Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:14, курсовая работа
В современной организации руководитель сталкивается с необходимостью решать множество задач в условиях дефицита рабочего времени. Среди основных источников можно выделить следующие:
Большое количество процессов, в которых задействован руководитель, исполняющий при этом разные роли: инициатора, ответственного исполнителя, контролера.
Огромное количество документов, которые требуют согласования, уточнения, реакции, отслеживания, исполнения.
Необходимость контролировать своевременное исполнение заданий и отслеживание взятых на себя обязательств.
Постоянно растущие объемы дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы автоматизации управления предприятием…………….5
1.1.Основные понятия автоматизации управления предприятием………...5
1.2.Автоматизированные информационные технологии………………..…7
2.Сущность проблемы автоматизации управления предприятием……………..11
2.1.Общие проблемы автоматизации управления предприятием………...11
2.2.Проблемы и задачи при внедрении автоматизированных систем управления………………………………………………………………..….20
3.Экономическая эффективность АСУП………………………………………….26
3.1.Понятие экономической эффективности АСУП……………………....26
3.2.Показатели экономической эффективности АСУП……………….…..28
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….32
2.СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Общие проблемы автоматизации управления предприятием
Довольно часто организации, которые уже попытались внедрить автоматизированную систему управления предприятием (АСУП), сталкиваются с определенными проблемами:
К сожалению, этот перечень можно продолжать и продолжать.
Возникает вопрос: "Так как же все-таки внедрить автоматизированную систему управления и потратить на это ровно столько средств и времени, сколько необходимо?".
Может показаться странным, но ключ к ответу кроется в самом вопросе. Внедрение АСУП — это проект, т. е. деятельность, направленная на достижение определенной цели в рамках временных и бюджетных ограничений. Причем проект не столько технический, сколько организационный, так как предусматривает перестройку (иногда значительную) бизнес-процессов и всей системы управления предприятием. От того, учтете ли вы при реализации проекта все его особенности, и зависит, будет он успешным или нет.
Инициатор проекта.
Главным участником любого проекта является его инициатор — заказчик.
Очень часто инициаторами проекта являются сотрудники функциональных подразделений (бухгалтерии, отдела сбыта и пр.) или отдела АСУ. Но даже в том случае, когда подобная инициатива исходит от владельцев или дирекции предприятия, как правило, функции заказчика делегируются руководством сверху вниз настолько, насколько это позволяет организационная структура. Поэтому заказчиком выступает либо пара "функциональное подразделение предприятия — отдел АСУ", либо кто-то один из них.
Это неправильный подход, так как сотрудники данных подразделений зачастую видят проблему "узко" — в рамках своей предметной области, поэтому интересы одного отдела могут расходиться с интересами других, а также всего предприятия в целом. В результате "такой" автоматизации могут быть автоматизированы все службы по отдельности, но будет отсутствовать единая информационная система.
Функции заказчика нецелесообразно делегировать ниже уровня руководителя предприятия либо его заместителей, потому что это ставит под угрозу реализацию проекта.
В международной практике, как правило, в штате любой организации предусмотрена должность заместителя руководителя по информационным технологиям, который отвечает за разработку и реализацию информационной стратегии в рамках общей программы развития предприятия. В наших условиях это может быть пара "Директор (или один из его заместителей) — Начальник отдела АСУ".
Более того, внедрение автоматизированной системы управления должно проводиться по инициативе сверху, поскольку этот процесс требует изменения сложившегося порядка ведения дел, стереотипов сотрудников предприятия. Если заинтересованность в проекте со стороны руководства отсутствует, то вероятность его успеха стремится к нулю.
Начало проекта.
Немаловажный вопрос: "Что считать началом проекта?".
Заказчик склонен считать началом проекта момент заключения контракта с поставщиком программного обеспечения (ПО).
Этапы диагностики
проблем предприятия и
Область информации, связанная с построением ИС предприятия, очень обширна и специфична, поскольку лежит на стыке управленческих, учетных и информационных технологий. Кроме собственно информационных систем, она включает в себя управление ресурсами предприятия, проектами, моделирование бизнес-процессов, бухгалтерский учет и многое другое.
В международной, как правило, привлекают внешних независимых (от определенного поставщика ПО) консультантов, так как они могут предложить альтернативные пути решения.
Цель проекта
Важнейшей чертой проекта является наличие четко сформулированной цели. Цель любой автоматизации — решение каких-то проблем, поэтому их точное определение и есть та отправная точка, с которой начинается автоматизация.
Приведем пример из жизни. С чего начинается лечение? С покупки лекарств? Нет! С постановки диагноза. Если врач поставит неправильный диагноз, то следствием этого будет неправильное лечение… Если провести аналогию, то АСУП — те же таблетки или микстуры.
Как не существует лекарств от всех болезней, так нет и АСУП, которые устраняют абсолютно все проблемы. Часто полагают, что внедрение автоматизированной системы управления — это всегда хорошо, это прогресс, и, следовательно, эффективность управления должна автоматически вырасти. К сожалению, так не бывает. Более того, существует правило: "Автоматизация эффективных операций повышает их эффективность, а автоматизация неэффективных операций повышает их неэффективность".
Как показывает практика, часть проблем, которые пытаются решить автоматизацией, вообще связаны с организацией работы на предприятии, и справиться с ними можно только организационными и административными мерами. Рациональный документооборот, распределение загрузки между сотрудниками, повышение квалификации, освоение смежных специальностей, перераспределение ответственности и полномочий — вот далеко не полный перечень инструментов для увеличения эффективности работы предприятия. АСУП дополняют их, но никак не заменяют.
Проведение комплексного обследования организации помогает выявить причины проблем и пути их решения. Его масштабы определяются масштабами предполагаемого проекта. Помимо построения модели процессов на предприятии, обследование позволяет определить психологический климат и сложившиеся взаимоотношения в коллективе. Полученные результаты помогают проанализировать риски и разработать оптимальные методы воздействия на персонал для повышения его заинтересованности в достижении целей проекта.
Упрощает задачу проведение так называемого "целевого внедрения". Для этого нужно внедрять АСУП не с целью получить глобальный результат, а для того чтобы решить ряд локальных задач. Такие проекты лучше поддаются денежной и качественной оценке, проще в реализации и позволяют распределить денежные затраты на больший отрезок времени.
Цели проекта должны быть четко сформулированы и иметь количественное выражение: например, увеличить объем продаж на X%, уменьшить складские запасы на Y%, снизить производственные затраты на Z% и т. д. Это позволит точно определить "момент" завершения проекта и поможет избежать ситуации, когда проект "нельзя закончить, а можно лишь прекратить".
Стратегическое планирование.
Следующим шагом будет определение класса необходимой вам АСУП, а для этого следует сформулировать требования к ней. "Зачем это нужно?" — спросит читатель. Когда вы выбираете себе костюм, то уже заранее знаете его размер и стиль — деловой или спортивный, летний или демисезонный. Кроме того, вы рассчитываете, что этот костюм будет гармонировать с той одеждой, которая уже есть в вашем гардеробе, и, что самое важное, он будет вам по карману. Как это ни банально, но при выборе программы нужно использовать примерно тот же подход.
Автоматизация управления предприятием основывается на трех китах:
Технология бизнес-процессов обеспечивает полноту формирования первичных данных, достоверность и оперативность учетной информации в рамках хозяйственной деятельности предприятия, правильность оформления и учета хозяйственных операций, выбор наиболее рациональных форм и методов управления и определяет конечные требования к организации всего управленческого процесса на предприятии.
Программные средства предназначены для автоматизации управленческого процесса, а технические — являются необходимыми для работы программ.
Поэтому для того, чтобы сформулировать требования к программе, нужно построить модель бизнес-процессов, которая включает в себя описание стандартов: финансового, материального, производственного учетов и документооборота.
Модель бизнес-процессов определяет требования к программе, а не наоборот. Более того, говоря о внедрении АСУП, мы говорим о внедрении нового бизнес-процесса (группы процессов), а сама АСУП рассматривается как инструмент, который этот процесс поддерживает.
Вы вряд ли найдете два предприятия (даже работающих в одной отрасли), имеющих одинаково организованные бизнес-процессы, а внедрение АСУП предусматривает ее настройку под особенности конкретного предприятия.
Важно учесть то, что бизнес-процессы будут меняться по мере развития предприятия, и АСУП, на основе которой проводится автоматизация, должна быть гибкой и легко перенастраиваемой. Поэтому внедрять целесообразно только ПО, допускающее такую модификацию.
Экономический анализ.
Несмотря на все многообразие задач, стоящих в данный момент перед тем или иным предприятием (снижение издержек, захват новых рынков, выпуск новой продукции и т. д.), в любом случае важно помнить, что автоматизация — это инвестиционный проект, основная цель которого — увеличение прибыльности предприятия!
Одну и ту же проблему можно решить совершенно разными средствами. Поэтому на следующем этапе необходимо определить экономическую эффективность инвестиций в построение информационной системы (ИС) предприятия.
ИС — это такой же инструмент, как новая производственная линия, оффшорная фирма или "сотрудники с калькуляторами".
Нужно всегда задавать себе вопрос: "Увеличивает ли то, что вы делаете, эффективность вашего бизнеса?".
АСУП сама по себе не повышает прибыльности предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Увеличивают прибыльность эффективные решения на основе этой информации.
"Автоматического управления", к сожалению, не бывает. Поэтому если руководство организации не получает новых данных после внедрения АСУП или не может правильно их использовать, то информация остается невостребованной, а это не приводит к повышению эффективности решений.
Таким образом, необходимо сравнивать, во-первых, эффект от внедрения АСУП с альтернативными вариантами, во-вторых — эффекты от внедрения различных АСУП.
Методика используется та же, что и, например, при сравнении технологических линий двух разных производителей. Если у вас есть требования к системе, то вы можете определить, насколько та или иная функция в различных АСУП соответствует этим требованиям. Сопоставить функциональные возможности с совокупной стоимостью владения АСУП (т. е. со стоимостью ПО, стоимостью его внедрения, необходимого оборудования, сопровождения и т. п.). Кроме того, если цели уже поставлены, то вы точно знаете, какой результат вас устраивает, а какой — нет.
Чем точнее определены цели проекта, тем легче выбрать "инструмент" для их достижения.
Выбор поставщика.
На следующем этапе предприятие должно для себя решить вопрос: купить готовую АСУП, поручить разработку системы сторонней организации или выполнить эту работу силами собственного отдела автоматизации?
Как правило, в большинстве
случаев на рынке можно найти
программу, в которой уже реализовано
не меньше 80% всех необходимых предприятию
функций. А остальные 20% могут доработать
либо сами поставщики, либо служба автоматизации,
так как практически все
Основные "плюсы" построения системы управления посредством покупки готового решения:
Информация о работе Информационные технологии и автоматизация управления современным предприятием