Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:20, контрольная работа
Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, формы и значение государственного предпринимательства……...5
Развитие государственного предпринимательства……………………………13
Перспективы развития государственного предпринимательства в России.…16
Заключение..……………………………………………………………………..22
Часть вторая
сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций………………………………………………. …....23
Список литературы…………………………………………….…………………………31
• план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
• программа повышения
эффективности использования
Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.
Экономическую структуру
государственного сектора образуют
предприятия материального
Основу государственного сектора России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление.
По отношению к
В уставе отражаются предмет
деятельности, порядок распределения
доходов, виды обязательной отчетности,
ответственность руководителя за результаты
хозяйственной деятельности и другие
положения. В контракте с руководителем
предприятия содержатся условия, ставящие
размер вознаграждения в зависимость
от финансово-экономического положения,
устанавливающие
Основными общими признаками государственного предприятия в России являются:
1. Имущество предприятия
находится в государственной
(муниципальной) собственности
2. Руководитель предприятия назначается собственником и ему подотчетен.
3. Предприятие отвечает
по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом; не
несет ответственности по
Государственное предприятие
на праве хозяйственного ведения
более самостоятельно в организации
производства, имея ряд признаков, характерных
для хозяйственных обществ. Действующее
законодательство не предусматривает
каких-либо ограничений по производительному
использованию имущества
Все созданные до введения
в декабре 1994 г. ГК РФ государственные
предприятия обладают имуществом на
праве хозяйственного ведения и
могут распоряжаться
На базе ограниченного
круга государственных
• действует в рамках,
определяемых законами исключительно
для государственных
• преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;
• не подлежит приватизации.
Кандидатами на получение статуса казенного предприятия прежде всего являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.
Казенные предприятия
являются коммерческими организациями
(хотя не все нацелены на извлечение
прибыли) и вступают в экономические
отношения с другими
Статус казенного предприятия
не является раз и навсегда данным:
если потребность в соответствующем
виде продукции отпадает, то госзаказ
снимается, и предприятие переходит
в разряд обычного государственного
предприятия или
Особенно эффективны казенные
предприятия в оборонном
Развитие государственного предпринимательства
До 80-х годов развитие государственной собственности имело циклический характер: в периоды кризисов проводилась национализация предприятий, в период подъема - распродажа государственной собственности. Но в целом доля государственной собственности увеличивалась.
Современному этапу эволюции рыночной системы, наступившему в 70-80-е годы ХХ в., присущи новые тенденции развития государственной собственности. Речь идет о тенденциях, определяемых долгосрочной динамикой экономических событий в странах, имеющих наиболее развитую и сложную структуру государственного регулирования.
Одна из тенденций - снижение
доли государственной собственности.
В основе такого процесса лежат две
основные причины. Первая - изменившиеся
условия общественного
Вторая причина - низкая экономическая эффективность госпредприятий, обусловленная спецификой их функций, экономического положения, особенностями системы управления госсектором. Давая ее содержательную характеристику, следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты: Госпредприятия решают задачи, как общеэкономические (например, поддержка отраслей, важных с точки зрения национальной экономики, но хиреющих из-за непривлекательности для частного капитала, обеспечение нормального функционирования экономической инфраструктуры), так и социальные (предоставление населению льготных услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, расширения трудоустройства безработных и др.). Их постановка и реализация в значительной степени ограничивают возможности достижения микроэкономической эффективности; Госпредприятия в период, предшествовавший широкомасштабной приватизации, с одной стороны, как правило, не имели свободы маневра на рынке, не могли самостоятельно изменять свой производственный профиль, диверсифицировать производство, с другой, были полностью исключены из конкурентной борьбы. Отсутствие сколько-нибудь экономически обоснованных финансовых ограничений позволяло использовать госбюджет для систематического покрытия их убытков и в то же время усиливало налоговую нагрузку на других экономических субъектов, ограничивая их стимулы к развитию бизнеса; Системе управления госпредприятиями присущ ряд генетических, в принципе неустранимых дефектов. В их числе: бюрократизация управленческой деятельности, проявляющаяся в доминировании частных интересов государственных служащих над общественными, превращении задачи воспроизводства государственного управления в конечную цель, практически не связанную с состоянием и направленностью изменений, происходящих в национальной экономике; относительная длительность процессов сбора, переработки, анализа информации, необходимой государственным органам для принятия решений. Такая информация оказывается зачастую недостоверной, поскольку отражает уже прошедший временной период.
Сужение государственного сектора
осуществляется в тесной связи с
другой тенденцией, отражающей качественные
изменения в характере
Разделение госпредприятий в зависимости от целевой функции - на некоммерческие и предпринимательские, с последующим применением в оценке деятельности последних показателей эффективности, апробированных в частном секторе;
Перевод госпредприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права;
Повышение уровня экономической самостоятельности госпредприятий.
Третья тенденция развития
государственной собственности
отражает процесс проникновения
государственного капитала в частный
сектор, и наоборот. Она свидетельствует
о появлении принципиально
Смешанные предприятия обладают
потенциалом для разрешения противоречий,
имманентных рыночной системе хозяйствования:
между ориентацией на текущую
конъюнктуру рынка и
Взаимодействие
Интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы (предприятия);
Рыночного предложения и использования государственного капитала (например, посредством долевого участия государства в финансировании перспективных для национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов по ставке, обеспечивающей определенную рентабельность государственного капитала, передачи государственного имущества в коммерческое использование частным физическим и юридическим лицам и др.).
Перспективы развития государственного предпринимательства в России
Создание предпосылок
для становления и развития государственного
предпринимательства в России предполагает
учет специфики и возможностей разных
типов государственных
Родовой признак казенных
предприятий - зависимость от бюджета
(казны), так как основной, а зачастую
единственный заказчик - государство.
Отсюда - определяющим условием их нормальной
жизнедеятельности выступают