Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Целью данного исследования является повышение эффективности производства зерна в сельскохозяйственных предприятиях и меры ее повышения. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
• исследованы и систематизированы экономические и организационные мероприятия повышения эффективности производства зерна; • проанализирован и оценен уровень эффективности производства зерна на предприятии;
• уточнены экономические факторы, влияющие на эффективность зерна в современных условиях;
• обоснована необходимость повышения эффективности производства каждого структурного подразделения в условиях полной хозяйственной самостоятельности предприятия;
Введение ………………………………………………………………………….3
Теоретические основы эффективной системы производства продукции …6
1.1. Народнохозяйственное значение и размещение отрасли …………………6
1.2. Методические основы определения эффективности производства ………8
Характеристика природных и экономических условий предприятия …….17
2.1. Характеристика природных условий ………………………………………22
2.2. Специализация и сочетание отраслей ……………………………………..23
2.3. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства ...26
3. Современное состояние и развитие отрасли ……………………………….29
3.1. Значение и место отрасли в экономике предприятия ……………………29
3.2. Уровень интенсивности отрасли …………………………………………...32
3.3. Экономическая эффективность производства продукции ……………….35
4. Основные меры по повышению эффективности производства продукции ……………………………………………………………………………………..45
Повышение материальной заинтересованности работников ………….47
Выводы и предложения ……………………………………………………….49
Список литературы …………………………………………………………….51
Поскольку Россия является страной импортером и ввозит по разным оценкам 40-48% продовольствия, то уровень субсидий должен быть более значительным по отношению к общественно - необходимым затратам, чем сейчас. Везде, где ставился вопрос о наращивании объёмов производства, возрастало бюджетное субсидирование аграрной сферы.
Даже в такой стране как США сельское хозяйство является убыточным, но сельскохозяйственное сырье в процессе переработки и реализации приобретает высокую потребительскую стоимость, регулируя взаимоотношения, государство перераспределяет доходы по отраслям, финансируя аграрную сферу.
Однако увеличение государственной поддержки должно сопровождаться обновлением технологий, рационализацией организации труда, ростом реализации продукции, внедрением рыночной философии хозяйствования, то есть давать отдачу.
С общенациональной точки зрения, рационального разделения труда, и природно-экономических условий целесообразно сокращать площади продовольственной пшеницы и традиционно специализироваться на животноводстве. Государственное регулирование и заключается в том, чтобы совпадали общефедеральные интересы, региональные и каждого предприятия в отдельности. К сожалению, на современном этапе рыночных отношений в стране эти интересы россогласованы.
Законодательная база предполагает приведение в соответствие интересов предприятий и государства. Одной из задач государства стоит увеличение доходности хозяйств, повысив конкурентоспособность отечественных продуктов сельского хозяйства.
По сравнению с другими отраслями наибольшее внимание государства должно быть обращено на зерно. Это следует из огромной роли зерна в формировании продовольственных ресурсов. Зерно является сырьем для производства хлебобулочных изделий, за счет которых удовлетворяется до 40% дневной потребности человека в пище. В целом с зерновыми ресурсами связано более 40% агропромышленного производства. По уровню душевого производства зерна, наличию переходящих запасов и резервов судят об экономической мощи государства.
Государству необходимо правовыми и экономическими методами регулировать взаимоотношения в пользу аграрной сферы. В силу специфики сельского хозяйства здесь очень медленный оборот капитала, а значит и его окупаемость. Кроме того, сельские товаропроизводители продают свою продукцию на рынке конкурирующих товаров, а покупают необходимые промышленные средства, на монополизированном рынке. Госструктурам целесообразно изымать часть монопольной прибыли из отраслей промышленности, технологически связанных с сельским хозяйством, и перераспределять в аграрную сферу.
С переносом центра тяжести финансирования аграрного сектора экономики на субъекты федерации на региональном уровне эта поддержка должна быть более существенной. В районе производства сельскохозяйственной продукции основное внимание со стороны государства будет уделено стимулированию развития базовой зерновой отрасли.
Зерновой рынок занимает центральное место, и по значимости для страны соизмерим только с рынком энергоресурсов. Государство регулирует рынок зерна различными методами, в том числе вмешиваясь в систему ценообразования. В странах с развитым сельским хозяйством используется система скупки зерна по гарантированным ценам, если цены на рынке не обеспечивают им окупаемость затрат. В основу такой системы поддержки лежит принцип обеспечения нормативной доходности хозяйств, достаточный для простого воспроизводства. В США действует система залога, в европейских странах существуют интервенционные фонды, в Канаде - квоты на единицу посевных площадей. При этом доходы производителей зерна поддерживаются на среднем уровне в целом по стране путем развития экспорта и регулирования производства зерна посредством дотаций. У нас каждый регион проводит свою политику поддержки товаропроизводителей зерна.
Целесообразно направить дополнительную бюджетную поддержку скотоводческой отрасли, обеспечивая возможность получения дополнительного дохода, в первую очередь, теми хозяйствами, которые имеют издержки производства и продуктивность животных не ниже среднеотраслевых. Распределение бюджетных средств должно увязываться с показателями эффективности и себестоимости получаемой продукции, объёмами ее реализации. Это обусловит рост потребности животноводства в фуражном зерне, что повлечет изменения в структуре посевов зерновых, за счет уменьшения площадей под пшеницу, повысит продуктивность и эффективность скотоводства.
На зерновом рынке активно действуют перекупщики зерна, которые за наличный расчет, но значительно дешевле рыночных цен скупают у производителей пшеницу. Весной продают уже дороже на перерабатывающие предприятия. Это способствует удорожанию хлеба, чтобы удержать рост цен на хлеб из бюджета области переработка получает дотацию, являясь и без того рентабельным производством. В проигрыше остаются только производители зерна. Чтобы его уменьшить они вынуждены скрывать (уменьшать) истинный объем производства и реализации зерна, снижая тем самым налогооблагаемую базу. Государство несет потери при недополучении налогов и при субсидировании перерабатывающих предприятий. Чтобы разорвать этот порочный круг и обеспечить стабильность цен на зерновом рынке целесообразно перейти к скупкам продовольственного зерна в урожайные годы по ценам обеспечивающим нормативную (гарантированную) рентабельность его производителям.
Успешно функционирующие сельскохозяйственные предприятия, сохраняя кадровый и производственный потенциал внедряют интенсивную систему ведения сельского хозяйства. Государственная помощь в интенсификации сельского хозяйства должна заключаться в стимулировании продуктивности сельскохозяйственных культур, животных. Этого можно достичь, если включить в целевые программы необходимый уровень продуктивности как обязательное условие. Интенсифицируя своё производство и наращивая объёмы реализации, крупные товаропроизводители приобретают стабильные связи, с перерабатывающими предприятиями развивая и собственные каналы реализации, формируют крупные товарные партии продукции, что способствует привлечение к сотрудничеству экономически слабых и мелких товаропроизводителей.
Крупно-товарные сельскохозяйственные формирования являются селообразующими, поддерживают развитие и интеграцию слабых и личных подсобных хозяйств. Такие предприятия структурообразующие элементы новых интегрированных формирований. Именно они становятся источниками инвестиций и «точками роста» в аграрной экономике, носителями новых рыночных связей. Они продолжают играть важную роль в аграрной экономике, оставаясь основными производителями, как зерна, так и молока, яиц - продуктов, определяющих продовольственную безопасность страны, региона.
Состояние производства зерна в Ибресинском районе за последнее десятилетие характеризуется снижением валовых сборов, урожайности, посевных площадей. Исключением являются два последних года, характеризующиеся большим количеством осадков, что обусловило рост урожайности зерновых. В целом же, отрасль находится в состоянии стагнации, несмотря на попытки государства стимулировать рост объёмов производства зерна и его эффективность.
В научной и специальной литературе последних лет большое внимание уделяется проблемам зернового рынка, государственной поддержки отрасли на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, не рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности (эффективности) зерна на уровне крупных сельскохозяйственных коллективных предприятий, которые являются основными производителями товарного и семенного зерна.
Наращивание производства конкурентоспособного зерна укрепит не только экономику сельскохозяйственных предприятий, но станет важным звеном в стабилизации социального положения в обществе.
В 2001 году запущен механизм реструктуризации долгов сельских товаропроизводителей, позволяющий им оздоровить и реформировать предприятия, чтобы перейти от экономики выживания к эффективному агробизнес, но это будет под силу только для небольшой части хозяйств. На современном этапе важное значение приобретает разработка механизмов перехода земли и других ресурсов от глубоко убыточных предприятий к работающим эффективно, а также товарным семейным фермам.
Именно на низовом
уровне закладывается
Собственного производства зерна в России недостаточно, чтобы удовлетворить внутренний спрос, в среднем импортируется до 7% потребляемой пшеницы. Но даже в неблагоприятные годы страна экспортирует до 2% (от производства) зерна в основном в страны СНГ. Являясь крупным производителям фуражного зерна -70% общего объёма его производства в СНГ - Россия ввозит 8% внутреннего потребления, что составляет 91% всего импорта кормового зерна в странах СНГ. Благоприятные погодные условия последних двух лет обеспечили выход страны в первую десятку экспортеров пшеницы, по экспорту ячменя Российская Федерация занимает пятое место. В 2002г. Россия сможет экспортировать 6 млн. тонн зерна при экспортном потенциале в 12млн. тонн. Высокий уровень железнодорожных тарифов не позволяет в должной мере выравнивать цены на рынке зерна по регионам и расширить экспортную базу российского зерна. Экспортные возможности России остаются ограниченными из-за слабого развития портовой инфраструктуры.
Как показали последние годы зерно для страны может стать источником валютных ресурсов. Ученые и специалисты считают, что в России в ходе рыночных преобразований созданы такие экономические условия, правовое поле и государственные механизмы, которые обеспечат рост производства зерна на основе окупаемости в объёмах, удовлетворяющих не только собственные потребности, но и достаточные для создания устойчивого экспорта зерновых, так хак в стране имеются большие площади плодородных земель и нереализованные производственные резервы.
Августовский финансовый кризис 1998 года лишний раз показал, что необходимо снижать зависимость продовольственного обеспечения страны, и в первую очередь зерном, от внешних источников его поступлений. Для этого необходимо не только задействовать резервы зерно производителей, но и активизировать вмешательство государства в систему цен на внутреннем рынке зерна.
За последнее десятилетие произошло изменение структуры зернового клина как в стране так и по регионам, на которую повлияли экономические факторы, и прежде всего цены, стимулирующие в большей степени производство продовольственного зерна, чем фуражного. В Козловском районе, кроме того, сказалось стремление администрации расширить посевы продовольственной пшеницы с целью более полного снабжения населения своих территорий хлебом и хлебобулочными изделиями.
С введением гарантированных цен на зерно во многих хозяйствах области его производство стало рентабельным. Товарным производством зерна в Кемеровской области занимается более 80% хозяйств, но только около половины делают это более или менее эффективно, а из них более 30% имеют высокую рентабельность, большие объемы реализации, низкую себестоимость и высокую урожайность.
В последние годы в средних и экономически слабых предприятиях стали расширяться посевные площади под пшеницей. В слабых хозяйствах не соблюдается технологическая дисциплина, не вносятся совсем или вносятся очень ограниченно минеральные удобрения, отсутствует защита растений от болезней и вредителей. В результате они получают низкие урожаи, имеют высокую себестоимость продукции, происходит истощение почвы.
В устойчиво средних хозяйствах стараются засевать зерновые площади элитными семенами, разрабатывать севообороты с учетом агроландшафта, что позволяет им стабилизировать производство зерна, не затрачивая дополнительных средств на защиту растений и удобрения. Это обеспечивается сортами полуинтенсивного типа.
В экономически сильных хозяйствах соблюдают технологическую дисциплину, вносят удобрения, используют средства защиты растений, но эти затраты окупаются прибавкой урожая, что обеспечивается сортами интенсивного типа.
Разнообразие сортов способствует широкому распространению товарного производства зерна как в сильных экономически, так и в слабых хозяйствах. Однако последние слабо используют новые районированные сорта, как источник повышения урожайности, что обусловливает большую вариабельность урожайности в пределах одного района.
Производство зерна в условиях по объективным причинам связано с высокими материальными затратами. Более того, природно-экономические условия большей части территорий не способствуют производству продовольственной пшеницы ценных мягких сортов, тем более твердой.
В Ибресинском районе в 2001 и 2002 гг. были увеличены посевные площади под зерновыми культурами, благоприятные погодные условия позволили получить высокую урожайность. Все это обусловило возможность сохранить в области прежние цены на хлеб, что уравновесило всю систему цен на продовольственном рынке области: сдержало рост цен на муку, комбикорма и как следствие на молоко, мясо, яйцо. В накладе остались только сельские товаропроизводители, так как увеличившееся на рынке предложение зерна не сопровождалось его государственной скупкой для последующей интервенции в неурожайные годы, в результате цены на зерно упали. От решения проблем стабильного рентабельного производства зерна в необходимых размерах зависит продовольственная безопасность региона, так как зерно является основой не только рациона питания населения, но на него опирается производство животноводческой продукции.