Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, формы и значение государственного предпринимательства……...5
Развитие государственного предпринимательства……………………………13
Перспективы развития государственного предпринимательства в России.…16
Заключение..……………………………………………………………………..22
Часть вторая
сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций………………………………………………. …....23
Список литературы…………………………………………….…………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

 

Сочетание разных форм хозяйствования казенного предприятия означает, что государство как собственник  должно применять и разные формы  управления "своим" предприятием: прямое и косвенное. В первом случае речь идет об установлении показателей  госзаказа, параметров "входа" и "выхода" предприятия, значения которых соответствуют  условиям и результатам его выполнения (цена продукции, фонд заработной платы, нормы амортизации и др.). Во втором - прежде всего об определении нормативов распределения между собственником  и предприятием дохода, полученного  от выполнения рыночного заказа, установлении приоритетов направлений использования  прибыли, оставленной в распоряжении субъекта хозяйствования.

 

В отличие от казённых, унитарные предприятия, использующие режим хозяйственного ведения имеют иной уровень экономической самостоятельности. Планирование, ценообразование, разработка политики в области инвестиций и доходов отнесены к их компетенции. Собственник здесь определяет предмет и цели деятельности, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием имущества, имеет право на получение части прибыли. В оценке их предпринимательского потенциала следует учитывать, что это - предприятия, во-первых, крупные и средние, поскольку мелкие - первой "волной" приватизации переданы в частную и смешанную собственность. Во-вторых, как правило, ориентированные, прежде всего на удовлетворение потребностей общероссийского рынка. Следовательно, их деятельность должна являться объектом макроэкономического регулирования. В-третьих, представляющие преимущественно отрасли первого подразделения общественного производства, а также производственной инфраструктуры, а соответственно, государство - основной по объему предъявляемого платежеспособного спроса заказчик. В-четвертых, имеющие в большинстве своем устарелую материально-техническую базу и структуру производства.

 

Очевидна существенная роль государства в обеспечении предпринимательской  деятельности таких предприятий. Она  не может быть сведена только к  функциям контроля использования имущества  и распределения полученной прибыли. Реструктуризация производства, изменение  профиля деятельности, обновление основного  капитала предполагают реализацию собственником  целевых программ финансовой поддержки, в том числе, в форме госзаказа. Влияние государства должно быть дозированным (по конкретным объектам и временным интервалам) с тем, чтобы создавать у предприятий  устойчивую потребность в поиске новых заказчиков.

 

Ограниченные возможности  бюджетного финансирования в обозримой  перспективе будут определять обострение противоречия между потребностями  большинства унитарных предприятий  в финансировании текущего производства, качественного обновления его материально-технической  базы, с одной стороны, и ограниченными  возможностями для их реализации, с другой. Один из возможных путей  разрешения этого противоречия - преобразование основной части унитарных предприятий  в государственные корпорации.

 

Государственная корпорация будет отличаться, прежде всего, тем, что в имущественном обороте  она выступит как собственник  имущества, которое государство  внесет в ее уставный капитал. Главным  отличием такой корпорации от других акционерных обществ с участием государства, станет способность последнего определять ее хозяйственную и управленческую стратегию.

 

Государственные корпорации - объекты с делимой на акции  собственностью. Поэтому государство  сможет осуществлять динамичное перераспределение  долей по уровням расположения собственника (федеральный, субъекта федерации, областной), субъектам (министерствам, ведомствам), осуществляющим его полномочия в  определенных сферах народного хозяйства, исходя из задач усиления межотраслевой  и региональной кооперации производства, его диверсификации, большей ориентации на конкретные географические или отраслевые рынки. Акцентируя внимание на сравнительных преимуществах государственных корпораций, обратим внимание на потенциальные резервы сокращения величины их трансакционных издержек в случае, если государство четко определит свои полномочия, стратегию и экономическое поведение применительно к каждой из них. Это позволит государственным корпорациям заключать со своими основными заказчиками, как правило, долговременные контракты. При работе с акциями названных эмитентов государство получит возможность оперативно трансформировать собственность, "подключая" к ней работников корпорации, внешних инвесторов, в том числе, иностранных. В этом случае корпорации будут преобразовываться в смешанные предпринимательские структуры.

 

Становление смешанного предпринимательства  позволит обеспечить, во-первых, новый  уровень экономической свободы  бывших госпредприятий, во-вторых, создать  условия для полноценного общественного  контроля и регулирования условий  и результатов их деятельности. Оправданно в базовых отраслях экономики, в  точках ее роста рассматривать участие  государства в деятельности таких  предприятий как долговременное, а для существенного их числа  и постоянное. Основные экономические  интересы государства в этом случае могут быть определены следующим  образом:

макроэкономический интерес, отражающий потребность в решении  задач стабилизации и пост кризисного развития экономики как целостной  системы (в том числе формирования сложных диверсифицированных финансово-промышленных комплексов, способных успешно конкурировать  на мировом рынке и др.);

предпринимательский интерес, связанный с получением стабильного  дохода;

реформаторский интерес, реализуемый посредством институциональных (пост приватизационных) преобразований, инициирующих у других акционеров рыночную мотивацию.

 

Реализация потребности  в реструктуризации производства и  обновлении материально-технической  базы основного числа смешанных  предприятий сопряжена с привлечением значительных финансовых ресурсов. Ограниченность бюджетных средств и неразвитость рынка капитала обусловливают включение  в "ядро" основных акционеров наряду с государством других стратегических собственников. Оказывать определяющее влияние на выбор предприятием хозяйственной и управленческой стратегии государство сможет, имея контрольный пакет акций, размер которого колеблется от "классического" в 51% до величины в несколько раз меньшей, зависящей от уровня диффузии корпоративного капитала. Возможности такого воздействия определяются не только размером доли государства в уставном капитале акционерного общества. Самостоятельную и важную роль в их расширении играет присутствие, тем более доминирование, инвесторов с интересами, близкими или совпадающими с интересами государства. Их нахождение в числе участников предполагает наличие условий, стимулирующих приобретение и длительное сохранение ими статуса акционера. Таким образом, приоритетной для государства задачей, решаемой на этапах акционирования и пост приватизационном, является содействие (экономическое, организационно-правовое) формированию "ядра" таких акционеров. Их отличительными признаками должны быть: заинтересованность в долговременном устойчивом развитии предприятия, а следовательно, доминирование стратегических интересов; способность организационно обеспечить (в том числе, посредством передачи полномочий на управление профессионально подготовленным менеджерам) полноту использования внутрипроизводственных резервов; наличие финансовых ресурсов или возможностей их привлечения в объеме, достаточном для реструктуризации предприятия, обновления его материально-технической базы.

 

Актуальными являются и другие задачи, в том числе, осуществления  эффективного контроля за менеджментом, обеспечения связи между концентрацией власти в руках профессиональных управляющих и развитием внешних инструментов контроля их деятельности.

 

Важное направление институциональных  преобразований - существенное расширение перечня задач, входящих в компетенцию  органов управления государственной  собственностью. Таковыми должны стать:

информационно-аналитические (проведение постоянного мониторинга  предприятий, где имеется государственный  капитал, выявление тенденций развития предприятий, сходных по отраслевой принадлежности, профилю деятельности и размерам, оценка факторов и условий, определяющих результаты их хозяйствования);

нормативные (разработка принципов  политики в сфере распределения  доходов предприятий с доминирующей долей государства, критериев оценки деятельности госпредприятий разных типов, условий предоставления финансовой поддержки государства);

предпринимательские (продажа государственных паев, покупка акций частных эмитентов, совместное с частным капиталом финансирование отдельных инвестиционных проектов и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в заключение сделаем  выводы по проделанной работе:

 

Во-первых, государственное  предпринимательство необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное  предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие  от частного предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении  социально-экономических задач, таких  как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических  колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

 

Во-вторых, приоритетно государственное  предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в  следующих отраслях: обеспечение  развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки  и техники, долгосрочное прогнозирование  развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий  научно-технического прогресса с  общенациональных позиций; координация  усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

 

В-третьих, приоритетными  направлениями в развитии государственных  предприятий должны стать:

Преобразование основной части унитарных предприятий  в государственные корпорации;

 

Поиск крупных инвесторов с интересами, близкими или совпадающими с интересами государства;

 

Концентрация власти в  руках профессиональных управляющих  и развитием внешних инструментов контроля их деятельности;

Существенное расширение перечня задач, входящих в компетенцию  органов управления государственной  собственностью

Часть вторая

сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций

 

 

открытое акционерное  общество

Участники и форма участия

Один вид членства —  акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо

Min и max число участников

численность не ограничивается. Другое хозяйственное общество не может  быть единственным акционером, если оно  состоит из 1 лица.

Учредительные документы

Устав акционерного общества

Формирование уставного  капитала

Формируется уставный капитал, УК не может быть меньше 1000-кратного размера минимальной оплаты труда  в месяц

Ответственность участников

Акционеры несут ответственность  в пределах стоимости принадлежащих  им акций.

Распределение  прибыли (убытков)

Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами  пропорционально количеству принадлежащих  им акций.

Условия выхода участников

Чтобы «выйти» из ОАО акционер продает все свои акции любому лицу

Организация управления

Высший орган - общее собрание акционеров. При числе акционеров более 50 создается Совет директоров (Наблюдательный совет). Исполнительный орган - коллегиальный (правление, дирекция) или единоличный (директор, ген. директор)

Условия ликвидации и реорганизации

по решению учредителей;

в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;

в связи с достижением  цели, ради которой было создано  предприятие;

в случае признания судом  недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при  его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти  нарушения носят неустранимый характер;

по решению суда, в случае осуществления деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;

в случае признания предприятия  несостоятельным (банкротом), если оно  не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов.

Информация о работе Государственное предпринимательство