Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:25, доклад
Миссия государства в сфере транспорта – создание условий для повышения качества жизни и удовлетворения потребностей человека и экономики через доступ к безопасным, экономичным и качественным транспортным услугам. Для ее выполнения необходима современная инфраструктура и транспортные средства.
Транспорт является системообразующей отраслью, которая обеспечивает не только перемещение грузов и перевозки пассажиров, но наряду с этим, служит катализатором для промышленного роста, создавая спрос на высокотехнологичную продукцию различных сфер народного хозяйства.
Инновационное развитие транспортного комплекса РФ (ОАО РЖД)
Введение
Миссия государства в сфере транспорта – создание условий для повышения качества жизни и удовлетворения потребностей человека и экономики через доступ к безопасным, экономичным и качественным транспортным услугам. Для ее выполнения необходима современная инфраструктура и транспортные средства.
Транспорт является системообразующей
отраслью, которая обеспечивает не
только перемещение грузов и перевозки
пассажиров, но наряду с этим, служит
катализатором для
Сегодня на территории РФ совокупные
транспортные издержки в три - четыре
раза больше, чем в странах ЕС
и США, а производительность отечественных
транспортных систем по отношению к
логистике товарообеспечения
Транспортная стратегия Российской Федерации составляет основу для технологического прорыва и инновационного пути развития транспортного комплекса до 2030 г. Для достижения этих целей требуется освоение высокоэффективных передовых технологий.
Одним из ключевых факторов
развития конкурентоспособного на мировом
рынке транспортного бизнеса, реализации
ответственности национального
перевозчика и владельца
Стратегической целью
инновационного развития компании является
повышение эффективности
• достижение уровня производительности
труда, соответствующего лучшим показателям
мировых лидеров
• повышение эффективности работы и достижение высокой рыночной капитализации компании на основе внедрения новейших методов и средств управления, технологий и техники перевозочного процесса, создания принципиально новых комплексных форм обслуживания клиентов;
• создание условий устойчивого, безопасного и эффективного функционирования железнодорожного транспорта как организующего элемента транспортной системы страны для реализации основных геополитических и геоэкономических целей России;
• приведение уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшим мировым стандартам;
• создание достаточных провозных способностей и их необходимых резервов для полного удовлетворения спроса на перевозки при конъюнктурных колебаниях в экономике;
• обеспечение глубокой интеграции в мировую транспортную систему;
• поддержание высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующего требованиям обороноспособности и безопасности страны;
• снижение транспортной нагрузки на окружающую среду.
Компания «Российские железные дороги» является крупнейшей транспортной компанией России. Удовлетворяя рыночный спрос на железнодорожные транспортные услуги со стороны бизнеса и населения, она осуществляет деятельность во всех сегментах железнодорожного транспорта, а также в смежных и сопутствующих перевозкам отраслях экономики.
Однако высокий износ основных фондов компании в совокупности с наличием значительного количества устаревших технических средств обусловил отставание в техническом развитии по сравнению с железными дорогами США и ряда стран Европы.
Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года на период 2008-2015 годов определен объем необходимых инвестиций на модернизацию и развитие железнодорожного транспорта общего пользования в размере 4 165 млрд. рублей, как по минимальному, так и по максимальному варианту развития.
Общее сравнение применяемых производственных средств в ОАО «РЖД» с зарубежными аналогами показывает отставание по ключевым показателям характеристик вагонов, локомотивов, электротехнических и электронных устройств, рельсов, стрелочных переводов и др.
1. В сфере локомотивостроения проблемы заключаются в отсутствии серийного производства магистральных грузовых тепловозов, двухсистемных локомотивов и локомотивов с бесколлекторным тяговым приводом, отвечающих современным требованиям и конкурентоспособных на транспортном рынке.
2. В сфере производства моторвагонного подвижного состава – в отсутствии серийного производства высокоскоростных (свыше 200 км/ч) электропоездов с бесколлекторным тяговым приводом. При этом следует отметить, что в настоящее время ОАО «Российские железные дороги» проводит активную работу по обновлению собственного парка подвижного состава.
2. В сфере производства пассажирских вагонов проблемы заключаются в недостаточных производственных мощностях для удовлетворения пикового спроса, связанного с массовым выбытием вагонов по сроку службы и наличием значительного отложенного спроса.
3. В сфере производства грузовых вагонов передовые страны (США, Канада, Австралия и другие), начиная с 60-х годов прошлого века, приступили к промышленному производству четырехосных вагонов с грузоподъемностью 90 тонн (осевые нагрузки около 30 тс). Вагоны отечественного грузового парка имеют относительно низкую грузоподъемность, в недостаточной степени реализуют габаритные возможности российских железных дорог, требуют дополнительных затрат, связанных с погрузкой, креплением и выгрузкой грузов, имеют малые межремонтные пробеги. Уровень специализации парка недостаточен.
4. Отечественные рельсы в два и более раза уступают лучшим зарубежным образцам по чистоте стали, прямолинейности, ресурсу. В России отсутствует выпуск рельсов для высокоскоростного движения. Уровень качества рельсовых скреплений значительно ниже мирового. Отсталые технологии производства щебня не позволяют создать балластный слой, обеспечивающий долговременную стабильность железнодорожного пути.
6. Необходимо отметить достижения российских производителей в создании комплексов диагностики инфраструктуры. При сравнении отечественных диагностических комплексов «ЭРА» и «ИНТЕГРАЛ» с итальянским комплексом «Архимед» преимуществом российских комплексов является наличие у них систем георадиолокации, контроля очертаний балластной призмы и габаритов приближения строений, мостов, тоннелей, междупутного расстояния и ряда других параметров, а также возможность обработки и анализа результатов контроля объектов в оперативном режиме, что значительно повышает эффективность их применения.
7. Ежегодно на российских железных дорогах по износу и старению производится замена около 1500 км контактных проводов и несущих тросов. Применение механизированных комплексов за счет снижения трудозатрат и расходов на механизмы позволит снизить стоимость электромонтажных работ до 30% и в целом стоимость реконструкции одного анкерного участка контактной сети на 18 %.
Вместе с тем ОАО «РЖД» располагает инновациями, превосходящими достигнутый мировой уровень. К таким инновациям можно отнести:
1. Газотурбовоз на сжиженном природном газе.
2. Система автоведения высокоскоростного поезда «Сапсан» с реализацией функции энергосбережения.
3. Технология управления перевозочным процессом на больших полигонах на основе интеллектуальных систем, реализующих прогноз графика движения пассажирских и грузовых поездов и оперативную увязку технологических процессов его обеспечения.
4. Спутниковые технологии мониторинга состояния инфраструктуры и организации работы по ее обслуживанию и ремонту.
5. Технология обеспечения безопасности работы на станциях на базе цифровых моделей пути и спутниковой навигации.
6. Технология интервального
регулирования движения
Цели и задачи программы инновационного развития ОАО «РЖД»
Основными документами, определяющими программу инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2015 года, являются Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. (Белая книга ОАО «РЖД»), «Концепция единой технической политики холдинга «Российские железные дороги», Энергетическая стратегия холдинга «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г., Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г. и ряд других нормативных документов компании. Алгоритм формирования инновационной политики ОАО «РЖД», от постановки целей и определения задач до формирования механизмов их реализации, представлен на следующей схеме:
Формирование инновационной политики ОАО «РЖД»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Создание отраслевого рынка инноваций
• Комплексное ресурсное обеспечение развития науки и технологий
• Оптимизация структуры НИОКР
• Кадровое обеспечение инновационной деятельности
• Развитие испытательной базы
• Формирование инновационной инфраструктуры
• Развитие внутренних связей науки и ее интеграция с производством
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Выработка и реализация научно-технических приоритетов
• Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности
• Совершенствование системы финансирования инновационной деятельности
• Организация научно-
• Оценка и охрана интеллектуальной собственности
• Организация управления сферой науки и научного обслуживания
• Формирование конкурентных отношений между научными организация
Решениями Совета директоров ОАО «РЖД» от 27 апреля 2010 г. определены базовые принципы технологической модернизации и инновационного развития компании:
1) повышение энергоэффективности и внедрения ресурсосберегающих технологий;
2) создание современных
транспортно-логистических
включая высокоскоростное и скоростное движение;
3) развитие интеллектуальных систем управления перевозочным процессом на базе современных цифровых телекоммуникационных и спутниковых технологий, специализированных информационно-управляющих систем;
4) кардинальное обновление подвижного состава и объектов инфраструктуры в соответствии с требованиями лучших мировых стандартов.
Реализация приоритетов инновационного развития требует решения следующих задач:
• достижения уровня производительности труда, соответствующего лучшим показателям мировых лидеров железнодорожного транспорта;
• оптимизации затратной составляющей за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий во всех основных видах деятельности, повышения энергоэффективности производственных процессов;
приведения уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок в соответствие с требованиями потребителей транспортных услуг и экономики, а также лучших мировых стандартов;
• интеграции в мировую транспортную систему на основе логистических принципов при организующей роли железнодорожного транспорта;
• создания достаточной провозной способности и необходимых резервов для полного удовлетворения спроса на перевозки при конъюнктурных колебаниях в экономике;
• повышения эффективности деятельности научно-технического комплекса холдинга;
• создания необходимых условий для разработки и внедрения инноваций, включая использование лучших мировых технологий с обеспечением максимального уровня локализации производства в Российской Федерации
Повышение энергосбережения и энергетической эффективности
Приоритетным направлением инновационной деятельности компании является энергосбережение и повышение энергоэффективности, в том числе и как важнейшее направление экологической политики.
Энергоэффективность и экологичность являются одними из главных факторов развития холдинга «РЖД», в том числе в обеспечении его конкурентных преимуществ на транспортном рынке.
В этих целях в компании разработана «Энергетическая стратегия холдинга «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г.».
Реализация направлений Энергетической стратегии ОАО «РЖД» позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта в 2007-2020 годах на 40% и формирование в России энергоэффективного общества.
Информация о работе Инновационное развитие транспортного комплекса РФ (ОАО РЖД)