Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, формы и значение государственного предпринимательства……...5
Развитие государственного предпринимательства……………………………13
Перспективы развития государственного предпринимательства в России.…16
Заключение..……………………………………………………………………..22
Часть вторая
сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций………………………………………………. …....23
Список литературы…………………………………………….…………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Экономике предприятия

на тему:

Государственное предпринимательство 

 

 

 

 

 

                                                             Преподаватель Махинова Н.В.

                                                                         Студент Дмитриева Т.П.

                                                   ЭПБп-08КФ

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2010


План

 

Часть первая

Введение…………………………………………………………………………...3

Сущность, формы и значение государственного предпринимательства……...5

Развитие государственного предпринимательства……………………………13

Перспективы развития государственного предпринимательства в России.…16

 Заключение..……………………………………………………………………..22

Часть вторая

сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций………………………………………………. …....23

Список литературы…………………………………………….…………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть первая

 

Введение

 

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение  ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической  мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Таково было мнение классиков. Однако, на практике же современного рынка государственное предпринимательство играет далеко не последнюю роль.

Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства  может быть только теоретической  абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство  выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной  конкуренции значительная часть  производительных сил перерастает  рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.

Поэтому, говоря в настоящее  время о рыночной экономике, мы говорим  и о роли государства в общем и о государственном предпринимательстве. Какова же сущность государственного предпринимательства? В чем его роль, и какие тенденции развития ждут государственное предпринимательство в современной России?

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой следующую  цель: исследовать Сущность, формы  и значение государственного предпринимательства, проследить развитие государственного предпринимательства и определить перспективы развития государственного предпринимательства в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность, формы  и значение государственного предпринимательства

 

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент  структуры современного общества. Место  государственного сектора непосредственно  связано с ролью государства  в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может  обеспечить частное производство, подчиненное  интересам получения прибыли.

Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом  стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального  богатства. Государственное предпринимательство, государственное потребление вызывают мультипликативный спрос, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном  состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой физического  и духовного совершенствования  человека.

Масштабы огосударствления зависят от конкретных экономических  и исторических условий, состояния  общества и других факторов. Изменение  доли государственного сектора без  их учета приводит к негативным последствиям для социально-экономического развития страны.

В настоящее время государственный  сектор широко представлен в странах  с рыночной экономикой, и частное  производство является там далеко не всеобъемлющим. При этом приватизация и национализация (деприватизация) рассматриваются как равнозначные факторы повышения эффективности использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий. В США, Англии, других развитых странах правительства никогда не выпускали из своих рук контроль за государственной собственностью, источниками ее приумножения. П. Самуэльсон характеризует правительство США как «самое крупное предприятие в мире» .

Государственный сектор влияет на экономику; прежде всего, по двум направлениям.

1. Рост государственных  вложений, способствующих расширению  масштабов производства и емкости  рынка.

2. Развитие хозяйственной,  в том числе предпринимательской  деятельности предприятий, находящихся  под государственным контролем.

Наиболее полно о месте  государственного сектора можно  судить по показателю государственных  расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Послевоенный период характеризуется постоянным увеличением этого показателя.

Объемы государственных  расходов прямо пропорциональны  уровню и качеству жизни и, как  правило, сохраняют устойчивость.

Некоторые страны периодически проводят кампании по разгосударствлению. Так, с начала 1980-х годов подобные меры осуществлялись в Великобритании правительством Маргарет Тэтчер. Однако за 10 лет показатель государственных  расходов по отношению к ВВП уменьшился лишь на один пункт. В США, наоборот, в период «Нового курса» Ф. Рузвельта  государственная собственность  увеличилась за счет государственного строительства (введения общественных работ), но многие построенные предприятия  впоследствии были проданы частным  лицам или законсервированы.

Государственное предпринимательство  осуществляется в сферах, в которых  требуются крупные инвестиции или  не допускается по каким-либо мотивам  частное производство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии.

Государственные предприятия, если даже в обществе господствует частная собственность, не признаются рыночными структурами. Это же относится  и к предприятиям, в которых  государство имеет контрольный  пакет акций.

Граница между частным  и государственным производством  очевидна лишь в случае, когда государство  непосредственно использует ресурсы, в том числе людские. Она трудно различима, если государство только вкладывает средства, контролирует важные решения, а рабочие нанимаются частной  компанией и не являются государственными служащими. Так, при создании атомной  промышленности США государство  выделяло средства, компания «Дженерал  электрик» возводила объекты, а  сейчас управляет отраслью под государственным  надзором (в части, прежде всего, соблюдения режима секретности, защиты патентов), но без вмешательства в дела компании по мирному использованию атомной  энергии.

С экономической точки  зрения форма собственности на средства производства теряет свою актуальность по мере того, как право принятия хозяйственных решений отделяется от права собственности. Эффективность  использования ресурсов не зависит  от формы собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует - государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Форма  собственности не мешает менеджеру  лучше управлять. И государство  располагает не меньшими, а большими возможностями стимулировать его  эффективный труд.

Утвердилось мнение, что  в государственном секторе меньше стимулов снижения издержек и увеличения прибыли, так как частному предприятию  угрожает банкротство, а государство  спасает финансовой поддержкой свое предприятие. Однако в действительности банкротство корпораций на Западе такое  же редкое явление, как и государственных  предприятий; а убыточным может  оказаться в одинаковой степени  как государственное, так и частное  предприятие.

Теперь подробнее остановимся  на формах государственного предпринимательства  в России

В России в первой половине 1990-х годов ускоренными темпами  стала осуществляться тотальная  приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных  предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий  к началу приватизации в 1991 г. Параллельно  создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий  возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн

Почти 50% от общего числа  хозяйствующих субъектов создано  отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных  предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора  экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта» .

Государство рассталось с  подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности  остаются природные ресурсы, в том  числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической  зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое  для выполнения хозяйственно-организаторских  функций. Разведанные сырьевые ресурсы России составляют 28 трлн $., а потенциальные - 140 трлн $. Их можно использовать для залога, концессии и т. д.

Конституцией РФ определен  базовый перечень объектов государственной  собственности в двух ее формах: федеральная собственность и  собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

• федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

• оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических  средств;

• деятельность в космосе;

• федеральные банки;

• денежная эмиссия.

Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение  являются предметом совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его  органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.

Разграничение государственной  собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и  муниципальную собственность позволяет  разделить функции федеральных, региональных и местных органов  по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.

Имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение. Государственное  имущество, не закрепленное за предприятиями  и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную  казну Российской федерации или  субъекта РФ.

К государственному сектору  относят акционерные общества, в  которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности  государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим  субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий  и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора  включаются:

• программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

• предельная штатная численность  государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);

• план предоставления услуг  бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

Информация о работе Государственное предпринимательство