Экономическая природа прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли предприятия, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовать роль прибыли в экономике;
рассмотреть факторы производства, влияющие на прибыль;
рассмотреть методы планирования прибыли;
проанализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Файлы: 1 файл

способы максимизации прибыли.docx

— 104.13 Кб (Скачать файл)

Самофинансирование  означает финансирование своих потребностей за счет собственных источников: прибыли  и амортизационных отчислений. Возможности  для самофинансирования создаются  путем накопления собственных денежных средств, рациональной организации  торгово-производственного процесса, постоянного обновления основных фондов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, регулирования потребностей рынка.

Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного  веса собственных источников. Уровень  самофинансирования определяется при  помощи коэффициента самофинансирования (Кс) (см. формулу 1.6):

               Кс = (Пн + А)/К + КЗ, где                                                 (1.6)

 Пн - прибыль, направляемая в фонд накопления, р.;

 А - амортизационные  отчисления, р.;

 К - заемные средства, р.;

 КЗ - кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, р.

Коэффициент самофинансирования показывает, насколько объем собственных  источников финансирования развития предприятия  превышает объем привлеченных средств.

Сущность нормативного метода (технико-экономических расчетов) планирования прибыли заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических расчетов определяется потребность предприятия  в прибыли. Такими нормативами могут  быть ставки налогов, размеры тарифов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных  средствах, нормы запасов товарно-материальных ценностей, тары, нормативы отчислений в ремонтный фонд и др.

Расчетно-аналитический  метод планирования иногда называют методом экспертных оценок. Он основан  на использовании результатов анализа  достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и  индексов его изменения в плановом периоде. Указанный метод применяется  тогда, когда отсутствуют технико-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  основными показателями устанавливается  лишь косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Величина возможного размера прибыли Пвозм при использовании данного метода определяется по следующей формуле8 1.7:

              Пвозм = Урб x ПТ + АПФ , где                                            (1.7)

 Урб - уровень рентабельности реализации товаров, сложившейся в отчетном году (периоде), % ;

ПТ - плановый объем  товарооборота, р.;

АПФ - изменение  прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.

Даже если на предстоящий  год запланированы те же самые  действия, что имели место в  отчетном году, величины валовых доходов, издержек и прибыли в планируемом  периоде будут отличаться от их значений в отчетном периоде. Это происходит под воздействием изменения внешних (инфляция, изменения в области  валютных отношений, законодательства) и внутренних условий деятельности фирмы (предприятия) (новые инвестиции, изменение структуры товарооборота, увеличение количества сотрудников  и т. п.).

Метод прямого счета  для прогнозирования прибыли  применяется, когда имеются надежные данные о прогнозных величинах издержек обращения, валовых доходов, налогах, когда не предвидится резких изменений  ни в объемах деятельности, ни во внешней, ни во внутренней среде функционирования предприятия. Тогда прогнозный размер прибыли от реализации определяется как разница между прогнозами валовых доходов, издержек обращения и налогов9 (см. формулу 1.8):

                           П = Вд- Ио- Н, где                                            (1.8)

Вд- валовый доход;

Ио- издержки обращения;

Н- налоги

Сущность экономико-математического  моделирования в планировании прибыли  заключается в том, что оно  позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими. Эта  связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание экономического процесса (процесса формирования прибыли), т. е. описание факторов, определяющих прибыль. Модель может строиться на функциональной или корреляционной модели. Функциональная связь выражается уравнением вида10 (см. формулу 1.9):

                               У=f (x) ,где                                                                 (1.9)

 у - прибыль;

 х - факторы,  определяющие прибыль.

Корреляционная  связь (вероятная) показывается уравнением регрессии различного вида. Для построения модели необходимо взять данные за 5 лет или квартальные за 1-2 года. Целесообразно в целях повышения  уровня научно обоснованного планирования разрабатывать несколько вариантов, исходя из раз- личных условий с последующим отбором оптимального.

Сущность метода оптимизации плановых решении заключается  в разработке нескольких вариантов  плановых расчетов с тем, чтобы выбрать  лучший. При этом могут применяться разные критерии выбора:

-минимум приведенных  затрат;

-максимум приведенной  прибыли:

-минимум вложения  капитала при наибольшей эффективности  результата;

-минимум плановых (текущих) затрат:

-ускорение оборачиваемости  оборотных средств (минимум времени  на оборот капитала);

-максимум прибыли  на 1 рубль вложенного капитала:

-максимум валового  дохода на 1 рубль вложенного капитала.

Прогнозируемый  размер прибыли можно определить исходя из использования в расчетах значения маржинального дохода11(см. формулу 1.10):

                          П=Дм- H, где                                                     (1.10)

П-прибыль;

Дм- маржинальный доход;

Н-налоги;

Эту формулу можно  использовать для определения прибыли  от реализации, если известны общая  сумма маржинального дохода и  постоянных расходов или удельного  веса маржинального в валовом  доходе или в объеме товарооборота. Если известны удельные веса маржинального  дохода в выручке от продаж (валовом  доходе) каждого вида продукции в  общей сумме выручки от продаж, средний удельный вес маржинального  дохода подсчитывается как средневзвешенная величина.

На практике часто  возникает вопрос, при каком количестве реализуемой продукции и при  какой цене можно обеспечить получение  максимальной прибыли.

В этих целях целесообразно  использовать теорию предельной полезности.

 1.3 Факторы производства, влияющие на формирование прибыли

Основой рыночного механизма  являются экономические показатели, необходимые для планирования и  объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования  и использования специальных  фондов, соизмерения затрат и результатов  на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Изменение экономических  показателей за любой временной  период происходит под влиянием множества  разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует  их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так, выделяют внешние и  внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли: это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему  обобщающих факторных показателей  более высокого порядка. Эти показатели отражают объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать  вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом  произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

Факторы, влияющие на прибыль  различны, но их описание и классификация  важная часть экономической теории. В современной экономике выделяют внешние и внутренние факторы. К  внешним факторам от государства, рыночной конъектуры и т.д. в свою очередь  внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия и политики проводимой им12.

          Глава 2. Анализ прибыли ООО "Вилор"

2.1 Общая характеристика ООО "Вилор"

Фирма ООО «Вилор» работает на рынке канцелярских товаров г. Самара с 1996 года. За это время они прошли большой путь: от небольшой организации — до одного из ведущих поставщиков канцтоваров в Самарской области. И сейчас среди клиентов ООО «Вилор» немало организаций и предпринимателей из других регионов (Ульяновская обл., Оренбургская обл., Казахстан и др.)

Основной задачей фирмы  является постоянное поддержание полного ассортимента канцтоваров максимально удовлетворяющего потребности любого покупателя.

Именно благодаря четкому  следованию к этой цели, всё новые  и новые участники рынка канцтоваров  предпочитают работать именно с данной фирмой.

Основная сфера деятельности: оптовая торговля бумагой для  оргтехники и приборов, этикет - пистолетов и лентой к ним, одноразовой посуды, сувениров, деловой и школьной канцелярии. Постоянные клиенты - оптовики многих городов России и различные организации Самары. В число клиентов входят сеть магазинов: "Покупочка", «Пятерочка +» сеть аптек: «Вита», «Гербера», «Алия», Банки: «Петрокоммерц», «Сбербанк», и многие другие фирмы.

Организационная структура ООО "Вилор" состоит из следующих функциональных блоков (рис. 2.1):







Рис. 2.1. Организационная структура ООО "Вилор"

 

Основные брэнды: in ФАРМАТ, TUKZAR, BERLINGO, HATBER, PROFF, ERICH KRAUSE, АКАДЕМИЯ, ЭКСМО, МАЯК, ЛУЧ и др.

Развитие и поддержание  командного духа и профессионализма - одна из приоритетных задач менеджмента  компании, залог динамизма и эффективности  бизнеса.

Создавая или развивая бизнес с компанией ООО "Вилор" обретается надежный партнер, способный в полном объеме обеспечить индивидуальный и комплексный подход к решению любых задач, поддерживать качественное.

Юридический адрес: г. Самара, проспект Кирова, 24,тел.: (846) 276-99-91.

2.2 Анализ прибыли ООО "Вилор"

Информационной базой  анализа являются данные бухгалтерского и статистического учета и  отчетности предприятия. Проведем анализ основных технико-экономических показателей  деятельности ООО " Вилор" (см. Приложение 1).

Обобщим полученные результаты анализа.

В целом объем реализации увеличился в отчетном периоде на 127,1%, причем в 2011г. прирост составил 65,6%, а в 2012г. – 37,2%.

В отчетном периоде на предприятии  наблюдается положительная динамика абсолютно всех показателей прибыли (см. рис. 2). Прибыль от продаж обусловила в отчетном периоде 361,2% прироста относительно 2010г., причем в 2011г. прирост составил 164,8%, а в 2012г. – 37,2%, причем темпы ее роста превышают темпы роста выручки от реализации, что связано с принятой на предприятии политике по снижению затрат.

Положительная динамика показателей  прибыли сказалась на росте рентабельности от продаж на 89,8% относительно 2010г. и составила 26 коп. прибыли от продаж с 1 руб. выручки в 2012г.

Прибыль до налогообложения  росла меньшими темпами, чем прибыль  от продаж, что связано с ростом прочих расходов организации. Так, в  целом прибыль до налогообложения увеличилась относительно уровня 2010г. на 52,9%, причем в 2011 г. этот прирост составил 30,2%, а в 2012г. – 17,4%.

Информация о работе Экономическая природа прибыли