Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление основных проблем и перспектив развития франчайзинга в России. Для решения достижения данный цели решаются следующие задачи:
Анализ сути понятия «франчайзинг», характеристика субъектов франчайзинга.
Анализ проекта открытия предприятия по договору франшизы на примере открытия ресторана «Планета Суши» в г. Бийске Алтайского края.
Выявление основных преимуществ и недостатков использования договора франшизы.
Формулировка проблем и перспектив развития франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения 5
2. Технико-экономический анализ ООО «Интеррос», анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга 10
3. Перспективы использования франчайзинга в России 18
4. Выводы и предложения 24
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

курс франчайзинг.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

Российская  ассоциация франчайзинга в настоящее  время объединяет франчайзеров, владельцев мастер-франшиз, консультантов по франчайзингу, юристов, организации, обслуживающие  франчайзинг.

Среди членов РАФ  представлено немало известных во франчайзинге компаний и брендов: «Росинтер Ресторантс» (бренды «Планета Суши», IL Patio); «Галерея-Алекс» (сеть кофеен «Шоколадница», «Burger King»); «Экспресс Ритейл» (бренд «Перекресток-Экспресс»); «Планета гостеприимства» (бренды «Сбарро», «Восточный базар», «Виаджио», «Баш на Баш»), «Независимая лаборатория Инвитро» (бренды «Инвитро», «Лечу.ru»), EMTG, «Сабвэй Раша» (бренд «Сабвэй»), «Маркон» (бренд «Стардогс»), «Баскин Роббинс» и другие.

По видам  деятельности франчайзеры - члены РАФ распределяются следующим образом. Почти половина (45%) приходится на компании, представляющие розничную торговлю. Еще 22% - это предприятия питания. Компании, представляющие бытовое обслуживание, составляют 18%, структуры, занимающиеся обслуживанием бизнеса - 9%. На производственные компании - члены РАФ приходится 6% [5].

За три года целевой информационной работы РАФ (2010-2012 гг.) франчайзинг дошел до самых отдаленных регионов России. Франчайзинг уже не отождествляется только с фаст-фудом и ритейлом. Сегодня франчайзинг востребован во всех сферах, в том числе в сфере высоких технологий и производства. Например, европейская телекоммуникационная компания «ТЕЛЕ2», вступившая весной 2012 года в РАФ, использует модель готового бизнеса для тиражирования собственных ноу-хау в сфере мобильных коммуникаций, а производственная компания САН - для тиражирования студий широкоформатной печати [5]. Франчайзинг взят на вооружение в банковской сфере. РАФ совместно со Сбербанком подготовила специальный кредитный продукт для малого бизнеса  «Бизнес Старт», предлагающего помимо финансовой помощи, также варианты готового бизнеса.  Сейчас РАФ совместно с банком продвигает продукт. О возможности использования франчайзинга  заявляет и Почта России [5]. К франчайзингу сейчас обращается все больше производственных предприятий. Он может найти применение и в сельском хозяйстве.

При государственной  поддержке эти позитивные процессы могут быть интенсифицированы, от чего выиграет и бизнес, и потребитель, и экономика России. Мнение РАФ  в необходимости специальных программ развития франчайзинга: содействия ему льготными условиями предоставления помещений и средствами из региональных бюджетов - разделяет все больше представителей власти в центре и на местах.

Одной из наиболее сложных проблем в становлении франчайзинга на российском рынке является правовое закрепление отношений, возникших между субъектами франчайзинговой системы. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан только на системе договорных отношений, регулируемых Гражданским Кодексом РФ, и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

В современной  правовой системе России термин «франчайзинг»  встречается только один раз, в 54 главе  Гражданского кодекса РФ [1], где утверждается, что «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга. Однако коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.

Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличалось отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что привело к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярным переделам собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

Внесение изменений  в российское законодательство необходимо для достижения следующих целей [2]:

  • Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
  • Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
  • Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

 В систему,  в которую должны входить: 

В системе законодательных  актов РФ необходимо разработать  и принять новый закон о  франчайзинге, а в остальные нормативные акты (ГК РФ, НК РФ) внести соответствующие изменения.

Федеральный закон  РФ «О франчайзинге в Российской Федерации» должен развить основные положения ГК РФ и включать:

  • основные понятия и определения, в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
  • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции», но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
  • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
  • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
  • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга [2].

 В результате  у предпринимателей будет достаточный  нормативный материал для заключения  договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.

В нормативных  актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность  за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

Также для участников франчайзинговых систем имеет смысл  ввести льготный режим налогообложения, что обусловлено следующими причинами:

  • формирование широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
  • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
  • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

 Эти затраты,  особенно в период раскрутки  отечественных торговых марок,  не позволяют франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые россий-ские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выводы и предложения

 

Подводя итог анализу  проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

Нужна законодательная  инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.

Необходимо  включение в правительственную  программу поддержки малого предпринимательства  системы развития франчайзинга.

Очень важно  создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

Требуется создание сети учебно-консультационных центров  по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

 

Заключение

Франчайзинг строится на взаимодействии двух типов самостоятельных  предпринимателей - франчайзера и  франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Франчайзер в системе всегда один. Франчайзи является малая фирма или предприниматель, приобретающий на возмездной основе у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи  должны вкладывать в развитие системы  свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить  разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.

 На примере анализа деятельности ООО «Интеррос», являющимся франчайзи ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» и действующим в Алтайском крае, был выявлен ряд преимуществ и недостатков использования системы франчайзинга в РФ. Основным преимуществом для малого бизнеса можно назвать использование известного бренда, позволяющее обеспечить быструю окупаемость инвестиций и стабильность получения прибыли. Важным препятствием для широкого использования данной системы является необходимость значительных финансовых инвестиций и разносторонний контроль деятельности франчайзи со стороны франчайзера.

Важнейшей проблемой  развития франчайзинга в РФ является отсутствие полноценной законодательной  базы, регулирующей отношения в области  франчайзинга. Принятие закона «О франчайзинге» способствует широкому развитию данной системы взаимодействия малого и крупного бизнеса в РФ.

 

Список использованной литературы

Данная  работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 41541

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»
  2. Леонов А., Деев В. Франчайзинг в России: перспективы развития/Люди дела XXI. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/franchayzing/92-309.html
  3. Официальный сайт ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosinter.ru/company
  4. Панюкова В. Франчайзинговые отношения на российском рынке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru/priem_fr.pdf
  5. Российская Ассоциация Франчайзинга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/
  6. Рыкова И. Российские реалии франчайзинга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru/rus_real.html
  7. Рыкова И. Франчайзинг для регионов: перспективы и проблемы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru/fr_for_regions.html
  8. Рыкова И.В. Коротко о франчайзинге. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru/about_fr.html
  9. Рыкова И.В. Франчайзинг в России. 2008 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru/fr_in_ru-2008.pdf
  10. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Е., Унгаева Н.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2012
  11. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

 


Информация о работе Франчайзинг