения 24
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Ежемесячные взносы взимаются от суммы валовой выручки без НДС.
Размер помещения должен быть в пределах 250-300 м2.
Инвестиции в открытие одного ресторана составляют 1500 долл./м2.
Средний чек ресторана на одного клиента составляет 700 руб.
Среднее количество посетителей в день составило 50 чел. в первый год работы. В дальнейшем оно увеличилось до 60 чел. в день на втором году, в настоящий момент ресторан «Планета Суши» посещают в среднем 70 чел. Таким образом, за 2010-2012 гг. валовая выручка без НДС составила 32 029 200 руб. (таблица 2). С 2010 по 2012 гг. выручка увеличилась на 180%, причем средний чек на одного клиента не изменился, а число посетителей ресторана в день увеличилось за тот же период на 40%.
Таблица 2. Выручка ООО "Интеррос" за 2010-2012 гг., руб.
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
Прирост с 2010 по 2012, % |
Выручка |
6300000 |
15120000 |
17640000 |
180 |
Валовая выручка без НДС |
5166000 |
12398400 |
14464800 |
180 |
Средний чек на одного клиента |
700 |
700 |
700 |
0 |
Число клиентов в день, чел. |
50 |
60 |
70 |
40 |
Число дней |
180 |
360 |
360 |
100 |
В 2010 г. ООО «Интеррос» заключило договор с ОАО «Росинтер», и в течение первых 6 месяцев осуществлялась подготовка к открытию ресторана, включающая подготовку и ремонт помещения, закупку и установку необходимого оборудования, найм и обучение персонала и т.д. Открытие ресторана пришлось на июль 2010 г. поэтому в этом году число дней, в течение которых осуществлялась хозяйственная деятельность составило 180 (т.е. полгода).
Операционные затраты ООО «Интеррос» включают расходы на закупку сырья, на выплату заработной платы и страховых взносов, на оплату коммунальных услуг, а также прочие расходы (табл. 3). С 2010 по 2012 гг. общее увеличение суммы затрат составило 78%.
Таблица 3. Операционные затраты ООО "Интеррос" за 2010-2012 гг., руб.
Статья затрат |
2010 |
2011 |
2012 |
Прирост с 2010 по 2012, % |
Закупка сырья и материалов |
1751731 |
3285367 |
4027398 |
130 |
Заработная плата и налоги на ФОТ |
1663200 |
1742400 |
2057346 |
24 |
Коммунальные услуги |
102804 |
154357 |
176329 |
72 |
Прочие расходы |
98465 |
178329 |
183267 |
86 |
Итого |
3616200 |
5360453 |
6444340 |
78 |
Как видно из анализа выше, выручка ООО «Интеррос» и его операционные затраты увеличились неравномерно, т.е. выручка выросла значительно больше, чем затраты, что не могло не сказаться на прибыли предприятия (табл. 4).
Таблица 4. Результаты от основного вида деятельности за 2010-2012 гг.
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
Прирост с 2010 по 2012, % |
Валовая выручка без НДС |
5166000 |
12398400 |
14464800 |
180 |
Операционные затраты |
3616200 |
5360453 |
6444340 |
78 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1549800 |
7037947 |
8020460 |
418 |
Как мы видим, при увеличении валовой выручки на 180% и увеличении операционных затрат на 78% прибыль от продаж (оказания услуг по общественному питанию) возросла более чем в 4 раза.
Однако при заключении договора франшизы и открытии ресторана «Планета Суши» ООО «Интеррос» были осуществлены значительные финансовые инвестиции, состоящие из стоимости франшизы и предусмотренных условиями договора с ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» инвестиций в открытие ресторана (табл. 5). Кроме того, в рамках договора осуществляются ежемесячные отчисления роялти и процентов в маркетинговый фонд франчайзера в размере 6% и 2% от валовой выручки без НДС соответственно.
Таблица 5. Общая стоимость франшизы, руб.
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
Первоначальный взнос |
1400000 |
||
Роялти 6% |
309960 |
743904 |
867888 |
Маркетинговый фонд 2% |
103320 |
247968 |
289296 |
Первоначальные инвестиции |
11250000 |
||
Итого |
13063280 |
991872 |
1157184 |
Таким образом, для реальной оценки финансового состояния ООО «Интеррос» учитываются все выплаты в пользу ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», предусмотренные договором франшизы. Результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6. Прибыли и убытки ООО «Интеррос»
Показатель |
Период деятельности, год | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Первоначальный взнос |
1400000 |
||
Роялти |
309960 |
743904 |
867888 |
Маркетинговый фонд |
103320 |
247968 |
289296 |
Первоначальные инвестиции |
11250000 |
||
Валовая выручка без НДС |
5166000 |
12398400 |
14464800 |
Операционные расходы |
3616200 |
5360453 |
6444340 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
-10113480 |
-4067405 |
2795871 |
Таким образом, проект по открытию ресторана «Планета Суши» окупился на 3 год хозяйственной деятельности, когда прибыль до налогообложения составила 2 795 871 руб.
Анализ выплат в пользу франчайзера позволяет сделать следующие выводы:
- первоначальные финансовые вложения в открытие ресторана «Планета Суши» составляют 13 063 280 руб.
- в 2010-2011 гг. деятельность ООО «Интеррос» была убыточной. Так, в 2010 г. сумма убытка составила 10 113 480 руб., в 2011 г. - 4 067 505 руб.
- инвестиции
в открытие ресторана
- в 2012 г. прибыль
покрыла сумму первоначальных
затрат, сумма прибыли до
Наиболее явным преимуществом использования системы франчайзинга при открытии нового ресторана субъектом малого бизнеса (ООО «Интеррос») является использование известного бренда «Планета Суши», пользующего популярностью и известностью среди населения РФ и ближнего зарубежья. Это обеспечило высокий уровень посещения ресторана начиная с первый дней открытия, что как следствие обеспечило ООО «Интеррос» стабильной и возрастающей выручкой. Также при открытии ресторана были сокращены расходы на рекламу и продвижение нового ресторана. Важным для ООО «Интеррос» стало заключение льготных договоров с поставщиками франчайзера, что позволило снизить себестоимость услуг.
Однако наряду с этими преимуществами существуют и значительные препятствия для покупки данной франшизы. И в первую очередь это связано со значительными финансовыми инвестициями в открытие ресторана. Так, первоначальные инвестиции в открытие одного ресторана площадью 250 м2 составили 11 250 000 руб. при стоимости обустройства 1500 долл./м2. Стоимость франшизы при курсе 40 руб. за 1 евро составила 1 400 000 руб. (или 35 000 евро). Таким образом, франчайзи должен обладать значительной финансовой устойчивостью и платежеспособностью, чтобы реализовать данный проект.
Одним из недостатков использования франчайзинга для данного проекта является контроль со стороны франчайзера, как финансовый, так и системный в целом. Франчайзи, хоть и является юридическим лицом, подотчетен франчайзеру и в рамках системы ограничен в своей предпринимательской деятельности.
К недостаткам франчайзинга можно также отнести: необходимость учета интересов партнера-франчайзера; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж.
Основные преимущества и недостатки использования системы франчайзинга, в том числе и при открытии ООО «Интеррос» ресторана «Планета Суши», представлены в таблице 7.
Таблица 7. Преимущества и недостатки применения франчайзинга
Субъект франчайзинговых отношений |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
Франчайзер |
|
1. Затраты на
подготовку франчайзингового 2. Влияние плохо
работающих франчайзи на 3. Сложности
в осуществлении контроля 4. Утечка конфиденциальной информации. 5. Нарушение
франчайзи условий договора |
Франчайзи |
|
1. Значительные финансовые инвестиции, направленные на приобретение франшизы, выплата роялти. 2. Невозможность
быстрого выхода из 3. Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости. 4. Контроль со
стороны франчайзера и скрытое
управление сетью, позволяюшие
франчайзеру приобретать |
По данным компании E.M.T.G. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC) Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний (98% за последние три года) [5]
На сегодняшний день в России работают порядка 595 франчайзеров более чем в 75 отраслях бизнеса - от ритейла до автомобильных перевозок [5]. Некоторые компании начали свою франчайзинговую деятельность совсем недавно - так, половина из них приняла решение использовать систему готового бизнеса только в 2010 году. Однако существует ряд крупных сетей, которые давно и успешно работают на франчайзинговом рынке.
По данным Российской Ассоциации франчайзинга (РАФ) в 2012 г. стоимость франшизы колебалась от 30000 до 1 500 000 руб., роялти находился на уровне 2-8% от оборота (Табл. 2)
Таблица 3. Франшизные предложения компаний - членов РАФ. Источник: Российская Ассоциация Франчайзинга. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/
Франчайзер (торговая марка) |
Стоимость франшизы, руб. |
Роялти (% от оборота) |
ООО «Чешские пивные» (Чешская пивная "Козловица") |
1 500 000р. |
5 |
ООО "РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС" (Планета Суши) |
1 400 000р. |
6 |
ООО "РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС" (IL Патио) |
1 400 000р. |
6 |
ООО «Фрэш Фиш» (NORDSEE) |
1 365 000р. |
6 |
ООО «КУЗИНА» (New York Pizza) |
1 000 000р. |
4 |
ООО «КОФЕ СЭТ» (COFFEESHOP COMPANY) |
900 000р. |
6 |
«Cajun» (Сеть ресторанов «Texas Chicken») |
795 000р. |
6 |
Сабвэй Раша Сервис Ко. |
360 000р. |
8 |
Г.М.Р. Планета гостеприимства ООО |
297 000р. |
7 |
ООО «Экспресс Ритейл» (Перекрёсток Экспресс) |
295 000р. |
3 |
ООО «Экспресс Ритейл» (Копейка) |
295 000р. |
2 |
Лаборатория Гемотест ООО |
200 000р. |
2 |
ООО "Медикал Консалтинг Груп" (ЛЕЧУ) |
150 000р. |
7 |
ООО «Экспресс Ритейл» (СитиМаг) |
150 000р. |
2 |
ООО «Автосуши» |
100 000р. |
5 |
Tele2 |
100 000р. |
2 |
ООО «Галерея АЛЕКС» (Сеть кофеен «Шоколадница») |
70 000р. |
7 |
ООО "ПрессХаус" («ХОРОШИЕ НОВОСТИ») |
45 000р. |
4 |
ООО "Гриль Мастер" |
30 000р. |
4 |