Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях информационное обеспечение очень важно, оно состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных решений. Передача информации и взаимный обмен информацией между всеми взаимными подразделениями фирмы осуществляются на базе современных компьютеров и других технических средствах связи.
Большое значение имеет информация о возникновении отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Файлы: 1 файл

курсач черновой.docx

— 59.55 Кб (Скачать файл)

Информационный запрос – текст, выражающий некоторую информационную потребность.

Человеческие потребности бывают следующих видов: индивидуальные, коллективные, общественные

Принято выделять два основных типа информационных потребностей:

• текущие, обусловленные присущей человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире;

• конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи - исследовательской, профессиональной, управленческой и т.п.

Конкретные информационные потребности в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и техники, то их можно разделить на три основных вида:

• информационные потребности ученых-исследователей;

• информационные потребности специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т.п.);

• информационные потребности управляющих (руководителей).

Как уже отмечалось, для эффективного управления информацией, необходимо ответить на вопросы: какая информация, кому, когда и в каком виде должна быть представлена. Для ответа на эти вопросы существуют различные методы изучения информационных потребностей. Изучением информационных потребностей обычно занимаются специальные структуры. Как правило, это различные информационно-аналитические агентства, хотя могут быть организованы и специальные подразделения в структуре корпораций.

Существующие методы изучения информационных потребностей могут быть разделены на две группы:

1). " Косвенные" - базируются  либо на изучении мнения людей, являющихся специалистами в той  или иной предметной области, об их потребностях на основе  запросов, либо путем применения  анкетирования, анализа пользовательских  ссылок, интервьюирования и т.п. Недостатком  методов является то, что суждение  об информационных потребностях  специалистов происходит либо  на основе их представления  о своих потребностях, либо на  основе сложившейся практики  их контактирования с информационными службами и источниками информации. Представления же о своих потребностях во многом зависят от знания специалистом информационной ситуации, в которой он действует, т.е. от уровня его информированности по данному вопросу. Однако уровень информированности специалиста относительно решаемой им задачи далеко не всегда бывает достаточным, а отсюда он запрашивает информацию не ту, которая объективно в наибольшей степени содействовала бы решению стоящей задачи, а ту, которая соответствует его представлению о возможных способах ее решения. Информация, соответствующая его представлению, не всегда бывает наилучшей.

2). " Прямые" - основаны на непосредственном анализе информационном работником задачи, стоящей перед специалистом. Эти методы преследуют цель путем изучения конкретной ситуации, в которой действует специалист, выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию (так называемую объективную информационную потребность) независимо от того, запросил ее специалист или нет.

Использование фармацевтической информации в профессиональной деятельности провизора

Провизор - специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения, продажи лекарственных препаратов.

Провизор - такой специалист, для успешной работы которого необходимо владеть огромным объемом фармацевтической информации. На данный момент использование современных технологий (ЭВМ, Интернет) намного упростили получение необходимой информации. В настоящее время успешно применяются, персональные компьютеры.

Для организации единой компьютерной системы организации отдельные персональные компьютеры объединяют вместе, образуя, таким образом, локальную вычислительную сеть.

Локальные вычислительные сети представляют собой системы распределенной обработки данных, при помощи общего канала связи можно объединять от десятков до сотен рабочих единиц, включающих персональные компьютеры, принтеры и копирующие устройства, кассовые и банковские аппараты. ЛВС могут подключаться к другим локальным и большим (региональным, глобальным) сетям с помощью специальных устройств (шлюзов, мостов и маршрутизаторов). Относительно простота и небольшая стоимость ЛВС, обеспечивают широкое применение сетей в автоматизации аптечной деятельности, делопроизводства, для создания распределенных управляющих и информационно-справочных систем.

Кроме чисто технических средств для успешного функционирования информационной системы на предприятии необходимо наличие соответствующих программных средств.

Программные средства являются тем инструментом, который обеспечивает функционирование технических средств и реализацию задач информационных технологий.

Роль компьютеризации в деятельности фармацевтической компании

Вычислительная техника, компьютерные системы прочно вошли в деловую жизнь фармпредприятий и составляют одну из важнейших ее частей. Бизнес-процессы большинства оптовых фирм-поставщиков, производителей ЛС, многих аптек организованы с использованием комплексных информационных систем, которые автоматизируют бухгалтерский и кадровый учёт, контроль за движением товара, процессы оперативного и стратегического управления, формируя деловую информацию предприятия в электронном виде.

Потребность в автоматизации процессов закупки и сбыта лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также спрос на оперативную информацию о состоянии рынка фармпродукции раздвинули рамки систем предприятий и привели к созданию региональных компьютерных сетей.

Основное назначение сетей - организовать доступ пользователей со своих рабочих мест к общим информационным ресурсам участников сети.

Современное состояние фармрынка крупных городов и регионов характеризуется тем, что сотни аптек, обслуживающих население города, снабжаются несколькими сотнями поставщиков медикаментов. Разброс оптовых цен на некоторые препараты достаточно большой. В таких условиях у аптек возникает проблема оптимального выбора товара по приемлемым ценам и эффективного исполнения заказа, у поставщиков - проблема оптимизации предложения в соответствии с реальным спросом на лекарственные средства.

Обычно работа аптечной компьютерной сети происходит следующим образом. Оптовые фирмы передают свои прайс-листы на так называемый центральный узел, где осуществляется программное приведение прайс-листов, которые ведутся фирмами в самых разнообразных форматах, к единому нормализованному (стандартному для данной сети) виду и создается сводный прайс-лист. Аптеки просматривают сводный прайс-лист и формируют заказы на медикаменты, причем за один сеанс связи может быть реализован заказ сразу нескольким поставщикам. Центральный узел разбирает заказы и направляет их поставщикам лекарственных средств, которые, в свою очередь, имеют возможность направлять аптекам через сеть счета-подтверждения исполнения заказа. Активно работающие поставщики, желающие отразить оперативные изменения в своих прайс-листах, могут неоднократно в течение рабочего дня передавать эти изменения, которые незамедлительно доводятся до покупателей. Сеть работает круглосуточно и предоставляет его участникам информационный сервис, обеспечивая доступ к аналитико-статистическим данным, накопленным в процессе функционирования сети.

Общий результат работы сети - предоставление участникам фармрынка региона режима эффективного автоматизированного взаимодействия между собой, а для различных групп участников есть и дополнительные преимущества перед обычными телефонно-бумажными технологиями.

Работа в сети позволяет аптеке следить за состоянием оптового рынка лекарственных средств, проводить сравнительный анализ, мониторинг цен с учетом огромной номенклатуры препаратов, принимать обоснованные решения при заказе медикаментов. В настоящее время известны случаи, когда аптека увольняла менеджера за то, что он делал заказы в пользу не самого дешевого поставщика. По мнению многих специалистов аптек, телефонные заказы содержат значительное количество ошибок из-за того, что поставщик и аптека недопоняли, недослышали друг друга, в то время как электронный заказ практически не содержит ошибок, т.к. специалист аптеки видит предложение поставщика на экране.

Фирмы-поставщики получают информацию о реальном спросе на медикаменты. Медицинским работникам, врачам, пациентам предоставляется полная и оперативная информация о наличии медикаментов и разбросе цен. На основании этой информации врач может выбрать оптимальную схему лечения с учетом наличия необходимых лекарственных препаратов в сети региона и исходя из финансовых возможностей пациента. В условиях стационара это поможет подобрать схему лечения, которую пациент будет использовать в амбулаторных условиях, а не ограничиваться наличием препаратов в данном медицинском учреждении.

Руководящие органы здравоохранения могут получать оперативную и достоверную информацию о состоянии и тенденциях развития фармрынка, включая отпуск лекарств льготным категориям населения, использовать электронную систему как основу торгов при закупках льготных препаратов. Конечной целью при этом должно быть формирование доступных розничных цен и экономия бюджетных средств при закупках льготных лекарственных препаратов.

Будущее информационных сетевых технологий - в расширении зоны охвата фармацевтических сетей, объединении сетей различных регионов и формировании прозрачного, цивилизованного рынка лекарств.

Функционирование аптеки в условиях компьютеризации.

Автоматизация имеет непосредственное отношение к движению товарно-денежных потоков в аптеке, поэтому рассмотрим, не вдаваясь в подробности, основные этапы такого движения.

Первый этап. Приобретение и получение товара от поставщиков.

Второй этап. Приходование товара в аптеке.

Третий этап. Движение и изменение товара внутри аптеки.

Четвертый этап. Уход товара из аптеки (к покупателю, поставщику и т.д.).

Теперь попытаемся разобраться, какую роль играет автоматизация аптеки на каждом из вышеперечисленных этапов. Где она принципиально необходима, а где без нее можно обойтись. Ведь понятно, что автоматизация - процесс не простой и не дешевый, поэтому необходимо точно знать, какую выгоду мы получим от автоматизации той или иной стадии движения товара. А в иных случаях, возможно, мы обойдемся более простыми способами выполнения требуемых операций с товаром.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: ТОВАР ПОКИДАЕТ АПТЕКУ

Итак, завершающий четвертый этап - «уход товара из аптеки». 
То, что можно было автоматизировать на этой стадии, уже автоматизировано достаточно давно более чем на 90 процентов. Инструмент автоматизации - кассовый аппарат.

Отдельные процессы этого этапа - прием и выдача монет, денежных купюр - вряд ли будут автоматизированы в обозримом будущем. А в остальном - кассовый аппарат «выбивает» необходимую сумму, запоминает ее и выдает вам по первому требованию - ни что иное, как приемлемая автоматизация процесса.

Что здесь можно улучшить, то есть еще автоматизировать? Ответ понятен: процедуру выбора наименования отпускаемого товара и выставление соответствующей цены отпуска. Ведь чаще в жизни наблюдается ситуация, когда в кассовый аппарат цену «вводят» руками, а не сканером «считывают» штрих-код товара, после чего автоматически появляется цена его отпуска.

Кроме того, автоматизация отдельных действий этого четвертого этапа может потребоваться в случае возврата товара поставщику или уничтожения в соответствии с законодательством. Здесь роль автоматизации очевидна-либо выписывать акт возврата или соответствующий документ вручную, либо это сделает «машина» по заданным параметрам. Конечно, число подобных случаев невелико по сравнению с числом отпуска товара покупателям, хотя этот процесс (возврата и уничтожения товара) порой занимает достаточно много времени.

Поэтому выше и прозвучала цифра, что более 90 процентов процессов четвертого этапа повсеместно и уже давно автоматизировано. Кроме того, в тех случаях, когда автоматизирован предыдущий, третий этап, и выбор товара производится считыванием сканером соответствующего штрих-кода, можно сказать, что автоматизация отпуска товара осуществляется практически на 100 процентов.

ЭТАП ТРЕТИЙ: ТОВАР ПУТЕШЕСТВУЕТ ПО АПТЕКЕ

Перейдем теперь к третьему этапу движения товара - его перемещению в пределах самой аптеки.

Примерные операции третьего этапа:

-быстрый поиск товара;

-перемещение с места на место;

-размещение товара на новом месте и запоминание этой информации в компьютере;

- выбор интересующей партии, серии товара;

-изменение цены;

-изменение количества единиц товара вследствие отпуска покупателю, возврата поставщику, уничтожения;

- учет количества имеющегося товара;

-расчет ухода товара за прошедшие день, неделю, месяц;

-учет активов аптеки в виде сумм хранящегося товара;

-оценка ассортимента аптеки и его сравнение с подобным;

-планирование наценки и формирование политики ценообразования на основании данных об имеющемся и ушедшем товаре;

-контроль сроков годности товара;

-контроль серий имеющегося в аптеке товара;

-получение информации, необходимой для расчетов с поставщиками;

-планирование товарного кредитования от поставщиков для активизации торговой деятельности аптеки;

-другие операции, в ходе которых используется информация о товаре, который хранится в аптеке или уже был реализован покупателям.

Взглянув на список операций, выполняемых с товаром в ходе его движения «внутри» аптеки, про автоматизацию третьего этапа движения товара можно сказать следующее: если необходимо повысить удобство работы по всем вышеперечисленным операциям с товаром, или, если необходимо с точностью до процентов подсчитать прибыль, спланировать или разработать параметры дальнейшего развития аптечного предприятия, в том числе ценообразования, автоматизация потребуется обязательно. Поле для автоматизации - все перечисленные операции третьего этапа движения товара. А их очень много. Инструмент автоматизации - программы, функциональные возможности которых могут каждое из вышеназванных действий автоматизировать Исполнитель, или, другими словами, «автоматизатор» - специализированная организация, выступающая как установщик и дилер программного обеспечения или непосредственно компания - разработчик такой программы.

Информация о работе Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса