Государственная политика в области здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении государственной политики в области здравоохранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5
1.1. Теоретические основы государственной политики в области здравоохранения 5
1.2. Правое регулирование деятельности учреждений здравоохранения 11
II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 16
2.1. Развитие здравоохранения в Чувашской Республике. 16
2.2. Проблемы в области здравоохранения и мероприятия по их устранению 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Государственная политика в области здравоохранения.doc

— 1.64 Мб (Скачать файл)

- мздоимство  медицинского персонала (оплата  мимо кассы в карман медицинского  персонала);

- неповоротливая  бюрократическая система управления;

- превалирование  оценки сотрудников по критериям личной преданности или кумовства , а не по деловым качествам;

На устаревшие подходы в системе финансирования сети учреждений исходя из фактических  затрат, отсутствие конкуренции и  барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг акцентировал внимание Президент РФ как в бюджетном послании Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" так и в Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 г.

Соответственно 12 февраля 2010 года в Государственной Думе РФ был рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» по словам разработчиков направленный на реформирование сети бюджетных учреждений путем повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при одновременном сокращении расходов бюджетов на функционирование таких учреждений.

Предлагаемые  меры потребуют реформирования 328 тысяч бюджетных учреждений, в том числе 25 тысяч федеральных и 303 тысяч региональных и муниципальных бюджетных учреждений.

Законодатель  считает, что органы публичной власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. При этом фактически большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы. Так, в 2008 году из почти 10 тыс. федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 3,8 тыс. учреждений (37,9% от их общего числа) имели долю доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения более 40%, в том числе 1 тыс. учреждений полностью финансировались за счет таких доходов.

Названный опыт предполагается распространить в законодательном  порядке.

В настоящее  время под учреждением понимают - некоммерческую организацию, созданную  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждения  здравоохранения решают социальную функцию оказания медицинской помощи целевой группе в рамках сметного финансирования, а с разрешения органа управления здравоохранения занимаются медицинским бизнесом (оказанием платных медицинских услуг) в рамках товарообмена медицинских услуг на денежные средства с зачислением их на лицевые счета органов Федерального казначейства.

Расходование  внебюджетных средств сопряжено  с необходимостью следования бюрократическим процедурам разрешений и согласований.

Ответственность по обязательствам учреждения несут  своими денежными средствами, а при  их недостаточности субсидиарную ответственность  несет собственник за счет средств  соответствующей казны (рис. 1).

Рис. 1. Бюджетная реформа учреждений здравоохранения

 

Бюджетная реформа  приведет к тому, что появятся три вида учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

Автономным  учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Бюджетные учреждения будут сформированы в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и других сферах, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их коренного преобразования.

Казенными учреждениями планируется реализовать отдельные  полномочия государства, и введение рыночных принципов оказания государственных услуг в этих учреждениях нецелесообразно. Примерами могут быть такие сферы деятельности, как национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению и других. Остановимся подробно на этих типах.

Автономное  учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним  собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Можно предположить, что госзадание не будет перекрывать  все потребности в финансировании бюджетного учреждения, поэтому оставшуюся часть придется зарабатывать в рамках гражданского оборота и конкурентного  рынка.

Полученный  доход не проходит через органы Федерального казначейства и поступает в полное распоряжение бюджетного учреждения. За такую предоставленную вольность государство берет компенсацию – ответственность по обязательствам будет лежать исключительно на бюджетном учреждении без субсидиарной ответственности собственника.

Автономное  учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  оно создано, и соответствующую  этим целям, при условии, что такая  деятельность указана в его учредительных документах.

Для казенных учреждений здравоохранения сохранится сметное финансирование, а доходы, полученные от предпринимательской деятельности, будут зачисляться в соответствующий бюджет. Лицевые счета открываются в органах Федерального казначейства.

Возникает закономерный вопрос – откуда у главного врача, зама по экономике и др. административной верхушки медицинских организаций, привыкших жить на бюджетной смете  появятся навыки, умения менеджера  и маркетолога по выявлению потребностей рынка и предложения конкурентоспособного продукта, тем более что частная медицина, как правило, под боком и не намерена отдавать свою долю рынка.

Потребитель просто так свой рубль нести не будет. Его надо будет завлекать конкурентными преимуществами. Добавит масла в огонь и ужесточение юридическое ответственности государства за ненадлежащее оказание медицинских услуг.

Кроме того, администрации  придется предпринимать жесткий  прессинг на медицинский персонал, в одночасье не способный отказаться от возможности работы на свой карман, а не в кассу учреждения.

Возникнет сразу  куча проблем, которые раньше не приходилось  решать главному врачу и его команде. Поэтому представляется обоснованным, чтобы собственник перед благословлением  учреждения в рыночный оборот провел обучение главного врача азам рыночных отношений.

    1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

2.1. Развитие здравоохранения в Чувашской Республике

 

  В целях  обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

   Эффективное функционирование  системы здравоохранения определяется  основными системообразующими факторами:

- совершенствованием организационной  системы, позволяющей обеспечить  формирование здорового образа  жизни и оказание качественной  бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

- развитием инфраструктуры  и ресурсного обеспечения здравоохранения,  включающего финансовое, материально-техническое  и технологическое оснащение  лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

- наличием достаточного  количества подготовленных медицинских  кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением  Российской Федерации.

Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.

В медико-демографической  ситуации республики имеют место  определенные позитивные сдвиги, результатом которых явилось увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Чувашской Республики в 2009 году до 68,98 лет, что на 0,31 и 0,51 лет больше показателей по России и Приволжскому федеральному округу (68,67 и 68,47 лет соответственно). По данному показателю Чувашия занимает шестое место среди 13 регионов ПФО.

Согласно прогнозу Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Чувашской Республике (далее - Чувашстат), показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни к 2011 году возрастет до 70,3 года, к 2020 году - до 72,3.

Последовательная реализация государственной политики, направленной на ответственное отношение к  здоровью, стимулирование рождаемости  и поддержку молодых семей, улучшение  их материального благосостояния и качества жизни, использование современных медицинских технологий способствовали стабилизации показателя рождаемости.

Число родившихся за 2010 год  по сравнению с предыдущим годом  в республике выросло на 0,8%. Коэффициент рождаемости составил 12,7 родившихся на 1000 населения, за последние девятнадцать лет это самый высокий показатель рождаемости, что выше уровня 1995 года на 23,3%, 2000 года - на 36,6%, 2005 года -25,7% (РФ - 12,6, ПФО - 12,4).

Наибольший  коэффициент рождаемости среди  регионов Приволжского федерального округа отмечен в 2010 году в Удмуртии и Башкортостане - 14,2-14,1 на 1000 населения. Минимальный уровень рождаемости зафиксирован в Мордовской Республике - 9,6%0

Тенденция роста  рождаемости характерна как для городской, так и для сельской местности. В сельской местности она традиционно выше, чем в городе, соответственно 13,0 и 12,5 на 1000 населения.

В 2010 году по сравнению  с 2009 годом рост рождаемости отмечен  в 14 районах и городах республики.

Высокие показатели рождаемости (более 14,0 на 1 тыс. населения) зарегистрированы в Шемуршинском, Батыревеком, Комсомольском, Аликовском районах.

Низкие (менее 11,0%0) - в Порецком, Козловском, Алатырском районах, в городах Алатырь и Шумерля (рис. 2).

Рис. 2. Показатель рождаемости по администротивным территориям

Чувашской Республики в 2010 году (на 1 тыс. населения)

 

В 2010 году от различных  заболеваний, травм и отравлений в Чувашии умерло 89 младенцев, не дожив до одного года, или 5,5 на 1000 родившихся живыми, что на 17,9% лучше аналогичного показателя прошлого года (РФ - 7,5, ПФО - 6,8). По данному показателю Чувашская Республика занимает 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа и входит в первую десятку лучших регионов Российской Федерации.

Снижение младенческой смертности произошло практически  по всем причинам смерти, в том числе от болезней органов дыхания на 80,6%, от состояний перинатального периода - на 54,1%, от врожденных аномалий - на 46,2%, от внешних причин - на 1,8%.

В 2010 году не было случаев младенческой смертности в Алатырском, Порецком и Урмарском районах. Самый низкий показатель младенческой смертности зарегистрирован в гг. Шумерля, Канаш и Чебоксарском районе (ниже 4,0 промилле). Самый высокий уровень младенческой смертности в Яльчикском, Марпосад-ском и Шумерлинском районах - 17,3, 15,8 и 14,2 на 1000 родившихся живыми соответственно.

Показатель  общей смертности в 2010 году составил 14,2 на 1000 населения, оставаясь стабильно  ниже среднего по России (14,3%0) и ПФО (15,0%0) уровня.

По данным Росстата, минимальный уровень смертности в регионах ПФО за 2010 год зарегистрирован  в Республике Татарстан (13,2 на 1000 населения), максимальный - в Нижегородской области - 17,9.

По итогам 2010 года снизились показатели смерти по 10 из 19 основных причин: от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде (на 52,9%), от болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ (на 20,3%), от болезней кожи и подкожной клетчатки (на 16,7%), от болезней мочеполовой системы (на 11,0%), от болезней органов дыхания (на 9,5%), от болезней системы кровообращения (на 9,4%), от некоторых инфекционных и паразитарных болезней (на 4,7%), от врожденных аномалий (пороков развития) (на 2,6%), от внешних причин (на 2,4%), новообразований (на 0,5%).

Информация о работе Государственная политика в области здравоохранения