Групповое поведение в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Поведение – это совокупность действий и поступков, совершаемых под влиянием внешних и внутренних факторов, таких как: интересы, мотивы, привычки, задачи, ситуация и отношение к ней отдельного индивида, собственное мнение об окружающей обстановке и людях.
Основными типами организационного поведения людей являются:
- поведение по сфере осуществления делится на официальное или неофициальное;
- преднамеренность поведения: спланированное или спонтанное;
- предопределенность поведения: подчинение обстоятельствам или действия, зависящие от внутренних мотивов;
- функциональность: управленческое поведение или исполнительское;

Содержание работы

Введение
Теория групп
Этапы развития группы
Основные характеристики групп
Типы групп
Групповые нормы и нормативное поведение
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

3й курс.Организационное поведение.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение
  2. Теория групп
  3. Этапы развития группы
  4. Основные характеристики групп
  5. Типы групп
  6. Групповые нормы и нормативное поведение
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы 

ВВЕДЕНИЕ

 

Поведение – это совокупность действий и поступков, совершаемых под влиянием внешних и внутренних факторов, таких как: интересы, мотивы, привычки, задачи, ситуация и отношение к ней отдельного индивида, собственное мнение об окружающей обстановке и людях.

Основными типами организационного поведения людей являются:

- поведение по сфере осуществления делится на официальное или неофициальное;

- преднамеренность поведения: спланированное или спонтанное;

- предопределенность поведения:  подчинение обстоятельствам или  действия, зависящие от внутренних  мотивов;

- функциональность: управленческое поведение или исполнительское;

- степень учета интересов  окружающих: позитивное или негативное;

- характер поведения:  пассивное или активное;

- направленность поведения:  конструктивное или деструктивное.

Организационное поведение  можно рассматривать с точки  зрения поставленных задач. В этом случае рассматриваются такие его виды, как:

- функциональное, определяемое  требованиями технологии и организации производства;

- экономическое, определяемое  стремлением достичь соответствующих  выгод;

- организационное, определяемое  реакцией на применение разных  видов управленческого воздействия;

- адаптационное, определяемое  необходимостью изменить свое  положение и приспособиться к  новым условиям труда;

- субординационное, определяемое  иерархической лестницей, существующей  в организации, а также подчинение  порядкам, нормам и правилам;

- характерологическое, определяемое  личными особенностями индивида.

В организации имеют место  три типа трудового поведения:

  1. Требуемое поведение является вынужденным и навязанным. В этих условиях необходимость выполнения поставленных задач воспринимается как насилие над личностью и вызывает отторжение и внутренний протест.
  2. Требуемое поведение желаемо и приносит удовольствие. Появляется возможность проявить себя и продемонстрировать свои навыки.
  3. Требуемое поведение представляет осознанную необходимость. В этом случае поведение людей в организации основывается на чувстве долга и является вполне эффективным.

На поведение людей  в организации также влияет их социальная роль, круг общения, отношения  в коллективе и множество других факторов.

Под термином «группа» в условиях организации понимается совокупность двуногих, собранных вместе, объединенных общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещенных в идентичные условия или обстоятельства, определенным образом осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Вступая в межличностные  отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях индивид проявляет себя как личность и позволяет оценить себя другим.

 

    1. ТЕОРИЯ ГРУПП

Коллективный характер труда  приводит к необходимости учитывать  влияние формальных и неформальных групп на трудовое поведение личности, а также проявление группового поведения в трудовой жизни. Само понятие «группа» трактуется по-разному в системе различных научных дисциплин и подходов.

Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих  целей и интересов. Если их нет, нет  и группы.

Следующим условием взаимодействия является схожее отношение членов группы к этим целям и интересам. Индивид  Х будет взаимодействовать с  индивидом У, если у того и у  другого совпадают установки  в ценности.

Чтобы у человека возникло желание установить связь с другими людьми, он должен иметь в перспективе возможность получить в результате взаимодействия определенное моральное или материальное вознаграждение.

Глубокий смысл заложен  и во втором элементе структуры понятия  группы.

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать ее естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также  потенциальную возможность для  индивида иметь надежную защиту. Члены  одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с  хулиганами на улице, и при разговоре  с начальством, отстаивая групповые  интересы. Наконец, принадлежность к  группе, например, к какому-либо клубу  или профессиональному союзу  обеспечивает человеку определенное положение  в обществе, дает ему власть и  возможности для достижения конкретных целей.

Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить  свои потребности в:

- общении,

- самоуважении,

- безопасности,

- усилении власти,

- получении определенного общественного статуса,

- достижении социальных, экономических и других целей.

Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера  совместной деятельности они могут  быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования – постоянные или временные и т.д.

Однако большинство ученых в основу типологии групп берут  наиболее общий критерий – принцип  их создания.

Одни группы создаются  директивно по воле руководства организации  для выполнения ее целей, другие –  добровольно самими работниками  для удовлетворения своих различных  потребностей. Первые называют формальными, вторые – неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной  структурой: отделы, участки и т.д. оперативные включают рабочих и  служащих, которые вместе выполняют  какое-либо задание или проект. К  такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также  делятся на два вида: группы по интересам  и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей  на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального  мастерства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.

Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы – у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамики тех и других свойственны одинаковы характеристики: сплоченность и конфликты.

Вместе с тем между  ними существует принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.

 

Табл. 1. Различия формальных и неформальных групп

Основа для сравнения

Неформальная группа

Формальная группа

1

Общие взаимоотношения

Неофициальные

Официальные

2

Основные концепции

Власть и политика

Права и обязанности

3

Основное внимание к

Человеку

Должности

4

Источник власти

Исходит от группы

Делегируется руководством

5

Руководство к поведению

Нормы

Правила

6

Источник управления

Санкции

Вознаграждение и штраф


 

Как видно из таблицы 1, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же – официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.

Неформальная власть, таким  образом, обращается к человеку как  к личности и, следовательно, носит  личностный характер; формальная –  как к должностному лицу, она устанавливается  официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный – от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной – правилами и должностными инструкциями.

Наконец, в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной – награждения и штрафы.

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах  особых межличностных отношений, которые  оказывают порою более сильное  влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с  ними. От того, как взаимодействуют  неформальные группы с формальными, зависит, в конечном счете, эффективность организации.

Неформальные группы имеют  много своих достоинств. Они облегчают  управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют  цели организации, то сами осуществляют контроль.

Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению  удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.

Использование всех этих возможностей для повышения эффективности  организации – прямая обязанность  менеджмента.

Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами каждый менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы:

- признать существование неформальной группы и осознавать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

- выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

- перед тем как принимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

- для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

- своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствуя тем самым распространению слухов.

 

  1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

В литературе имеется несколько  моделей формирования группы, и в  каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели – младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.

По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

Согласно пятиступенчатой  модели, предложенной Б. Такманом, в процессе своего становления команды последовательно проходят этапы биологической жизни: рождение, зрелость, угасание. Или в терминах командоформирования: становление – бурление – упорядочивание – функционирование – расформирование.

Становление. Эта стадия характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство. Когда члены группы только начинают работать вместе, они определяют для себя основания совместной работы. На стадии формирования группы очень велика независимость сотрудников. Члены группы еще не «притерлись» друг к другу. Это стадия узнавания.

Бурление. На этой стадии появляются результаты индивидуальных исследований и оценки того, что происходит в группе. Нередко происходят личные конфликты по вопросам функций и ответственности членов группы. Отдельные индивиды конкурируют за статус и положение. Атмосфера может стать враждебной из-за непринятия индивидуальных различий. Чтобы перейти к следующей стадии развития группы основной задачей лидера становится сглаживание конфликта, обучение группы ведению диалога и развитию толерантности и взаимопонимания.

Упорядочивание. Члены группы начинают признавать мнения и взгляды, отличные от своих. Между ними происходит обмен информацией и растет чувство разделенной ответственности. Сотрудничество становится основной чертой группы. Решения принимаются на основании компромиссов. Сплоченность растет, и, освободившись от имевшегося напряжения, группа начинает получать удовольствие от совместной работы. В конце этой стадии может возникнуть ощущение разочарования как следствие существовавшего восхищения и реакция на власть. Группа начнет бороться со своим лидером, чтобы стать независимой и установить свои нормы. Лидеру не стоит идти в контратаку. Он должен помочь группе определить для себя новые стандарты и перейти к следующему этапу развития.

Информация о работе Групповое поведение в организации