Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, формы и значение государственного предпринимательства……...5
Развитие государственного предпринимательства……………………………13
Перспективы развития государственного предпринимательства в России.…16
Заключение..……………………………………………………………………..22
Часть вторая
сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций………………………………………………. …....23
Список литературы…………………………………………….…………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

• план получения и использования  доходов от распоряжения государственным  имуществом;

• программа повышения  эффективности использования федеральной  собственности.

Органы государственной  власти и местного самоуправления могут  определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора  экономики.

Экономическую структуру  государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно  или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К  ним относятся в первую очередь  предприятия топливно-энергетического  комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

Основу государственного сектора России составляют унитарные  предприятия и учреждения. Экономическая  функция унитарного предприятия  заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных  заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление.

По отношению к государственным  унитарным предприятиям органы государственной  власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно  выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении  контроля за деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

В уставе отражаются предмет  деятельности, порядок распределения  доходов, виды обязательной отчетности, ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. В контракте с руководителем  предприятия содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость  от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность  за принятие решений, наносящих ущерб  предприятию.

Основными общими признаками государственного предприятия в  России являются:

1. Имущество предприятия  находится в государственной  (муниципальной) собственности и  принадлежит ему на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления.

2. Руководитель предприятия  назначается собственником и  ему подотчетен.

3. Предприятие отвечает  по своим обязательствам всем  принадлежащим ему имуществом; не  несет ответственности по обязательствам  собственника имущества.

Государственное предприятие  на праве хозяйственного ведения  более самостоятельно в организации  производства, имея ряд признаков, характерных  для хозяйственных обществ. Действующее  законодательство не предусматривает  каких-либо ограничений по производительному  использованию имущества предприятия  на праве хозяйственного ведения. Размер уставного фонда предприятия  не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятии решения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные  предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и  могут распоряжаться недвижимостью  только с согласия собственника. Они  функционируют до их приватизации или  ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых  запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут  стать нецелевое расходование федеральных  средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование  недвижимого имущества с нарушением действующих правил.

На базе ограниченного  круга государственных предприятий  создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Казенным может стать государственное  предприятие в сфере промышленного  и сельскохозяйственного производства, которое:

• действует в рамках, определяемых законами исключительно  для государственных предприятий;

• преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;

• не подлежит приватизации.

Кандидатами на получение  статуса казенного предприятия прежде всего являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.

Казенные предприятия  являются коммерческими организациями (хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в экономические  отношения с другими предприятиями  рыночной среды.

Статус казенного предприятия  не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем  виде продукции отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит  в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут  быть направлены из федерального бюджета  на поддержание их деятельности.

Особенно эффективны казенные предприятия в оборонном комплексе  благодаря возможности использования  технологий двойного назначения. Государство  определяет оборонному предприятию  вид и количество продукции, выдает заказ, выделяет ресурсы под него, устанавливает нормативы. Одновременно предприятие может выпускать  дополнительную продукцию, для этого  оно самостоятельно ищет ресурсы, рынок  сбыта, платит за труд и получает прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие государственного предпринимательства

 

До 80-х годов развитие государственной собственности  имело циклический характер: в  периоды кризисов проводилась национализация предприятий, в период подъема - распродажа государственной собственности. Но в целом доля государственной  собственности увеличивалась.

Современному этапу эволюции рыночной системы, наступившему в 70-80-е  годы ХХ в., присущи новые тенденции  развития государственной собственности. Речь идет о тенденциях, определяемых долгосрочной динамикой экономических  событий в странах, имеющих наиболее развитую и сложную структуру  государственного регулирования.

Одна из тенденций - снижение доли государственной собственности. В основе такого процесса лежат две  основные причины. Первая - изменившиеся условия общественного воспроизводства, прежде всего, возросший динамизм изменений  структуры и объема платежеспособного  спроса, усиление потребности в гибком реагировании производства на меняющуюся рыночную, технологическую и социальную ситуацию. Государственные предприятия, отличающиеся слабостью внутренних импульсов к инновациям, оказывались  неспособными к оперативной структурной  перестройке.

Вторая причина - низкая экономическая  эффективность госпредприятий, обусловленная  спецификой их функций, экономического положения, особенностями системы  управления госсектором. Давая ее содержательную характеристику, следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты: Госпредприятия решают задачи, как общеэкономические (например, поддержка отраслей, важных с точки зрения национальной экономики, но хиреющих из-за непривлекательности для частного капитала, обеспечение нормального функционирования экономической инфраструктуры), так и социальные (предоставление населению льготных услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, расширения трудоустройства безработных и др.). Их постановка и реализация в значительной степени ограничивают возможности достижения микроэкономической эффективности; Госпредприятия в период, предшествовавший широкомасштабной приватизации, с одной стороны, как правило, не имели свободы маневра на рынке, не могли самостоятельно изменять свой производственный профиль, диверсифицировать производство, с другой, были полностью исключены из конкурентной борьбы. Отсутствие сколько-нибудь экономически обоснованных финансовых ограничений позволяло использовать госбюджет для систематического покрытия их убытков и в то же время усиливало налоговую нагрузку на других экономических субъектов, ограничивая их стимулы к развитию бизнеса; Системе управления госпредприятиями присущ ряд генетических, в принципе неустранимых дефектов. В их числе: бюрократизация управленческой деятельности, проявляющаяся в доминировании частных интересов государственных служащих над общественными, превращении задачи воспроизводства государственного управления в конечную цель, практически не связанную с состоянием и направленностью изменений, происходящих в национальной экономике; относительная длительность процессов сбора, переработки, анализа информации, необходимой государственным органам для принятия решений. Такая информация оказывается зачастую недостоверной, поскольку отражает уже прошедший временной период.

Сужение государственного сектора  осуществляется в тесной связи с  другой тенденцией, отражающей качественные изменения в характере хозяйственной  деятельности госпредприятий и механизме  управления ею. Речь идет о коммерциализации существенной части предприятий  государственного сектора. Действуя в  рыночной среде, в условиях конкуренции, они нуждаются в управлении, сориентированном на рыночные критерии эффективности (максимизация прибыли и стоимости активов, выживаемость и др.). Главной причиной, обусловившей появление и развитие названной тенденции, стало усложнение экономики, потребовавшее повышения  разнообразия способов и методов  ее государственного регулирования. Многообразны формы ее проявления и результаты действия. Обратим внимание на наиболее значимые из них:

Разделение госпредприятий в зависимости от целевой функции - на некоммерческие и предпринимательские, с последующим применением в оценке деятельности последних показателей эффективности, апробированных в частном секторе;

Перевод госпредприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права;

Повышение уровня экономической самостоятельности госпредприятий.

 

Третья тенденция развития государственной собственности  отражает процесс проникновения  государственного капитала в частный  сектор, и наоборот. Она свидетельствует  о появлении принципиально новой  характеристики современной смешанной  экономики, которую отличает не традиционно  параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной  и частной собственности, а их тесное взаимодействие.

 

Смешанные предприятия обладают потенциалом для разрешения противоречий, имманентных рыночной системе хозяйствования: между ориентацией на текущую  конъюнктуру рынка и долгосрочными  целями развития экономики, ее ключевых отраслей и региональных формирований, между мотивами прибыльности и социальной эффективности. Такая возможность обеспечивается тем, что государством, как правило, устанавливаются определенные ориентиры (экономические, социальные), достижение которых "включает" действие разнообразных льгот - по налогам, кредитам и др. Такие предприятия, являясь полностью погруженными в рыночные условия, имея коммерческие цели и в то же время находясь в поле действия экономических интересов государства, позволяют последнему с гораздо меньшим запаздыванием и издержками, чем при использовании традиционных форм хозяйствования, отслеживать изменения в механизме предпринимательской деятельности и вносить коррективы в ее экономические и правовые условия.

 

Взаимодействие государственной  собственности с частной осуществляется в разных формах:

Интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы (предприятия);

Рыночного предложения и использования государственного капитала (например, посредством долевого участия государства в финансировании перспективных для национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов по ставке, обеспечивающей определенную рентабельность государственного капитала, передачи государственного имущества в коммерческое использование частным физическим и юридическим лицам и др.).

 

Перспективы развития государственного предпринимательства  в России

 

Создание предпосылок  для становления и развития государственного предпринимательства в России предполагает учет специфики и возможностей разных типов государственных предприятий. Основной организационно-правовой формой госпредприятий в соответствии с  Гражданским Кодексом РФ является "унитарное  предприятие ". В отличие от других коммерческих организаций, оно, во-первых, может заниматься только теми видами деятельности, которые отвечают уставным задачам (говоря юридическим языком, им присуща не общая, а специальная, целевая правоспособность), во-вторых, не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество. Последнее  неделимо, и на него не имеют никаких  имущественных прав ни трудовые коллективы, ни отдельные работники. Предприятию  оно принадлежит на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В первом случае предприятие приобретает  статус "казенного". Такое предприятие  находится только в федеральной  собственности и работает под  жестким контролем государства (в  лице уполномоченных органов), которое  определяет план-заказ на основной объем производства, необходимый  для удовлетворения государственных  нужд, цены на продукцию (работы, услуги), предусмотренные этим заказом, порядок  распределения доходов, способы  распоряжения имуществом. Как правило, производство продукции, предусмотренной  планом-заказом, неэффективно по рыночным критериям, но необходимо для общества.

 

Родовой признак казенных предприятий - зависимость от бюджета (казны), так как основной, а зачастую единственный заказчик - государство. Отсюда - определяющим условием их нормальной жизнедеятельности выступают стабильность и полное финансовое обеспечение  госзаказа. Поскольку влияние государства  является существенным для финансовых результатов деятельности казенного  предприятия, первое несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам. Распространенным является вариант, при котором выполнение госзаказов не сопряжено с полной загрузкой производственных мощностей  или осуществляется с меньшими затратами  материальных и трудовых ресурсов. Появляется возможность получения  предприятием дополнительного дохода за счет рыночного заказа, а, следовательно, осуществления им предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс предусмотрел такой вариант для казенных предприятий, включив в их компетенцию права: ценообразования на продукцию, ее сбыта, распоряжения частью полученных при этом доходов.

Информация о работе Государственное предпринимательство