Групповое поведение в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Поведение – это совокупность действий и поступков, совершаемых под влиянием внешних и внутренних факторов, таких как: интересы, мотивы, привычки, задачи, ситуация и отношение к ней отдельного индивида, собственное мнение об окружающей обстановке и людях.
Основными типами организационного поведения людей являются:
- поведение по сфере осуществления делится на официальное или неофициальное;
- преднамеренность поведения: спланированное или спонтанное;
- предопределенность поведения: подчинение обстоятельствам или действия, зависящие от внутренних мотивов;
- функциональность: управленческое поведение или исполнительское;

Содержание работы

Введение
Теория групп
Этапы развития группы
Основные характеристики групп
Типы групп
Групповые нормы и нормативное поведение
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

3й курс.Организационное поведение.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

Функционирование. На этой стадии развития достигается самая высокая производительность группы. Члены группы постоянно обсуждают работу, стремятся к улучшениям, чтобы повысить свою производительность. Можно говорить об общем признании правил в том смысле, что каждый член группы положительно оценивает собственные силы, характерные для него таланты и ограничения. Члены группы обмениваются друг с другом доступной информацией и отчитываются за свое поведение. Каждый имеет согласованную с другими роль, в том числе и лидер.

Расформирование. Время существования группы ограниченно. Со временем одни члены группы уходят, на их место приходят другие. В таких случаях группа часто возвращается на более раннюю стадию развития. Степень перехода зависит от объема перемен. Некоторые члены группы часто вспоминают прошлое, другие нацелены на будущее. Изменение в составе группы дает ей возможность оставаться открытой для новых идей.

При этом следует заметить, что все рассмотренные стадии не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.

В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и становления, и бурления, и упорядочивания происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня упорядочивания, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

Важным процессом, протекающим  в группе на протяжении всех стадий, является коммуникация. Коммуникация - средство, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением.

    1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУПП

Структура группы. Каждая группа имеет свою структуру. Она зависит от типа группы, ее размера и состава, взаимоотношений и норм в ней, статуса и роли каждого члена группы.

Размер и состав группы. Одним из важных факторов, который во многом определяет эффективность группы, является ее размер. Практика показывает, что наиболее продуктивными оказываются группы, состоящие из 5–9 человек. Такая численность позволяет, во-первых, учитывать при принятии решений разные мнения, во-вторых, создает прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого и, в-третьих, обеспечивает благоприятные условия для взаимодействия и сплоченности.

Эффективность группы зависит  также от ее состава. Исследования подтвердили  такую закономерность: чем больше общих признаков у группы (по возрасту, квалификации, взглядам и т.д.), тем  плодотворней работают ее члены, тем  быстрее они находят правильные решения вопросов, которые перед  ними возникают. В то же время разнородность  группы по какому либо признаку при  определенных условиях может быть источником конфликтов.

Статус. Под статусом принято понимать место человека в обществе или группе.

Различают формальный и неформальный статус. Формальный статус определяется должностью, официальным званием. Например, профессор или победитель конкурса «лучший по профессии»; неформальный – личными качествами человека и признанием людьми этих качеств.

Если установленный групповой  статус соответствует ожиданиям  личности, личность признает групповые  нормы и ведет себя в соответствии с ними, если нет, между личностью  и группой возникает конфликт.

Роли. Роль – это способ или модель поведения человека в той или иной ситуации. Каждый член группы выполняет определенные роли, которые зависят от его статуса. Сложность управления организационным поведением здесь заключается в том, что в жизни люди одновременно выполняют несколько ролей. Человек в одно и то же время может быть руководителем, подчиненным, товарищем, родителем и т.д. в каждой роли от него ожидают определенного поведения. Когда член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает ролевой конфликт.

Существуют разные ролевые  конфликты:

  1. Конфликт «личность – роль». Он возникает тогда, когда требование роли нарушает основные ценности индивида либо его потребности. Например, человек может уйти из группы, если его представления о нравственности или справедливости расходятся с групповым мнением.
  2. Конфликт внутри роли. Такой конфликт появляется тогда, когда человек оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, например, руководитель группы по служебной иерархии принадлежит к начальству и должен вести себя в соответствии с положением; с другой, он – член группы и хочет сохранить с ней дружеские отношения.
  3. Конфликт между ролями. В его основе лежат противоречия между ожиданиями от тех ролей, которые выполняет человек. В частности, сплоченная группа, цели которой не совпадают с целями формальной организации, может стать причиной межролевого конфликта для ее членов. Исследования показывают, что избежать ролевых конфликтов трудно. Однако можно минимизировать их негативное влияние на новые группы. Для этого надо знать причины возникновения противоречий и своевременно вмешаться в процесс их развития.

Нормы. Под групповыми нормами принято понимать общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы.

Как формальные, так и  неформальные группы могут иметь  разнообразные писаные или неписаные  нормы. Одни из них формализованы  в различных письменных документах. Другие официально не объявляются, тем  не менее, становятся известными всем членам группы. И хотя они носят  неформальный характер, их влияние  на взаимоотношения в группе и  эффективность ее работы часто оказывается  сильнее писаных норм.

Основные нормы можно  свести к нескольким типам.

  1. к первому типу относятся те, которые определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.
  2. ко второму – нормы, связанные с распределением ресурсов. Они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, последовательность предоставления льгот и привилегий и т.д.
  3. к третьему – нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений. Сюда входят правила, регулирующие проявление профессиональной или групповой солидарности, допустимые пределы санкций к отдельным членам группы, нормы групповой лояльности и т.д.
  4. четвертый тип образуют организационные нормы. Это могут быть требования к одежде работников, предъявляемые для поддержания определенного имиджа фирмы, или стандарты при ведении переговоров и т.д.

Существование норм диктуется  задачей достижения целей группы. Объединение усилий членов группы требует  некоторого принуждения. Необходимость  такого принуждения проявляется  тем сильнее, чем острее ощущается  потребность в единообразии поведения  при решении вопросов совместной деятельности группы.

Значение норм трудно переоценить.

Во-первых, они способствуют предсказуемости поведения членов групп, сокращению количества межличностных проблем и конфликтов.

Во-вторых, нормы позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других, и на этой основе построить модель собственного поведения.

В-третьих, оказывают влияние на формирование сплоченности группы.

Сплоченность. Концепция сплоченности важна для понимания роли группы в организации. Эта роль может быть либо положительной, либо отрицательной, все зависит от того, совпадают групповые цели с целями организации или нет.

В первом случае члены группы культивируют лучшие деловые и нравственные качества, гордятся принадлежностью  к своему коллективу. Все это вместе способствует тому, что возникающие  проблемы решаются по-деловому, творчески, с учетом общего мнения.

Во втором случае на первом месте в жизни группы выступают  межгрупповые конфликты. Общепроизводственные проблемы отступают на второй план. Сплоченность такой группы, в конце концов, разрушается. Однако пока это не случится, группа оказывает негативное влияние на поведение всей организации.

Менеджеру надо знать, как  управлять процессами, которые сплачивают людей в группе, и в зависимости  от направленности сплоченности применять  те или иные меры воздействия.

Существуют различные  методики, которые позволяют количественно  оценить степень сплоченности и  ее направленность. Одна из них предложена Р.С. Вайсманом. Суть ее заключается в том, что членам коллектива дается набор из двадцати личностных качеств, тесно связанных с деловым общением. Среди этих качеств – постоянство, выдержка, инициативность, общительность, исполнительность, знание своих возможностей, настойчивость, лояльность к групповым нормам, искренность и др. Из этого набора они должны выбрать пять качеств, которые, по их мнению, необходимы для продуктивной работы и которые культивируются в группе. Сопоставление повторений отдельных качеств с общей суммой выборов позволяет вывести коэффициент ценностно-ориентационного единства группы.

В зависимости от этого  коэффициента менеджер может предпринять  действия либо по укреплению сплоченности, либо по ее разрушению.

Немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг дают для этого следующие рекомендации.

Для укрепления сплоченности:

  1. помогите группе испытать общий успех;
  2. постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру;
  3. развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некой особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя большой потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающейся в совместной работе;
  4. позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу;
  5. поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных задач.

Для разрушения сплоченности:

  1. в драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности;
  2. покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей;
  3. посейте недоверие между людьми и прежде всего к лидеру группы;
  4. образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего – превратите в перебежчика лидера группы;
  5. ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства;
  6. устраните лидера путем перемещения его на другое место работы.

Менеджеру могут пригодиться  и советы американских ученых, которые  рекомендуют:

Для укрепления сплоченности:

  1. сделать группу меньше;
  2. поощрять согласие с целями группы;
  3. стимулировать соревнование с другими группами;
  4. выдавать вознаграждение всей группе, а не отдельным ее членам;
  5. если необходимо, изолировать группу от негативного влияния других работников.

Для разрушения сплоченности:

  1. сделать группу больше;
  2. расформировать группу;
  3. выдавать вознаграждения не всей группе, а отдельным ее членам;
  4. поощрять несогласие с задачами группы;
  5. не изолировать группу.

Наконец заслуживают внимания и рекомендации отечественного ученого  Н. Власовой, которая во втором томе своего трехтомника «…И проснешься боссом» приводит 22 правила управления группой:

  1. оцени потенциальные возможности людей и распредели между ними ролевые позиции в группе;
  2. обозначь место и значение каждого члена группы в решении общей задачи;
  3. поставь перед группой общую цель, не забыв убедить каждого, что общая цель – это и его личная цель;
  4. распредели обязанности, ответственность, права, власть и средства, разработав грамотные должностные инструкции и сбалансировав ресурсы;
  5. обсуди первые трудности с ориентацией на выявление их причин;
  6. предложи группе постоянно квалифицировать свою деятельность;
  7. стабилизируй, сплоти группу, создай благоприятный климат, а потом имитируй кризис, чтобы люди научились разрешать противоречия и конфликты (задача, требующая времени, ресурсов, уверенности в достижимости ожидаемых результатов и участия небольшой, но квалифицированной группы социопсихологов);
  8. развивай коллективное принятие решений. Авторство присваивай группе, однако внутри группы отдавай должное каждому в зависимости от его вклада;
  9. разработай постоянные критерии оценки работы и следуй им;
  10. веди коллективный и публичный разбор противоречий;
  11. поддерживай в группе главные ценности: уважение к каждому, оценку по вкладу, ориентацию на положительное в человеке, гласность, демократичность, учет индивидуальных особенностей;
  12. раскрывай смысл и значимость работы, место и ценность каждого в общем деле;
  13. децентрализуй власть и предоставь полную самостоятельность всем членам группы (но не забудь, о чем говорилось в п. 4);
  14. поощряй инициативу, исключи практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибок;
  15. не забывай про постоянное повышение квалификации и ощущение перспективы для каждого;
  16. все групповые проблемы разрешай совместно и гласно;
  17. давай постоянную информацию о достижениях каждого;
  18. всем членам группы дай право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса;
  19. назначь одного члена группы на роль «адвоката дьявола» – человека, защищающего явно неправое дело или занимающегося «крючкотворством», выискиванием недоработок, неточностей, сомнительных положений, ошибок, критикующего принимаемые решения с различных точек зрения. Это помогает быстрее принять правильное, для всех приемлемое и всесторонне обоснованное решение;
  20. выслушивай различные точки зрения и критику также спокойно, как и то, что совпадает с твоей точкой зрения;
  21. отдели усилия по генерированию идей от их оценки. Сначала собери все предложения, а потом обсуди плюсы и минусы каждого из них;
  22. выслушай сначала идеи подчиненных низших рангов, потом рангом выше и только после этого излагай свои.

Информация о работе Групповое поведение в организации