Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:19, контрольная работа
Поведение – это совокупность действий и поступков, совершаемых под влиянием внешних и внутренних факторов, таких как: интересы, мотивы, привычки, задачи, ситуация и отношение к ней отдельного индивида, собственное мнение об окружающей обстановке и людях.
Основными типами организационного поведения людей являются:
- поведение по сфере осуществления делится на официальное или неофициальное;
- преднамеренность поведения: спланированное или спонтанное;
- предопределенность поведения: подчинение обстоятельствам или действия, зависящие от внутренних мотивов;
- функциональность: управленческое поведение или исполнительское;
Введение
Теория групп
Этапы развития группы
Основные характеристики групп
Типы групп
Групповые нормы и нормативное поведение
Заключение
Список использованной литературы
Функционирование. На этой стадии развития достигается самая высокая производительность группы. Члены группы постоянно обсуждают работу, стремятся к улучшениям, чтобы повысить свою производительность. Можно говорить об общем признании правил в том смысле, что каждый член группы положительно оценивает собственные силы, характерные для него таланты и ограничения. Члены группы обмениваются друг с другом доступной информацией и отчитываются за свое поведение. Каждый имеет согласованную с другими роль, в том числе и лидер.
Расформирование. Время существования группы ограниченно. Со временем одни члены группы уходят, на их место приходят другие. В таких случаях группа часто возвращается на более раннюю стадию развития. Степень перехода зависит от объема перемен. Некоторые члены группы часто вспоминают прошлое, другие нацелены на будущее. Изменение в составе группы дает ей возможность оставаться открытой для новых идей.
При этом следует заметить, что все рассмотренные стадии не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.
В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и становления, и бурления, и упорядочивания происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня упорядочивания, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.
Важным процессом, протекающим в группе на протяжении всех стадий, является коммуникация. Коммуникация - средство, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением.
Структура группы. Каждая группа имеет свою структуру. Она зависит от типа группы, ее размера и состава, взаимоотношений и норм в ней, статуса и роли каждого члена группы.
Размер и состав группы. Одним из важных факторов, который во многом определяет эффективность группы, является ее размер. Практика показывает, что наиболее продуктивными оказываются группы, состоящие из 5–9 человек. Такая численность позволяет, во-первых, учитывать при принятии решений разные мнения, во-вторых, создает прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого и, в-третьих, обеспечивает благоприятные условия для взаимодействия и сплоченности.
Эффективность группы зависит также от ее состава. Исследования подтвердили такую закономерность: чем больше общих признаков у группы (по возрасту, квалификации, взглядам и т.д.), тем плодотворней работают ее члены, тем быстрее они находят правильные решения вопросов, которые перед ними возникают. В то же время разнородность группы по какому либо признаку при определенных условиях может быть источником конфликтов.
Статус. Под статусом принято понимать место человека в обществе или группе.
Различают формальный и неформальный статус. Формальный статус определяется должностью, официальным званием. Например, профессор или победитель конкурса «лучший по профессии»; неформальный – личными качествами человека и признанием людьми этих качеств.
Если установленный групповой статус соответствует ожиданиям личности, личность признает групповые нормы и ведет себя в соответствии с ними, если нет, между личностью и группой возникает конфликт.
Роли. Роль – это способ или модель поведения человека в той или иной ситуации. Каждый член группы выполняет определенные роли, которые зависят от его статуса. Сложность управления организационным поведением здесь заключается в том, что в жизни люди одновременно выполняют несколько ролей. Человек в одно и то же время может быть руководителем, подчиненным, товарищем, родителем и т.д. в каждой роли от него ожидают определенного поведения. Когда член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает ролевой конфликт.
Существуют разные ролевые конфликты:
Нормы. Под групповыми нормами принято понимать общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы.
Как формальные, так и
неформальные группы могут иметь
разнообразные писаные или
Основные нормы можно свести к нескольким типам.
Существование норм диктуется задачей достижения целей группы. Объединение усилий членов группы требует некоторого принуждения. Необходимость такого принуждения проявляется тем сильнее, чем острее ощущается потребность в единообразии поведения при решении вопросов совместной деятельности группы.
Значение норм трудно переоценить.
Во-первых, они способствуют предсказуемости поведения членов групп, сокращению количества межличностных проблем и конфликтов.
Во-вторых, нормы позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других, и на этой основе построить модель собственного поведения.
В-третьих, оказывают влияние на формирование сплоченности группы.
Сплоченность. Концепция сплоченности важна для понимания роли группы в организации. Эта роль может быть либо положительной, либо отрицательной, все зависит от того, совпадают групповые цели с целями организации или нет.
В первом случае члены группы культивируют лучшие деловые и нравственные качества, гордятся принадлежностью к своему коллективу. Все это вместе способствует тому, что возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески, с учетом общего мнения.
Во втором случае на первом месте в жизни группы выступают межгрупповые конфликты. Общепроизводственные проблемы отступают на второй план. Сплоченность такой группы, в конце концов, разрушается. Однако пока это не случится, группа оказывает негативное влияние на поведение всей организации.
Менеджеру надо знать, как управлять процессами, которые сплачивают людей в группе, и в зависимости от направленности сплоченности применять те или иные меры воздействия.
Существуют различные
методики, которые позволяют
В зависимости от этого коэффициента менеджер может предпринять действия либо по укреплению сплоченности, либо по ее разрушению.
Немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг дают для этого следующие рекомендации.
Для укрепления сплоченности:
Для разрушения сплоченности:
Менеджеру могут пригодиться и советы американских ученых, которые рекомендуют:
Для укрепления сплоченности:
Для разрушения сплоченности:
Наконец заслуживают внимания и рекомендации отечественного ученого Н. Власовой, которая во втором томе своего трехтомника «…И проснешься боссом» приводит 22 правила управления группой: