Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:01, реферат
Первые казенные банки (с коммерческими функциями) в России стали создаваться с 1754 г. После перемен социально-экономического характера они сложились в 1817 г. в определенную систему, которая оставалась неизменной до 1860 г. Эта своеобразная и неизвестная в истории других стран система казенных банков, чья деятельность была направлена на поддержку крепостнических отношений, состояла на важнейшем этапе своего развития (1817-1859 гг.) из четырех крупных банков - Государственного заемного и Государственного коммерческого банков, Санкт-Петербургской и Московской сохранной казны - и многих так называемых губернских приказов общественного призрения.
Государственный банк в дореволюционный период
Первые казенные банки (с коммерческими
функциями) в России стали создаваться
с 1754 г. После перемен социально-
В течение ста лет, вплоть до реформы 1861 г. государство являлось монополистом в банковском кредите. Это нельзя понимать в том смысле, что государство до реформы 1861 г. насильственно удерживало за собой монополию, не допуская учреждения акционерных банков. Представителями такой точки зрения в русской экономической литературе того времени являлись Судейкин В.Т., Кауфман И.И. и Левин И.И. На самом деле, как представляется, монополия держалась на том, что российское государство единственное в мире неограниченно принимало вклады в принадлежавшие ему банки, платило по ним 4 процента, начисляло проценты на проценты ("сложные проценты"). В итоге почти все накопления денежных капиталов, за исключением тех, которые использовались купцами в собственных предприятиях, сосредоточились в казенных банках. Сумма вкладов в дореформенных банках, составлявшая в 1823 г. приблизительно 130 млн. руб., в 1857 г. превысила один миллиард.
В 1857 г., снизив процент по вкладам ради направления новых денежных капиталов в начавшееся железнодорожное строительство, правительство само нарушило основу своей монополии на эти капиталы и расшатало фундамент вековой системы дореформенных банков. Тем самым было предопределено последовавшее через два года решение об их ликвидации. Следствием их столетнего существования являлась не только огромная непроизводительная растрата денежных капиталов в дореформенный период, но и значительное запоздание в развитии капиталистического банковского кредита (банкирского промысла). Такое запоздание в развитии капиталистического кредита было вызвано тем, что привлеченные дореформенными казенными банками средства направлялись в основном на поддержку крепостнического дворянства либо ссужались казне для покрытия дефицитности бюджета. Делая первый шаг навстречу буржуазному развитию России, царское правительство не могло не стать на путь преобразования кредитной системы, и вынуждено было само взяться за организацию в стране капиталистического кредита.
Возникновение Государственного банка
России было связано, прежде всего, с
упразднением прежних казенных кредитных
установлений. Царским Указом от 31 мая
1860 г. на базе Государственного коммерческого
банка был учрежден Государственный
банк России, Устав которого писался
по образцу Устава Банка Франции.
По этому же Указу Государственный
заемный банк был ликвидирован, а
его дела переданы в Санкт-Петербургскую
сохранную казну. Сохранные казны
и приказы общественного
В период 1861-1881 гг. коммерческие операции Государственного банка не отличались особой активностью. Это было вызвано тем, что с самого возникновения Государственного банка перед ним была поставлена задача, ликвидации долгов упраздненных кредитных учреждений. К моменту организации Государственного банка, как говорилось выше, его основной и запасной (резервный) капиталы были определены в сумме 15 млн. руб. Что касается казенных средств, находившихся на текущем счете в Государственном банке, то первоначально они были крайне незначительными: в 1861 г. всего 30 млн. руб. Между тем общая задолженность Государственного казначейства перед вкладчиками упраздненных кредитных учреждений составила по ликвидационному балансу 602 млн. руб. Стремясь привлечь максимальное количество средств, чтобы получить возможность расплачиваться с долгами казны, Государственный банк вынужден был на первых порах своей деятельности установить непомерно высокий процент по вкладам, который в 60-х годах доходил до 5%. Еще более высокий процент банк взимал с лиц, получавших ссуды (в 60 - 70-х годах ссудный процент доходил до 10%).
Такая учетная политика Государственного банка была обусловлена необходимостью привлечь, возможно, большее количество вкладов и вместе с тем сократить активные операции, направленные на кредитование товарооборота и промышленности. Эта политика, искусственно повышавшая цену ссудного капитала в России, была выгодная только банкирам, отрицательно сказывалась на развитии капиталистического хозяйства страны. В течение первых 20 лет своего существования Государственный банк был гораздо больше занят уплатой казенных долгов, чем кредитованием промышленности и торговли.
С постепенным сокращением счетов
ликвидируемых кредитных
Государственный банк России был основан "для оживления промышленности и торговли" и начал свою работу с 1 июля 1860г. В уставной капитал ему было назначено 15 млн. руб., впоследствии увеличенных до 25 млн. руб. Кроме того, банк был обязан отчислять от прибылей ежегодно не более 1/3 части для составления резервного капитала, который находился в ведении Министерства финансов.
Особое место в организации банковской системы занимают вопросы управления. Не случайно этому отводится целая вторая глава Устава Государственного банка. Статья 109 Устава гласит: "Государственный банк состоит в ближайшем ведении Министра финансов и под наблюдением Совета государственных кредитных установлений".
Совет государственных кредитных установлений приглашается в собрание Государственного банка ежегодно в апреле для выслушивания и утверждения отчета Государственного банка и для распределения, по предложению Министра финансов, прибыли банка на основании Устава (статья 110 Устава). Для постоянного наблюдения за неослабным со стороны Государственного банка исполнением Устава Совет государственных кредитных установлений избирает двух депутатов, по одному от дворянства и купечества, для присутствия в заседаниях Правления Государственного банка и для постоянной, в течение года, проверки его действий (статья 112 Устава).
С этой целью председатель Совета назначает, по соглашению с государственным контролером, третьего депутата от правительства из ведомства Государственного контроля (статья 113 Устава).
Уставом определяется круг вопросов,
а точнее операций Государственного
банка, на которые должно быть обращено
внимание указанного Совета. Совет
должен осуществлять наблюдение "за
всеми операциями Государственного
банка с правом осмотра всех его
книг, счетов, кассовых ведомостей, особенно
наблюдение за обязательствами, обеспечивающими
выдаваемые Государственным банком
ссуды, и за операциями по выпускаемым
Государственным банком 5-% билетам
и по отношениям Государственного банка
с Государственным
Одна из главных особенностей Государственного
банка состояла в том, что Министр
финансов являлся "непосредственным
главным начальником Банка" (статья
123 Устава) с широкими распорядительными
правами и возможностями
Управление Государственным
При Правлении Государственного банка
были созданы Учетный и Ссудный
комитеты, которые проводили мероприятия,
связанные с оценкой
Первый период деятельности Государственного банка (до начала 1890 г.) отличался особенно большой централизацией его управления, что нашло свое отражение в уставе контор Государственного банка. Так, в статье 9 Устава говорится: "Конторы Государственного банка состоят под непосредственным начальством Правления Государственного банка, которому они доставляют семидневные, месячные и годовые ведомости о своих оборотах". Уставом и инструкциями Государственный банк регламентировал деятельность своих контор и отделений. Все открываемые в филиалах кредиты, включая самые мелкие, утверждались Правлением Государственного банка, что чрезвычайно связывало их деятельность. Само Правление Государственного банка осуществляло оперативные функции до 1893 г.
Эти конторы учреждались по особым указам императора, а отделения открывались в соответствии с распоряжениями по Министерству финансов. При конторах и отделениях учреждались учетные конторы, в которые Правлением Государственного банка вводились представители от купечества. Кроме постоянно действующих отделений Государственный банк практиковал опыт открытия временных отделений, которые осуществляли свою деятельность в период проведения каких-либо мероприятий, например, во время лечебного сезона в Пятигорске.
Создание Государственного банка
было одним из звеньев буржуазных
преобразований финансовой и кредитной
системы страны, проведенных в 60-х
годах. При этом кредитная реформа
больше, чем какое-либо иное преобразование
60-х годов, имела непоследовательный,
компромиссный характер. По первоначально
утвержденному Уставу 1860 г. на Государственный
банк наряду с принятием на себя
обязательств платежа по купонам
государственных займов, размена
кредитных билетов и исполнения
платежей за счет средств Государственного
казначейства возлагались учет векселей,
покупка и продажа золота и
серебра, операции с ценными бумагами,
прием вкладов и выдача промышленных
товарных ссуд. Кроме того, Государственный
банк согласно статье 1 его Устава 1860
г. был учрежден "для оживления
торговых оборотов и упрочения денежной
кредитной системы", т. е. для развития
капиталистического банковского кредита
(краткосрочного или по сложившейся
в России терминологии "коммерческого"),
а также для упорядочения и
регулирования денежного
Основной прогресс в реформировании
Государственного банка приходится
на период правления Министра финансов
Витте С.Ю. (1892-1903 гг.). Снижение положительного
торгового сальдо страны, отказ в кредите
из Европы, упадок сельского хозяйства
и практическое отсутствие мелкого сельскохозяйственно-
6 июня 1894 г. Устав Государственного
банка был Высочайшим
По новому Уставу основной капитал
Государственного банка вырос до
50 млн. руб. Государственный банк из
системы двойного подчинения: Совету
государственных кредитных
Информация о работе Государственный банк в дореволюционный период