Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:40, курсовая работа
В условиях становления рыночных отношений снижение издержек производства приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платёжеспособность и конкурентоспособность. Все эти проблемы очень актуальны во всех сферах национальной экономики. Переход к рыночным отношениям требует от предприятий повышения эффективности производства на основе внедрения научно-технического прогресса, применения эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности и т.д.
Прежде чем определить, как произвести снижение издержек производства, необходимо произвести анализ и расчет издержек производства, его состав и структуру. Это нелегкая задача, которая требует определенных знаний и умений. [3]
На примере предприятия ОАО «Машпищепрод» проанализирую состав и структуру издержек предприятия, на основании чего можно привести и выявить факторы и пути снижения издержек производства на предприятии.
Открытое акционерное общество «Машпищепрод» создано приказом Минского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 27 декабря 1999г. №9 путем преобразования государственного предприятия «Марьиногорское экспериментальное предприятие по выпуску пищевого оборудования и продуктов питания» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Работа предприятия направлена на переработку картофеля и изготовление картофелепродуктов (обжаренных, замороженных), полуфабрикатов, производство солода, концентратов пищевых, семечек подсолнечника жареных. Часть общего объема производства занимает машиностроение - изготовление оборудования для переработки пищевой продукции.
Сильными сторонами предприятия являются: выгодное географическое положение; многопрофильность предприятия; монополия на внутреннем рынке сухого картофельного пюре; долгосрочные контракты с основными поставщиками сырья и материалов; большой производственный опыт и высокая квалификация персонала.
Слабые стороны: высокий уровень износа основных фондов; низкая платежеспособность покупателей; разовый характер заказов цеха машиностроения; сезонный характер заготовки сырья для производства основного вида продукции – сухого картофельного пюре; отсутствие региональных торговых представителей, мерчендайзеров.
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ издержек производства продукции имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
Основными источниками информации для анализа являются "Отчет о затратах на производство продукции (работ . услуг) (форма №4-ф), плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Анализ состава и структуры затрат на производство продукции (работ, услуг) в целом по ОАО «Машпищепрод» представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ затрат на производство продукции (работ, услуг) в целом по организации по ОАО «Машпищепрод».
Элементы затрат |
2011 год |
2010 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем производства продукции (работ, услуг) в текущих ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки |
64275 |
25907 |
+38368 |
248,1 |
Затраты на производство продукции (работ, услуг) |
||||
-сумма, млн. р. |
40287 |
22120 |
+18167 |
182,13 |
-удельный вес, % |
100 |
100 |
||
в том числе |
||||
Материальные затраты из них |
||||
-сумма, млн. р. |
27928 |
14443 |
+13485 |
193,37 |
-удельный вес, % |
69,32 |
65,29 |
+4,03 |
|
Сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и п/ф |
||||
-сумма, млн. р. |
22499 |
11918 |
+10581 |
188,78 |
-удельный вес, % |
55,85 |
53,88 |
+1,97 |
|
Топливо |
||||
-сумма, млн. р. |
3325 |
1521 |
+1804 |
218,61 |
-удельный вес, % |
8,25 |
6,88 |
+1,37 |
|
Электрическая энергия |
||||
-сумма, млн. р. |
1476 |
768 |
+708 |
192,19 |
-удельный вес, % |
3,66 |
3,47 |
+0,19 |
|
Затраты на оплату труда |
||||
-сумма, млн. р. |
6571 |
3744 |
+2827 |
175,51 |
-удельный вес, % |
16,31 |
16,9 |
-0,59 |
|
Отчисления на социальные нужды |
||||
-сумма, млн. р. |
2307 |
1370 |
+937 |
168,39 |
-удельный вес, % |
5,73 |
6,19 |
-0,46 |
|
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
||||
-сумма, млн. р. |
1821 |
1193 |
+628 |
152,64 |
-удельный вес, % |
4,52 |
5,39 |
-0,87 |
|
Прочие затраты |
||||
-сумма, млн. р. |
1660 |
1370 |
+290 |
121,17 |
-удельный вес, % |
4,1 |
6,19 |
-2,07 |
|
Расходы на рекламу |
||||
-сумма, млн. р. |
8 |
9 |
-1 |
88,89 |
-удельный вес, % |
0,02 |
0,04 |
-0,02 |
Анализ затрат на производство продукции (работ, услуг) в целом по организации на ОАО «Машпищепрод» показал, что данное производство является материалоемким. Удельный вес материальных затрат в совокупных затратах на производство в 2010 году составил 65,29%. При этом можно охарактеризовать значительный рост доли данного вида затрат за анализируемый период: в 2011 г. доля материальных затрат увеличилась на 4,03% и составила 69,32%.
Из всей стоимости материальных затрат наибольший вес принадлежит расходам на сырье и материалы. За рассматриваемый период данная статья затрат возросла на 13485 млн. р. и в 2011 г. затраты на сырье и материалы составили 27928 млн. р. Доля данного вида затрат в величине общих затрат увеличилась с 53,88% до 55,85%, что отрицательно характеризует деятельность предприятия по организации закупок сырье и материалов.
Положительно можно охарактеризовать снижение в 2011 г. доли расходов на рекламу на 0,02 % по сравнению с уровнем предыдущего года, при снижении суммы данных затрат на 1 млн. р.
Положительно можно охарактеризовать снижение в 2011 г. доли амортизационных основных средств и нематериальных активов на 0,87 % и прочих затрат на 2,07% по сравнению с уровнем предыдущего года, при одновременном росте суммы данных затрат на 628 млн. р. и 290 млн. р., соответственно.
Однако рост затрат на производство не всегда отрицательно влияет на результаты деятельности предприятия. Так увеличение затрат может быть обусловлено ростом объемов производства. Исходя из этого кроме оценки тенденций изменения совокупных затрат на выпуск продукции необходимо провести анализ эффективности использования данных затрат, для чего рассчитывается показатель затрат на рубль стоимости произведенной продукции. Данный расчет представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Анализ затрат на рубль произведенной продукции по ОАО «Машпищепрод»
Показатель |
2011 год |
2010 год |
Отклонение |
Объем произведенной продукции, млн. р. |
64275 |
25907 |
+38368 |
Затраты на производство продукции, млн. р. |
40287 |
22120 |
+18167 |
Затраты на рубль произведенной продукции, р./р. |
0,63 |
0,85 |
-0,22 |
За 2010 год показатель затрат на рубль выпущенной продукции по ОАО «Машпищепрод» составил 0,85. Это положительно характеризует деятельность предприятия, так как для производства 1 рубля продукции было затрачено 0,85 рубля, т.е. с каждого рубля произведенной продукции предприятие получает выгоду в размере 0,15 р. В динамике наблюдается снижение данного показателя на 0,22 р. в 2011, что свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия по выпуску продукции.
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Итак, каковы же пути снижения издержек производства на любом предприятии? В первую очередь, необходимо собирать и анализировать данные обо всех его затратах. На данном этапе происходит сбор информации не только о текущем, но и об историческом состоянии затрат. Кроме того, нужно еще и исследовать, как изменялись затраты во времени.
Второй путь - определить перспективные направления по вопросу снижения затрат на производство. Нужно произвести анализ того, как на результативности деятельности компании отразится уменьшение величины всех издержек.
Третий этап - необходимо вырабатывать мероприятия по вопросу сокращения затрат. Итак, самые перспективные направления снижения всех затрат определены, теперь нужно тщательно изучить, как же вообще происходит формирование затрат по каждому из этих направлений, каким образом протекают различные бизнес-процессы, а также необходимо обязательно понять, что предпринять, чтобы снизить издержки.
Пути снижения издержек производства представлены составлением плана мероприятий, которые направлены на управление затратами. Итак, в него войдут такие пункты:
1. Необходимо анализировать
2. Требуется оптимизировать
3. Кроме того, важно сокращать издержки на оплату труда.
4. Необходимо также уменьшать затраты на бытовые расходы.
5. Важно снижать затраты на рекламу.
6. Нужна вертикальная и
Пятый путь снижения издержек - требуется сформировать бюджет предприятия, учитывая выбранные мероприятия.
Шестой путь - необходимо всегда детально прорабатывать мероприятия как инвестиционные проекты.
Проблема поиска путей снижения издержек производства на различных предприятиях в настоящее время относится к сложнейшим вопросам современной экономики. Но основным путем снижения издержек все же является составление четкого плана мероприятий, которые направлены на управление всеми затратами. Важно точно знать на что именно тратятся средства, тогда удастся взять под контроль издержки предприятия. [3]
Основными направлениями по снижению уровня затрат на производство на ОАО «Машпищепрод» являются:
По результатам анализа за период 2010 – 2011 гг. расходы на оплату труда на ОАО «Машпищепрод» возросли на 82,13% и составили 40287 млн. руб. Снижение данной статьи затрат является одним из возможных источников снижения себестоимости.
Так для снижения затрат на оплату труда необходимо повышать производительность труда за счет совершенствования техники и технологии, улучшения организации производства, более полного использования имеющегося оборудования, совершенствования организации труда.
Совершенствование организации труда предполагает повышение квалификации кадров и профессионального уровня работников, совершенствование системы заработной платы, нормирование затрат труда на процесс производства, повышение личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. Кроме того источником снижения затрат на оплату труда является сокращение потерь рабочего времени, устранение непроизводительных затрат времени, устранение сверхурочно отработанного времени, так как оплата такого труда обходится предприятию дороже, чем при обычных условиях.
Реализация данных мероприятий ОАО « Машпищепрод» является возможным резервом снижения затрат на оплату труда работников предприятия и следовательно, снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Так предположим, что в 2011 году затраты на оплату труда на предприятии остались на уроне 2010 года т.е. равнялись 2755 млн. руб. Тогда размер совокупных затрат на производство составил бы 28250 млн. руб., в то время как фактический уровень данного показателя в 2011 году равнялся 28780 млн. руб., т.е. это позволило бы снизить общие затраты на 530 млн. руб.
Анализ калькуляционных статей по отдельным важнейшим видам выпускаемой продукции показал, что наибольшую долю в полной себестоимости продукции занимают общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.
К общехозяйственным расходам относятся расходы связанные с функцией управления предприятием. В состав этих расходов включаются следующие издержки: