Исследования организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование организационной структуры управления организации. В частности проанализировать общую характеристику предприятия, изучить характеристику организационной структуры, и выявить мероприятия по совершенствованию организационной структуры.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретико-методологические основы анализа и оценки организационных структур управления 8
1.1 Организационная структура управления предприятием: сущность, назначение, виды 8
1.2 Пути и проблемы проведения комплексного анализа и оценки организационной структуры управления 17
2 Анализ и оценка организационной структуры управления ОАО «Витрайбыт» 22
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 22
2.2 Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления 26
2.3 Анализ и оценка численности и структуры работников аппарата управления 28
2.4 Анализ и оценка номенклатуры управленческих решений, норм управляемости, отлаженности скалярной цепи, механизмов взаимодействия линии и штаба 30
2.5 Оценка эффективности действующей организационной структуры управления 32
3 Современные тенденции развития организационных структур управления 35
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложения А,Б,В,Г,Д 48

Файлы: 1 файл

Курс_исслед_организ_структуры.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

На четвертом этапе  оценивают, насколько структура  организации отвечает задачам, целям и факторам, от которых зависит успешность ее функционирования. Для этого необходимо тщательно изучить существующую формальную структуру, определить все ее сильные и слабые стороны, выяснить, какие недостатки в формальной структуре компенсируют неформальные элементы и насколько эффективно [15].

Трудным, но неизбежным моментом в анализе организации является оценка человеческих ресурсов предприятия. Иногда серьезную нехватку работников определенных специальностей невозможно восполнить достаточно быстрой подготовкой работников внутри предприятия или набором со стороны, чего нельзя не учесть в распределении функций в рамках имеющейся структуры. Исследователь изучает также основные процессы управления — планирование, распределение ресурсов, оперативный контроль — для того, чтобы установить, насколько они способствуют выполнению задачи, цели и стратегических программ. Рассматривается вероятность и обоснованность изменения самих процессов. Анализ организации и окружающей среды предоставляет колоссальный объем информации, который необходимо оценить так, чтобы можно было принять решение о структуре, что является конечным этапом аналитического процесса. Выработка такого решения является очень трудным, почти полностью эмпирическим процессом. Структура больших организаций стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Сделать выбор среди них бывает сложно, но еще труднее преодолеть сопротивление этим изменениям. Скорость изменений настолько увеличивается, что ищут не столько специфическую, постоянную структуру, сколько временную, которая отражает определенный этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная в схемах и уставах, занимает все меньше места в проектах организации. Потоки информации, процессы принятия решений, проектные графики или временные предписания становятся все более существенными источниками информации о ролях и распределении прав и ответственности. Структуру можно выбрать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.

При разработке принципов  и методики проектирования структур управления важно отойти от представления  структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная  структура управления — понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся: состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура — это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

Особое значение имеет  характер влияния внешней среды на построение организации и всю систему связей элементов структуры с элементами внешних воздействий. Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и увязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т.е. по координации деятельности разных звеньев и органов в связи с выполнением общих текущих задач и реализацией перспективных межфункциональных программ; обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условии соотношения централизации и децентрализации в управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации [15].

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ВИТРАЙБЫТ»

 

2.1 Общая характеристика  деятельности предприятия

 

Данная курсовая работа написана на материалах ОАО «Витрайбыт». Образованного решением Витебского облисполкома   № 650  от 15.11.2000 регистрационный номер №4/14,   перерегистрировано в Коммунальное унитарное предприятие по оказанию бытовых услуг «Витрайбыт» далее КУП ОБУ «Витрайбыт». Открытое Акционерное  Общество «Витрайбыт» создано в результате преобразования Коммунального унитарного предприятия по оказанию бытовых услуг «Витрайбыт», решением Витебского райсполкома № 1789 от 28.12.2012 г. Является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные права и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, имеет печать и штамп со своим наименованием. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством и утвержденным Уставом предприятия.

Отрасль – бытовое  обслуживание населения. В соответствии с решением Витебского областного исполнительного  комитета от 22.12.2001г №763 входит в  состав предприятий подведомственных ГУ «УБОН Витебской области».

Форма собственности  – государственная.

Основной производственной деятельностью предприятия является производство готовых текстильных  изделий и согласно Устава может  оказывать следующие виды деятельности, в т.ч. 11 видов предусмотренных социальными стандартами по бытовому обслуживанию.

Из которых видами услуг являются:

    • ремонт обуви – 40,1
    • ремонт и пошив швейных изделий – 874,4
    • услуги парикмахерских – 83,3
    • услуги фотографии -15,2
    • ремонт СБТ, в том числе  часов, теле- и радиоаппаратуры, изготовление металлоизделий – 8,4
    • ритуальные услуги – 137,2
    • ремонт и изготовление мебели – 18,2
    • услуги химчистки – 5,0
    • услуги прачечных –0,8
    • услуги проката – 1,8
    • ремонт квартир –0,9
    • прочие –13,0

Из них по договорам  о сотрудничестве со специализированными  предприятиями и индивидуальными  предпринимателями следующие виды услуг:

    • химчистка и прачечная с ОАО «Объединение «Лотос» -                                    5,2 млн.рублей ;
    • ремонт СБТ с ОАО «Витрембыт» - 1,4 млн.рублей;
    • БРЭА с ОАО ВОТЦ «Гарант» - 0,4 млн.рублей;
    • Ремонт часов с ИП Кривоносов –  0,2 млн.рублей
    • Ремонт сотовых телефонов с ЧП «Акстел» -  1,6  млн.рублей
    • Изготовление оград и заборов с ЧПТУП «Статус Металлик» -                                 4,7 млн.рублей.
    • Договор с ОАО «Мир услуг Плюс»  на изготовление фотомедальонов.
    • Пошив чехлов для автомобилей с ИП Демиденок Н.П.-1,0 млн.рублей.
    • ЧТУП «Успешный челночек» - ремонт кожаных изделий
    • ИП Азарченко П. А. – ремонт и изготовление мебели

В структуре ОАО «Витрайбыт» имеет: 1  головной Дом быта, 2 КПП в  городских поселках Яновичи и Сураж и 20 сельских комплексных приемных пунктов. В Головном Доме быта функционируют  швейный цех, парикмахерская, участок ритуальных услуг, мастерская по ремонту обуви, услуги фото и проката. Осуществляется прием  заказов на услуги химчистки, стирки белья, ремонт мебели.

Общая численность населения  Витебского района, обслуживаемая предприятием,  составляет 38,3 тыс. чел., из них сельского  населения – 36,6 тыс.чел.

ОАО «Витрайбыт» занимает 2 место в районе по объему реализации бытовых услуг на 1 жителя, что  составляет 12,0 % удельного веса в  общем объеме реализации бытовых  услуг в Витебской области.

8 место в реализации  бытовых услуг на 1 жителя в  сельской местности,  что составляет 13,3 % удельного веса.

Запланировано закрытие 2 комплексных приемных пунктов. В 1 квартале закрытие КПП Сущево, во 2 квартале КПП Курино. С перераспределением зоны их обслуживания на другие действующие  комплексные приемные пункты, такие  как КПП Лужесно, КПП Тарасенки, КПП Вороны.

Развитию предприятия  способствует сплоченность трудового  коллектива, его целеустремленность, стремление к улучшению благосостояния каждого работника.

КУП ОБУ «Витрайбыт»  реализует свою продукцию и оказывает  услуги на внутреннем рынке, который предоставлен потребителями Витебского района и города.

Наибольший удельный вес в общем объеме составляют услуги   по пошиву швейных изделий  – 72,9%, услуги парикмахерских – 7,0 %, ритуальные услуги – 11,5 %, ремонт обуви – 3,3%.

В швейном цеху помимо индивидуального пошива изготавливаются  швейные изделия опытными и мелкими  партиями (постельное белье, полотенца, куртки, рубашки, одеяла, подушки и  т.п.) для реализации через сеть комплексных  приемных пунктов и по безналичному расчету с предприятиями г.Витебска.

На предприятии освоены  и уже пользуются спросом новые  виды услуг, такие как: ремонт сотовых  телефонов, ломбард, багетная мастерская, пошив чехлов для автомобилей.

В 2012 году был продлен  договор кооперации на ремонт швейных и трикотажных изделий. Расширен спектр услуг по ремонту обуви, а именно, устранение переломов и стелек в летней обуви с заменой деталей низа. Произведено обновление прокатного фонда. Произведены ремонты КПП Шапечино и КПП Лужесно. В 2013 году планируется довести работу по внедрению на предприятии штрих-кода по международной системе «Штрих-код (barcode) GS1». Запланировано в 4 квартале расширение спектра услуг багетной мастерской, а именно, ввод нового вида услуг -  печать на холсте. Запланировано произвести текущие ремонты КПП Вороны и КПП Тарасенки.

Проведем анализ основных технико-экономических показателей  работы ОАО «Витрайбыт» за 2011-2012 годы.

 

Таблица 2.1   –   Анализ    динамики     основных    технико-экономических  показателей ОАО «Витрайбыт»  за 2011-2012 годы

Показатели

2011

год

2012

год

Абсол.

отклонение

Темп

роста,

%

1

2

3

4

5

1. Объем производства промышленной  продукции в фактических отпускных  ценах, млн. руб.

1837

3446

1609

187,59

2. Выручка от реализации товаров,  продукции, работ, услуг, млн. руб.

2135

4172

2037

195,41

3. Себестоимость реализованной  продукции, работ, услуг, млн.  руб.

2071

4057

1986

195,90

4. Затраты на рубль реализованной  продукции, руб.

0,97

0,97

0,00

100,25

5. Прибыль от реализации продукции,  работ, услуг, млн. руб.

64

115

51

179,69

6. Прибыль до налогообложения,  млн. руб.

14

445

431

3178,57

7. Чистая прибыль, млн. руб.

0

430

430

8. Рентабельность, %:

- продаж

- продукции

 

3,00

3,10

 

2,76

2,83

 

-0,24 п.п.

-0,27 п.п.

 

 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

9. Среднесписочная численность работников, чел.:

- всего

- в т. ч.рабочие

 

 

62

51

 

 

46

30

 

 

-16

-21

 

 

74,19

58,82

10. Производительность труда, млн.  руб.:

- одного работника

- одного рабочего

 

29,62

36,02

 

74,91

114,87

 

45,29

78,85

 

252,90

318,91

11. Фонд заработной платы работников, млн. руб.

806,2

1167

360,8

144,75

12. Среднемесячная зарплата, руб.

1083602

2114130

1030528

195,10

13. Среднегодовая стоимость основных  средств, млн. руб.

4904

6794,5

1890,5

138,55


Источник: Составлено автором по данным организации

Таким образом, в 2011 году деятельность ОАО «Витрайбыт» более  эффективна. Об этом свидетельствуют  рост объемов производства (+87,59%) и  реализации продукции (+95,41%),  увеличение прибыли, рост производительности труда. Положительным моментом является превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы, что свидетельствует о росте эффективности использования трудовых ресурсов. Так объемы выручки от реализации выше объемов производства, то в отчетном периоде реализовывались складские остатки продукции. Темпы роста выручки от реализации ниже темпов роста себестоимости реализованной продукции, следовательно отпускные цены выросли меньше закупочных и возрасли затраты на рубль продукции. 

 

2.2 Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления

 

Основной целью ОАО «Витрайбыт» является дальнейшая финансовая стабилизация открытого акционерного общества, с обеспечением безубыточной работы предприятия и рост благосостояния работников коллектива. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Информация о работе Исследования организационной структуры предприятия