Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:20, контрольная работа
Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, формы и значение государственного предпринимательства……...5
Развитие государственного предпринимательства……………………………13
Перспективы развития государственного предпринимательства в России.…16
Заключение..……………………………………………………………………..22
Часть вторая
сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций………………………………………………. …....23
Список литературы…………………………………………….…………………………31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Экономике предприятия
на тему:
Государственное предпринимательство
Екатеринбург
2010
План
Часть первая
Введение…………………………………………………………
Сущность, формы и значение государственного предпринимательства……...5
Развитие государственного
предпринимательства……………………………
Перспективы развития государственного
предпринимательства в России.…
Заключение..……………………………………………
Часть вторая
сравнительная характеристика
организационно-правовых форм коммерческих
организаций……………………………………………….
Список литературы…………………………………
Часть первая
Введение
Рыночный механизм способен
обеспечить вполне эффективное распределение
ресурсов и их использование. Многие
видные экономисты XIX и начала XX веков,
которые вошли в историю
Таково было мнение классиков. Однако, на практике же современного рынка государственное предпринимательство играет далеко не последнюю роль.
Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.
Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим и о роли государства в общем и о государственном предпринимательстве. Какова же сущность государственного предпринимательства? В чем его роль, и какие тенденции развития ждут государственное предпринимательство в современной России?
Исходя из вышесказанного,
я поставила перед собой
Сущность, формы и значение государственного предпринимательства
Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Государственный сектор служит
фактором экономического роста, залогом
стабильности и устойчивого развития,
гарантом сохранения национального
богатства. Государственное
Масштабы огосударствления зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов. Изменение доли государственного сектора без их учета приводит к негативным последствиям для социально-экономического развития страны.
В настоящее время
Государственный сектор влияет на экономику; прежде всего, по двум направлениям.
1. Рост государственных
вложений, способствующих расширению
масштабов производства и
2. Развитие хозяйственной,
в том числе
Наиболее полно о месте государственного сектора можно судить по показателю государственных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Послевоенный период характеризуется постоянным увеличением этого показателя.
Объемы государственных расходов прямо пропорциональны уровню и качеству жизни и, как правило, сохраняют устойчивость.
Некоторые страны периодически проводят кампании по разгосударствлению. Так, с начала 1980-х годов подобные меры осуществлялись в Великобритании правительством Маргарет Тэтчер. Однако за 10 лет показатель государственных расходов по отношению к ВВП уменьшился лишь на один пункт. В США, наоборот, в период «Нового курса» Ф. Рузвельта государственная собственность увеличилась за счет государственного строительства (введения общественных работ), но многие построенные предприятия впоследствии были проданы частным лицам или законсервированы.
Государственное предпринимательство осуществляется в сферах, в которых требуются крупные инвестиции или не допускается по каким-либо мотивам частное производство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии.
Государственные предприятия, если даже в обществе господствует частная собственность, не признаются рыночными структурами. Это же относится и к предприятиям, в которых государство имеет контрольный пакет акций.
Граница между частным
и государственным
С экономической точки
зрения форма собственности на средства
производства теряет свою актуальность
по мере того, как право принятия
хозяйственных решений
Утвердилось мнение, что
в государственном секторе
Теперь подробнее остановимся на формах государственного предпринимательства в России
В России в первой половине
1990-х годов ускоренными
Почти 50% от общего числа
хозяйствующих субъектов
Государство рассталось с
подавляющей частью производственных
мощностей. Но в его собственности
остаются природные ресурсы, в том
числе ресурсы континентального
шельфа и морской экономической
зоны, акции предприятий
Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:
• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
• федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;
• оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;
• деятельность в космосе;
• федеральные банки;
• денежная эмиссия.
Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение
Разграничение государственной
собственности на федеральную собственность,
собственность субъектов РФ и
муниципальную собственность
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.
К государственному сектору
относят акционерные общества, в
которых контрольные пакеты голосующих
акций находятся в
Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:
• программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
• предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);
• план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);