Исследования организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование организационной структуры управления организации. В частности проанализировать общую характеристику предприятия, изучить характеристику организационной структуры, и выявить мероприятия по совершенствованию организационной структуры.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретико-методологические основы анализа и оценки организационных структур управления 8
1.1 Организационная структура управления предприятием: сущность, назначение, виды 8
1.2 Пути и проблемы проведения комплексного анализа и оценки организационной структуры управления 17
2 Анализ и оценка организационной структуры управления ОАО «Витрайбыт» 22
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 22
2.2 Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления 26
2.3 Анализ и оценка численности и структуры работников аппарата управления 28
2.4 Анализ и оценка номенклатуры управленческих решений, норм управляемости, отлаженности скалярной цепи, механизмов взаимодействия линии и штаба 30
2.5 Оценка эффективности действующей организационной структуры управления 32
3 Современные тенденции развития организационных структур управления 35
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложения А,Б,В,Г,Д 48

Файлы: 1 файл

Курс_исслед_организ_структуры.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            5

1 Теоретико-методологические  основы анализа  и оценки  организационных  структур управления          8

1.1 Организационная  структура управления предприятием: сущность, назначение, виды           8

1.2 Пути и проблемы проведения комплексного анализа и оценки организационной структуры управления       17

2 Анализ и оценка организационной структуры управления ОАО «Витрайбыт»           22

2.1 Общая характеристика  деятельности предприятия    22

2.2 Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления      26

2.3 Анализ и оценка численности и структуры работников аппарата управления            28

2.4 Анализ и оценка номенклатуры управленческих решений, норм  управляемости, отлаженности скалярной цепи, механизмов взаимодействия линии и штаба           30

2.5 Оценка эффективности действующей организационной структуры управления            32

3 Современные тенденции  развития организационных структур  управления 35

Заключение           41

Список использованных источников       44

Приложения А,Б,В,Г,Д                                                                                            48

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особенности системы  управления и организационной структуры  организации на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Необходимость совершенствования  системы управления на современном  этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности  аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

Стратегия поведения  ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и  децентрализацией властных функций, что  обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.

С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.

В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, то есть, воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.

Эволюция системы управления в переходный период направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в  народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию.

В современных условиях происходит дальнейшее совершенствование  управленческой деятельности, вызванное  ускоряющимся научно-техническим прогрессом, усложнением проблемы сбыта продукции. Вместе с тем возникла необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия. Использование опыта на отечественных предприятиях одна из важнейших задач.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом  управления и окружающей средой. Можно  дать следующее определение организационной структуры - это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.

Для того чтобы выжить в столь сложных условиях на базе многих предприятий создаются холдинги, дочерние предприятия в которых начинали свою деятельность предприятия, что давало им шанс выжить. Управление такими структурами очень сложная задача. Для обеспечения эффективного управления холдингом необходимо создать рациональную структуру управления. В данной курсовой работе речь пойдет об ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Центра и Приволжья», на примере которого видно как важно совершенствовать структуру управления в сложившейся экономической обстановке. Изменение организационно правовых основ предприятий, изменение специализации и переход на выпуск новой продукции неизбежно влечет за собой изменение организационной структуры управления. Этот процесс весьма сложный и болезненный. От того, насколько своевременно производится изменение оргструктуры, зависит и эффективность работы предприятия и его аппарата управления.

Целью данной курсовой работы является исследование организационной структуры управления организации. В частности проанализировать общую характеристику предприятия, изучить характеристику организационной структуры, и выявить мероприятия по совершенствованию организационной структуры.

Объект изучения – ОАО «Витрайбыт».

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА  И ОЦЕНКИ  ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Организационная  структура управления предприятием: сущность, назначение, виды

 

Структура управления - это  упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих развитие и функционирование организации  как единого целого. Определяется организационная структура управления также как форма кооперации и разделения управленческой деятельности, процесс которой осуществляется по соответствующим функциям, направленным на достижение намеченных целей и на решение поставленных задач. Представляется с этих позиций организационная структура в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми, прав и ответственности. Для каждой организации существует организационная структура производства и управления, наилучшая и присущая только ей. Любая организация имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, порядков и традиций между работниками по вертикали и горизонтали, профессионализма и личностных качеств персонала. Свою историю, культуру, технологическую философию и персонал имеет каждая организация. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей [14].

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как  отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в  которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений  организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера  общих функций, выполняемых в  процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней [14].

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми  линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

Между всеми выше составляющими  ОСУ существуют сложные отношения  взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел, кому он будет непосредственно подчинен, какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию, на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба, какими полномочиями наделяются работники нового отдела, какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом [14]:

1) Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2) Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3) Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4) Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5) Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Реализация этих принципов  означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический  и органический. Они построены  на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную, четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве [14].

Органический тип организационных  структур. В отличие от бюрократического, возник относительно недавно и своим  появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды.

Информация о работе Исследования организационной структуры предприятия