Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 21:39, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является банкротство предприятий, его причины и признаки. С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом.
Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении мирового соглашения стороны могут использовать любые предусмотренные гражданским законодательством способы прекращения обязательств: предоставление отступного, новацию обязательства, прощение долга, а также другие условия, связанные с реструктуризацией задолженности.
Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить требованиям Налогового кодекса РФ.
Залог имущества обычно сохраняется, если иное не предусмотрено мировым соглашением.
С даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращается производство по делу о банкротстве, прекращаются предприятий полномочия арбитражного управляющего, который, тем не менее, продолжает исполнять обязанности по управлению должником до даты назначения (избрания) руководителя должника. С момента утверждения мирового соглашения гражданин-должник или руководитель должника, внешний или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами в соответствии с мировым соглашением.
Особым условием заключения мирового соглашения является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.
В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения дела о банкротстве объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением.
4. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России
Основными источниками нормативно-правовой основы несостоятельности (банкротства) являются5:
1. Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Регулирует процессы обеспечения законных интересов кредиторов, защиты прав учредителей и участников должника, изменения статуса организации. Регулирует деятельность арбитражного управляющего и устанавливает необходимые особенности банкротства для должников. Устанавливает очередность кредиторов, которые выставляют требования, обеспеченные залогом, и предоставляет возможность досрочного расчета с кредиторами. С принятием Федерального закона о банкротстве более совершенна стала процедура расторжения мирового соглашения в случае худших условий для кредиторов, установлен новый порядок обжалования мирового соглашения, порядок продажи имущества банкрота и порядок открытых торгов.
Позволяет учредителям должника сохранить контроль за предприятием, восстановить платежеспособность и провести дополнительную эмиссию акций.
2. Положения ГК РФ:
- нормы ГК РФ, непосредственно
регулирующие несостоятельность (банкротство)
индивидуальных
- нормы ГК РФ, содержащие специальные
указания по применению
- нормы ГК РФ, непосредственно
не затрагивающие отношения
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
4. Федеральный закон от 24 июня 1999
г. №122-ФЗ « Об особенностях
несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий
5. Правовыми источниками также можно считать:
- постановление Правительства
РФ от 3 февраля 2005г. № 52 «О регулирующем
органе, осуществляющем контроль
за деятельностью
- постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. №257 «Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»;
- постановление Правительства
РФ от 19 сентября 2003г. № 586 «О требованиях
к кандидатуре арбитражного
- информационное письмо
- постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
- постановление Пленума ВАС
РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых
вопросах практики применения
Федерального закона «О
- и другие.
Заключение
Проведенный анализ института несостоятельности, причин банкротства, а также действующего российского законодательства, регулирующего осуществление процедуры банкротства, позволяет сделать ряд выводов.
В рамках процедуры банкротства возможно восстановить платежеспособность предприятия. Однако необходимо отметить, что восстановление платежеспособности предприятия не является обычным для применения процедуры банкротства случаем. Чаще всего это происходит уже на этапе наблюдения и в ходе мировых соглашений, то есть когда удается достичь соглашения с кредиторами о погашении задолженности вне рамок банкротства.
Восстановление платежеспособности в ходе внешнего управления как правило связано с внешними источниками (привлечение заинтересованного в бизнесе должника стороннего инвестора, изменение ситуации на рынке сбыта продукции предприятия и т.п.). Такое развитие событий возможно и вне рамок банкротства.
Большинство производств по делам о банкротстве проходят через стадию конкурсного производства и заканчиваются ликвидацией предприятия.
Процедура банкротства редко заканчивается восстановлением платежеспособности предприятия как единого имущественного комплекса, но для защиты прав кредиторов является достаточно действенным и надежным инструментом.
Банкротство может рассматриваться как инструмент реформирования предприятий. Регламентирующие банкротство нормативные акты позволяют восстановить платежеспособность части предприятий, заменить неэффективное управление.
Кроме того, даже в случае конкурсного производства и ликвидации предприятий, чаще всего происходит образование новых, меньших по размерам, но, как правило, эффективно работающих предприятий, или же имущество ликвидируемого должника переходит к собственнику, использующему это имущество более эффективно.
Для того, чтобы уменьшить количество негативных факторов, присущих банкротству, для того, чтобы этот институт представлял собой не только инструмент защиты прав кредиторов, но и служил бы восстановлению платежеспособности должника необходимо изменить или дополнить ряд положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и практику его применения:
Эти меры позволят увеличить эффективность использования института банкротства как механизма реформирования предприятий с целью повышения эффективности управления и оптимизации структуры, не ущемляя при этом интересов кредиторов.
Список используемых источников
Нормативно-правовые источники
Учебники, монографии, брошюры
4. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: учебное пособие. Ткачёв В.Н. ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007 г.
1 В законе, понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы, хотя ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости дифференциации этих категорий, в частности, по образу и подобию взглядов дореволюционных ученых, считавших, что банкротство - уголовно – правовая сторона несостоятельности, которая может и отсутствовать (т.е. это несостоятельность, сопряженная с уголовно наказуемыми действиями, направленными на причинение вреда должнику или кредиторам)
2 Ст. 2 ФЗ № 127 от 26 октября 2002 года «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
3
Криминальное банкротство включает в
себя:
– преднамеренное банкротство (ст.
196 УК РФ)
– фиктивное банкротство (ст. 197 УК
РФ)
– неправомерные действия при банкротстве
(ст. 195 УК РФ)
4 В то же время массовое банкротство должников вызовет не менее массовое банкротство кредиторов, и «лавина» банкротств, реализуя эффект «падающего домино», воспрепятствует дальнейшему экономическому развитию страны. Поэтому массовое применение процедуры банкротства хозяйствующих субъектов для российских условий неприемлемо. Необходим поиск альтернативных механизмов решения проблемы неплатежей.
5 Существующая до 2002 г. в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.
Информация о работе История развития института несостоятельности (банкротства)