Инновации и эффективность их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что вопрос исследования инноваций и эффективности их использования на сегодняшний день является достаточно актуальным.
Целями данной курсовой работы являются:
изучение понятия и видов инноваций;
изучение теоретических аспектов применения инноваций;
изучение вопросов эффективности применения инноваций;
изучение планирования инноваций в организациях.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие инноваций и инновационной деятельности ………………………… 6
2. Жизненный цикл инноваций …………………………………………………... 12
3. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии ……18
3.1 Показатели технического уровня новшества …………………………. 18
3.2 Показатели технического уровня производства ……………………… 20
3.3 Технологический уровень производства ……………………………… 22
3.4 Экономическая оценка инноваций …………………………………..... 23
4. Сравнительная экономическая эффективность новой техники и технологии 26
4.1 Выбор базы сравнения …………………………………………………. 27
4.2 Затраты на внедрение новой техники …………………………………. 28
4.3 Эффект от внедрения новой техники …………………………………. 29
5. Оценка эффективности инновационного проекта ……………………………. 33
6. Планирование инноваций ……………………………………………………… 38
Заключение ………………………………………………………………………… 40
Список использованных источников …………………………………………….. 42

Файлы: 1 файл

0473317_3B355_innovacii_i_effektivnost_ih_ispolzovaniya.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Витебский государственный  технологический университет»

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу: «Экономика предприятия»

На тему:

«Инновации  и эффективность их использования»

 

 

Выполнила: студентка гр. 4С-4 КТФ

Смоликова А.В.

Руководитель: Солодкий Д.Т.

 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2007

 

Содержание

Введение

4

1. Понятие инноваций и инновационной  деятельности …………………………

6

2. Жизненный цикл инноваций …………………………………………………...

12

3. Показатели технического уровня  и эффективности новой техники и технологии ………………………………………………………………………….

 

18

3.1 Показатели технического уровня  новшества ………………………….

18

3.2 Показатели технического уровня  производства ………………………

20

3.3 Технологический уровень производства  ………………………………

22

3.4 Экономическая оценка инноваций  ………………………………….....

23

4. Сравнительная экономическая  эффективность новой техники  и технологии

26

4.1 Выбор базы сравнения ………………………………………………….

27

4.2 Затраты на внедрение новой  техники ………………………………….

28

4.3 Эффект от внедрения новой техники ………………………………….

29

5. Оценка эффективности инновационного  проекта …………………………….

33

6. Планирование инноваций ………………………………………………………

38

Заключение …………………………………………………………………………

40

Список использованных источников ……………………………………………..

42


 

 

Введение

В XX веке ускорение научно-технического прогресса изменило человеческую жизнь. Каждое новое изобретение или открытие привносит серьезные перемены не только в быт людей, но и в их сознание.

Любая организация, как бы успешно  она не функционировала, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными словами она нуждается в грамотной инновационной политике.

Значимость инновационного процесса в современных условиях невозможно преувеличить. Без инноваций в различных отраслях экономики сложно говорить об экономической безопасности страны. Все страны должны проводить политику, стимулирующую новаторство, доступ и формирование авангардных навыков.

Инновации выступают средством  решения производственно-хозяйственных  задач организации. Они обуславливают  значимые процессы перехода хозяйственной  системы из одного состояния в  другое, в течение которых осуществляются инициируемые организацией и контролируемые им изменения.

Взаимодействие экономических  интересов проявляется в технических, экономических и социальных результатах инноваций. Во-первых, существенно обновляется и расширяется ассортимент производимой продукции, повышается 
ее технический уровень и качество. Инновации являются исходным пунктом для создания новых потребительных стоимостей, удовлетворяющих ранее неизвестные производственные и личные потребности. Например, цикл инноваций, связанных с освоением космоса, привел к созданию новых приборов, материалов, средств вычислительной техники, научной и медицинской техники, техники связи 
и т. п.

Во-вторых, инновации в период их массового освоения служат точками  опоры в повышении эффективности  производств, экономики, ресурсов, снижении стоимости продукции, росте ее рентабельности.

В-третьих, инновации характеризуются  существенными социальными последствиями. В принципе внедрение в производство достижений науки и техники, способствуя повышению производительности труда, расширению и улучшению ассортимента производимой продукции, направлено на удовлетворение растущих потребностей человека, облегчение труда и сокращение рабочего времени.

Сегодня решить проблему подъема промышленности, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции  можно, прежде всего, путем использования передовых технологий науки, внедрения новой техники и технологий.

Определяющая роль инноваций в  экономике влечет за собой необходимость  оценки эффективности (прибыльности) исследований, разработок, поиска различных параметров, определяющих эту эффективность.

Исходя из вышеизложенного можно  сделать вывод, что вопрос исследования инноваций и эффективности их использования на сегодняшний день является достаточно актуальным.

Целями данной курсовой работы являются:

    • изучение понятия и видов инноваций;
    • изучение теоретических аспектов применения инноваций;
    • изучение вопросов эффективности применения инноваций;
    • изучение планирования инноваций в организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие инноваций  и инновационной деятельности

Каждая организация должна развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае она не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине организация постоянно находится в поиске новых идей, которые могут быть коммерциализированы.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и состоит  из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого  процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.

Для описания инновационных процессов  на различных уровнях управления (предприятия, отрасли, страны) используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения. В частности, следует различать понятия «новшество», «нововведение», «инновация».

Новшество – определяется как продукт  интеллектуального труда, который  в представленном виде в данном качестве еще не встречался.

Нововведение – своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики.

Инновация (инновационный продукт) – новшество, распространяемое в  отраслях национальной экономики. В  мировой экономической литературе инновация интерпретируется также  как усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.

Инновационная деятельность как одна из форм инвестиций осуществляется с  целью внедрения НТП в производство и социальную сферу. Характерными чертами инноваций, отличающими их от несущественных количественных преобразований, являются:

    • происходит качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны);
    • имеет место множественность достигаемых эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический). Экономический эффект достигает значимых результатов (критерий эффективности).

Инновационная деятельность организации есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Инновационная деятельность организации по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

    • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
    • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
    • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
    • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов 
      новой техники, необходимой для изготовления продукции;
    • разработку и внедрение новых организационно-управленческих 
      решений, направленных на реализацию новшеств;
    • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
    • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
    • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
    • организацию и проведение маркетинговых исследований по 
      продвижению инноваций и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику организации. Ее цель — предоставить организации существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.

Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:

    • необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;
    • изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
    • совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
    • активизация конкурентов;
    • конъюнктурные колебания;
    • структурные отраслевые изменения;
    • появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д.

Внутренними мотивами инновационной  деятельности организации являются:

    • стремление увеличить объем продаж;
    • расширение доли рынка, переход на новые рынки;
    • улучшение конкурентоспособности фирмы;
    • экономическая безопасность и финансовая устойчивость организации;
    • максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Для развития инновационной  деятельности организации важное значение имеют количественные и качественные показатели:

    • материально-технические, характеризующие уровень развития 
      НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, 
      автоматическими устройствами и пр.;
    • кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
    • научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и 
      фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
    • информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;
    • организационно-управленческие,   включающие   необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
    • инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;
    • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
    • экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты  на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной  продукции;  показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;
    • финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их 
      эффективность.

Информация о работе Инновации и эффективность их использования