Государственный банк в дореволюционный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

Первые казенные банки (с коммерческими функциями) в России стали создаваться с 1754 г. После перемен социально-экономического характера они сложились в 1817 г. в определенную систему, которая оставалась неизменной до 1860 г. Эта своеобразная и неизвестная в истории других стран система казенных банков, чья деятельность была направлена на поддержку крепостнических отношений, состояла на важнейшем этапе своего развития (1817-1859 гг.) из четырех крупных банков - Государственного заемного и Государственного коммерческого банков, Санкт-Петербургской и Московской сохранной казны - и многих так называемых губернских приказов общественного призрения.

Файлы: 1 файл

Развитие финансов России.docx

— 55.42 Кб (Скачать файл)

Итак, Государственный банк учреждался в России прежде всего для укрепления денежного обращения через восстановление разменности кредитного рубля на металлическую (золотую, серебряную) наличность. Это при условии, что Банк не имел ни прав, ни возможностей выпуска банкнот  и только технически осуществлял  по поручению Министерства финансов выпуск в обращение или изъятие  кредитных билетов. Хотя по Уставу 1860 г. эмиссионная функция монопольно закреплялась за Государственным банком.

Со второй половины 1867 г. увеличение выпуска кредитных билетов происходило  вне всякой зависимости от потребности  населения в денежных знаках и  даже не в целях поддержания деятельности частных банков, а специально для  накопления крупного запаса золота в  разменном фонде. Приобретаемое  с помощью кредитных билетов  золото передавалось в разменный  фонд Государственного банка, величина которого на 1 января 1876 г. была доведена до 229,4 млн. руб. Накопительная золотая  политика Министерства финансов и Государственного банка позволила последнему в  начале 1897 г. довести разменный фонд до 671 млн. руб., что и явилось основанием установления критериев для выпуска  государственных кредитных билетов. Согласно Указу от 29 августа 1897 г. кредитные  билеты стали обеспечиваться золотом.

Указом от 14 ноября 1897 г. был введен неограниченный обмен кредитных  билетов на золото, кредитным билетам  была присвоена сила законного платежного средства наравне с золотой монетой. Кроме того, этот Указ предусматривал в качестве основы денежной системы России золотой рубль. В связи с установлением в России системы золотого монометаллизма серебро и медь были превращены во вспомогательный денежный товар, что было законодательно оформлено Монетным уставом 1899 г.

Новая денежная система России, явившаяся  результатом реформаторских мер 1881 -1897 гг., хотя и создала перед первой мировой войной самую прочную ("золотую") национальную валюту в мире, но все  же не вполне отвечала потребностям дальнейшего  развития коммерческих операций Государственного банка через его структурные  подразделения.

С обеспечением кредитных билетов  и введением в обращение золотого рубля перед Государственным  банком встала проблема охраны внутреннего  металлического запаса при погашении  заграничных долгов иностранными траттами. Такая деятельность Государственного банка получила наименование "дивизионной  политики". Дивизионная политика Государственного банка в отечественной  литературе оценивалась неоднозначно. В 1915 г. Эристов А.М. в своей статье "О Государственном банке" писал  о несостоятельности Государственного банка как эмиссионного учреждения. Он отмечал, что Государственный  банк слабо разбирается в операциях, связанных с векселями, у Государственного банка отсутствуют знания бирж и  вексельного арбитража. Все это  побуждает Государственный банк для решения задач своей дивизионной  политики держать значительное количества золота за границей. Так, на 1 января 1914 г. за рубежом, особенно во Франции, находилось золота на сумму почти 594 млн. руб.

Другой подход к задачам дивизионной  политики Государственного банка можно  связать с высказыванием императора Александра III в 1894 г.: "Знай - у России нет друзей. Нашей огромности боятся". Отсюда следует вывод о порочности и неосновательности "всей высшей европейской банковской техники" по сравнению с прочностью и основательностью золотого российского рубля.

Таким образом, эмиссионная политика, проводимая Министерством финансов и Государственным банком в части  поддержания 100% обеспечения банкнот  золотом и ограничения их выпуска, стала гарантией платежеспособности России по внешним займам и в то же время вызвала необходимость  брать новые займы для поддержания  золотого запаса России. Такая политика также ограничила возможность Государственного банка снабжать банкнотами через  коммерческие банки промышленные и  торговые предприятия.

Несмотря на все преобразования организационного характера и на преобразования в самой коммерческой деятельности Государственного банка, Государственному банку не удалось полностью освободиться от ряда чуждых ему операций. Кредитная политика его продолжала находиться в противоречии с задачей выполнения функций центрального эмиссионного института. В организационном плане правительство России делало все возможное для того, чтобы сохранить Государственный банк в полном своем распоряжении и оградить его деятельность от вмешательства Государственной думы, которая формально была лишена права на получение официальных годовых отчетов банка, фактически доступных для довольно широкого круга дореволюционных экономистов.

Считается, что к середине 70-х  годов XIX века завершилось в основном создание трехуровневой капиталистической  кредитной системы России. Первый уровень - Государственный банк; второй уровень - акционерные коммерческие банки, акционерные земельные банки, акционерные ломбарды, общественные кредитные учреждения, городские  общественные банки, городские ломбарды, городские кредитные общества, сельские общественные банки и городские  сословные банки; третий уровень - учреждения мелкого кредита: кредитные товарищества, "сословные учреждения", ссудно-сберегательные товарищества, земские кассы, союзы  мелкого кредита и кооперативные  банки. В 1893 г. удельный вес Государственного банка в ресурсах всех коммерческих банков составлял 26%, а в их вложениях в учетно-ссудные операции и в приобретении ценных бумаг - 23%. Кроме того, Государственный банк, как уже выше отмечалось, занимал первое место в кредитной системе и по размеру своих операций, и по сети своих филиалов (вплоть до конца 1880-х годов привлеченные им благодаря этой сети вклады превышали все вкладные операции всех акционерных банков, вместе взятых).

 

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждения мелкого кредита в дореволюционный период

 

Поиск эффективного пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в экономике страны в целом и в её аграрном секторе, неблагоприятный инвестиционный климат, при котором ощущается острейший  дефицит финансовых ресурсов, в т.ч. и оборотных средств, заставляют обратиться к столетней (1830-1930) практике становления и функционирования кредитной кооперации в России, занимающей достаточно сильные позиции в  её финансово-кредитной системе.

В российской истории  развития учреждений мелкого кредита  в период до 90-х годов XX века можно  выделить несколько этапов. Они определяются, в основном, 2 факторами: созданием  макроэкономических предпосылок для  развития учреждений мелкого кредита  и государственным регулированием этого процесса.

Первый этап развития мелкого кредита в России охватывает период с конца 30-х годов XIX в. до 1895 г. Макроэкономические условия этого  периода были связаны с проникновением рыночных отношений в экономику, что особенно усилилось в сельском хозяйстве, в связи с освобождением  крестьян от крепостной зависимости. По мере перехода крестьянских хозяйств к рыночному обмену и возникновению  денежных накоплений у них появлялись как временно свободные денежные средства, так и потребность в ссуде для покрытия затрат на хозяйственные нужды. Однако банковский кредит для них был практически недоступен, что объяснялось недостаточной, с точки зрения банков, кредитоспособностью крестьян и отсутствием приемлемых для банка гарантий возврата ссуд.

В 1839 г. Министерство государственных имуществ одобрило проект графа Павла Киселева и, в  виде опыта, в 5 российских губерниях  — Санкт-Петербургской, Московской, Ярославской, Тамбовской и Смоленской открыло кассы для приема вкладов  от крестьян и выдачи им ссуд. В 1841 г. Николай I подписал Указ, одобривший проект Устава сберегательной кассы и разрешивший их открытие при Петербургской и Московской сохранной казне.

В 1846 г. был уже  принят Закон, который определял  необходимость открывать сберегательные кассы при Приказах общественного призрения. За 15 последующих лет такие кассы были открыты практически во всех губернских городах.

Развитие предпринимательства  в хозяйственной жизни России в ходе реформы 60-70-х годов, его  законодательная поддержка (например, промысловый закон 1863 г. закреплял  право на свободу предпринимательства, то есть на занятия производственной и коммерческой деятельностью), появление  первых кооперативов в городах и  деревнях послужили толчком для  развития кредитных кооперативов. Они  организовались в форме ссудо-сберегательных и кредитных товариществ. При этом в их правлениях преобладали дворяне (ссудо-сберегательные товарищества), а также помещики и духовенство (кредитные товарищества). Это послужило причиной учреждения правительством в 1869 г. двух разновидностей типовых кооперативных Уставов: для сельских кредитных кооперативов и для ссудо-сберегательных касс городского типа.

В 1870 г. на втором съезде сельских хозяев были учреждены специальная комиссия по вопросам мелкого кредита и Комитет по сельским ссудо-сберегательным и промышленным товариществам при Московском обществе сельского хозяйства с отделением в Санкт-Петербурге. Этот комитет проводил большую работу по устройству новых ссудосбе-регательных товариществ, распространял сведения о них, добивался различных льгот для них со стороны государства и др. Не без его помощи в 1871 г. был принят закон, в соответствии с которым земствам предоставлялось право учреждать кредитные организации, а также рекомендовалось выделять средства для устройства сельских ссудо-сберегательных товариществ. С 1872 г. товариществам было предоставлено право получения кредитов в Государственном банке. Благодаря этим мерам, только за 6 лет (1872-1877 гг.) при участии земств было учреждено 782 товарищества, а к 1883 г. их число увеличилось до 1006. Они были открыты в 295 из 500 уездов Европейской России и насчитывали около 270 тысяч членов. Однако отсутствие широкой социальной базы и мелочная регламентация деятельности со стороны земств привели к упадку этого вида товариществ. К 1888 г., например, было закрыто 395 ссудо-сберегательных товариществ, из них 124 (31,4%) — по причине неумения вести дело, 61 (15,4%) — по неуплате долгов членами, 48 (12,2%) — по неполучению или прекращению кредитов, 17 (4,3%) — по выходу или смерти распорядителей и др. Непроизводительное использование ссуд крестьянами стало причиной начала их товарного кредитования (орудиями труда, лесом, материалами для кустарного производства).

Специально для  кредитования ремесленников, не пользовавшихся наемным трудом, а также артелей  кустарей в 1883 г. на средства, пожертвованные земством в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II, был учрежден самый известный сельский банк России — Кустарно-промышленный банк Пермского земства.

Более приемлемым для  российского крестьянства оказался другой тип кооператива — беспаевые  кредитные товарищества, разрешенные  к учреждению в 1895 г. «Положением об учреждениях мелкого кредита».

Этот год можно  назвать началом второго этапа  развития мелкого кредита. Положением об учреждениях мелкого кредита  определялись источники их средств  — займы на стороне, а также  вводились два других типа учреждений мелкого кредита: ссудо-сберегательные товарищества (кооперативные учреждения с паевыми взносами) и сельские волостные банки (учреждения сословные).

Формирование основного  капитала беспаевых кредитных товариществ за счет ссуд Государственного банка способствовало возникновению в период с 1898 по 1904 гг. 227 таких товариществ. Кроме того, 18 кредитных товариществ организовалось без содействия со стороны банка. Одновременно, для осуществления надзора за учреждениями мелкого кредита, в Государственном банке была введена должность инспектора кредитных товариществ.

Несмотря на принимаемые  меры, уровень развития мелкого кредита в стране признавался неудовлетворительным. К началу 1904 г. число зарегистрированных учреждений составляло: по ссудо-сберегательным товариществам — 936, кредитным товариществам — 340. На 1 товарищество приходилось 51,4 тыс. жителей, тогда как в Германии — 4,8 тыс. жителей; на 1 жителя России приходилось 0,5 руб. средств, которыми располагали эти учреждения, в Германии — 8,0 руб.

В июне 1904 г. было утверждено новое Положение о мелком кредите, которое дало толчок бурному развитию кредитных учреждений в период с 1905 по 1917 гг. и который можно считать третьим этапом развития мелкого кредита в России. В своей основе положение повторяло старый закон, но имело цель с учетом десятилетнего опыта создать новые организационно-экономические условия для повышения эффективности и ускорения развития кредитной кооперации. В организационном плане эти новшества сводились к следующему.

Был урегулирован порядок  деятельности ссудо-сберегательных и кредитных товариществ и создан новый тип учреждений мелкого кредита — общественные ссудо-сберегательные кассы. Большое количество таких касс образовывалось в результате преобразования старых сословных учреждений мелкого кредита в новые. Общественные ссудо-сберегательные кассы стали единой организационно-правовой формой общественных крестьянских кредитных учреждений.

Были созданы  земские кассы с правом выдачи ссуд и ведения операций с лицами всех сословий. Земская касса учреждалась по постановлению земского собрания, и ее основной капитал формировался за счет средств земства, а также ссуд из средств Управления по делам мелкого кредита Госбанка. Они получили право:

  • содействовать устройству ссудо-сберегательных и кредитных товариществ;
  • получать займы (в том числе и у Госбанка), принимать вклады, а также выдавать ссуды, как учреждениям мелкого кредита всех типов, так и отдельным сельским хозяевам;
  • производить посреднические операции по поручению клиентов;
  • осуществлять функции надзора за создаваемыми по их инициативе учреждениями мелкого кредита.

То есть земские  кассы стали выступать связующим  звеном между разрозненными учреждениями мелкого кредита, являясь прообразом будущих региональных кредитных  кооперативов.

Новый шаг был  сделан в деле централизации государственного контроля за деятельностью учреждений мелкого кредита. При Госбанке было учреждено специальное Управление по делам мелкого кредита, на которое возлагался высший надзор за всеми учреждениями и общее финансирование их из банковских средств. Все учреждения малого кредита были переданы в ведение Министерства финансов. Помимо этого был образован Межведомственный Центральный комитет по делам мелкого кредита, в который входили представители всех заинтересованных ведомств: Министерства финансов, Министерства внутренних дел,  Министерства земледелия и государственных имуществ и Министерства юстиции и государственного контроля.

Информация о работе Государственный банк в дореволюционный период