История развития института несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является банкротство предприятий, его причины и признаки. С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК Понятие банкротства предприятия.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Признаки предбанкротного состояния предприятия

Ранние признаки банкротства, являющиеся одновременно экономическими, финансовыми, юридическими и психологическими аспектами общего состояния фирмы, могут вылиться в конкретные причины ее несостоятельности. В связи с этим различают формальные признаки банкротства и неформальные, по которым можно оценить ухудшающееся финансовое состояние предприятия и указывающие на возможное предбанкротное положение предприятия.

Формальный признак банкротства того или иного предприятия в концентрированном виде состоит в неплатежеспособности. Иными словами, основным индикатором предбанкротного состояния является движение денежных потоков. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, в совокупности не менее 100 тыс. руб., если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Неформальные признаки возможного банкротства являются поводом к более скрупулезному изучению положения дел как со стороны руководства, так и со стороны финансовых и аудиторских структур.

Многочисленные неформальные признаки банкротства можно сгруппировать по двум направлениям – признаки, нашедшие свое отражение в бухгалтерской документации, и те, которые не подлежат оценке.

К первой группе относят такие признаки предбанкротного состояния предприятия, как низкое качество и невыполнение сроков предоставления отчетности; неудачное построение информационной системы; повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия. Для оценки тенденций хорошей информацией являются данные о материальных запасах, т.е. о запасах готовой продукции, сырья и материалов, а также незавершенном производстве. И в этом случае подозрительным является не только резкое увеличение запасов, которое нередко означает затоваривание, но и резкое их снижение. Последнее может означать перебои в производстве и снабжении и иметь следствием невыполнение обязательств по поставкам. Кроме того, поводом для беспокойства должно быть увеличение задолженности сотрудникам, акционерам и налогам и сборам.

К признакам предбанкротного состояния предприятия, не нашедших своего отражения в финансовых документах, относят внутренние противоречия на предприятии, такие как конфликты в высшем руководстве или с крупными клиентами.

Выделяются несколько стадий приближения предприятия к банкротству:

Первая стадия характеризуется зарождением финансовой неустойчивости, появлением негативных явлений в хозяйственной деятельности. Уменьшаются доходы и увеличиваются убытки. Однако производственный процесс не останавливается, объемы продукции не снижаются. Нарастают отсрочки платежей по долгам, а также в бюджет.

На второй стадии укрепляется финансовая неустойчивость. Уменьшается объем сбыта продукции, возрастает задолженность, смещаются сроки оплаты платежей. В связи со сбоями в производстве появляется брак в производимой продукции.

На третьей стадии ухудшаются финансовые результаты, изменяются статьи актива и пассива. Происходят сбои в производственном процессе, задерживается или сокращается выплата заработной платы. На смену квалифицированным рабочим приходит неквалифицированный персонал.

Четвертая стадия характеризуется хронической финансовой неустойчивостью. Происходит резкое уменьшение финансовых ресурсов, увеличивается кредиторская задолженность, резко снижаются объемы производства и продаж.

 

3. Отдельные процедуры банкротства

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Основными задачами проведения процедур банкротства являются:

- возврат долгов кредиторам;

- восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Процедуры банкротства проводят соответственно:

- наблюдение — временный управляющий;

- финансовое оздоровление — административный управляющий;

- внешнее управление — внешний управляющий;

- конкурсное производство — конкурсный управляющий;

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Наблюдение

 

Наблюдение — подготовительная процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

Наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, к отсутствующему должнику, к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств и к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника. С введением данной процедуры  появляется особая фигура — временный управляющий. Но если руководителем организации-должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.

Органы управления должника с момента введения наблюдения могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки следующих видов:

-связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

-связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный управляющий. К ним относятся решения:

-о реорганизации и ликвидации организации-должника;

-о создании филиалов и представительств;

-о выплате дивидендов или распределении прибыли;

-о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);

-о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Временный управляющий, как и другие арбитражные управляющие, утверждается арбитражным судом. Его деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

-контроль за действиями руководства должника;

-изучение финансового состояния должника.

Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения, есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или, руководствуясь законом о банкротстве принимает решение, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

3.2 Финансовое оздоровление

 

Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

При финансовом оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры; одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия.

Также как и в процедуре наблюдения органы управления предприятия должника не отстраняются, а ограничиваются в своих полномочиях.  Сделки, связанные с увеличением кредиторской задолженности, приобретением или отчуждением имущества, выдачей или получением займов, уступкой прав требований контролируются административным управляющим и собранием кредиторов.

Арбитражный суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) предприятия должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления, должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность предприятия должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Внешнее управление

 

Внешнее управление имуществом должника-предприятия является необязательной процедурой банкротства(вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление.

Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев, возможно его продление еще на 6 месяцев.

Представления какого-либо обоснования эффективности введения внешнего управления от собрания кредиторов не требуется. Анализ финансового состояния должника и возможности его восстановления осуществляются временным управляющим. В обязанности кредиторов входит лишь определение (на стадии наблюдения) кандидатуры внешнего управляющего и предполагаемого срока проведения внешнего управления.

Последствиями введения внешнего управления являются следующие:

Информация о работе История развития института несостоятельности (банкротства)