Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли предприятия, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовать роль прибыли в экономике;
рассмотреть факторы производства, влияющие на прибыль;
рассмотреть методы планирования прибыли;
проанализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.
Проведенный анализ показателей рентабельности ООО "Вилор" показал, что все коэффициенты имеют различную тенденцию.
Так прибыльность маржинальной
реализации продукции, валовой реализации
продукции и валовых
Однако прибыльность чистой реализации продукции и операционных затрат в отчетном периоде имеют отрицательную динамику, что обусловлено большими темпами роста прочих расходов.
Таким образом, произведенный
расчет коэффициентов рентабельности
показал, что на предприятии имеют
проблемы, связанные с основной деятельностью.
Поэтому основными для данного
предприятия являются проблемы в
основной деятельности, связанные с
управлением затратами и
Проведем общую оценку эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия. Согласно модели Дюпон, обобщенным показателем эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия служит рентабельность собственного капитала. Показатели, участвующие в модели, приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Показатели модели Дюпон для ООО "Вилор"
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Изменение |
Рентабельность собственного капитала, % |
0,3055 |
0,2486 |
0,2156 |
-0,0899 |
Рентабельность активов, % |
0,1799 |
0,1364 |
0,1148 |
-0,0651 |
Рентабельность продаж, % |
0,349 |
0,2227 |
0,1865 |
-0,1516 |
Оборачиваемость активов |
0,5156 |
0,6123 |
0,6154 |
+0,0998 |
Финансовый рычаг |
1,6979 |
1,8226 |
1,8784 |
+0,1805 |
Относительные изменения каждого показателя в 2011-2012 гг. приведены в таблице 2.7
Таблица 2.7
Изменение показателей модели Дюпон (индексный метод)
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Рентабельность собственного капитала |
0,8137 |
0,8673 |
Рентабельность активов |
0,7582 |
0,8416 |
Рентабельность продаж |
0,6381 |
0,8374 |
Оборачиваемость активов |
1,1875 |
1,0051 |
Финансовый рычаг |
1,0734 |
1,0306 |
Из таблицы 2.8 видно, что наибольшим колебаниям были подвержены рентабельность продаж, оборачиваемость активов, а также финансовый рычаг.
Итак, резкие изменения рентабельности собственного капитала большей частью обусловлены структурой пассивов (финансовый рычаг). Гораздо слабее на результативный показатель влияла оборачиваемость активов и их рентабельность.
Таким образом, анализ абсолютных и относительных показателей управления прибылью ООО «Вилор» показал, что балансовая и чистая прибыль предприятия имела тенденцию к увеличению, что можно оценить положительно. Коэффициент рентабельности активов уменьшился за отчетный период времени на 6,51 п.п., т.е. эффективность использования инвестированного капитала понизилась.
Коэффициент рентабельности собственного капитала также понизился, т.е. эффективность использования собственного капитала сократилась.
Чистая рентабельность предприятия также имела тенденцию к снижению в рассматриваемом периоде, что можно оценить негативно.
3.1 Пути максимизация прибыли ООО «Вилор»
Анализ прибыли и
Операционный анализ — неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Для расчета показателей
Таблица 2.8
Формирование эффекта производственного рычага
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |||
Сумма, тыс.руб. |
% Стр.2/1*100 |
Сумма, тыс.руб. |
% |
Сумма, тыс.руб. |
% | |
1.Выручка (нетто) от реализации |
937 620 |
100 |
1 707 665 |
100 |
2 278 477 |
100 |
2.Переменные издержки |
747 012 |
79,67 |
1 144 750 |
67,04 |
1 456 613 |
63,93 |
3. Маржинальный доход (стр.1-стр.2) |
190 608 |
20,33 |
562 915 |
32,96 |
821 864 |
36,07 |
4. Постоянные издержки |
62 143 |
6,63 |
222 759 |
13,04 |
229 420 |
10,07 |
5. Операционная прибыль (с.3-с.4) |
128 465 |
13,70 |
340 156 |
19,92 |
592 444 |
26,0 |
Продолжение табл. 2.8 | ||||||
6.Сила воздействия производственного рычага (стр.3/стр.5) |
1,4837 |
- |
1,6549 |
- |
1,3872 |
- |
7.Порог рентабельности (пороговая выручка от реализации) |
305 671 |
- |
675 846 |
- |
636 041 |
- |
8.Запас
финансовой прочности в |
631 949 |
- |
1 031 819 |
- |
1 642 436 |
- |
9.Запас
финансовой прочности в |
- |
67,40 |
- |
60,42 |
- |
72,08 |
Из данных таблицы 2.8 следует, что реализация товаров ООО "Вилор" в 2012 г. принесла предприятию прибыль в размере 592 444 тыс.руб. Удаленность от точки безубыточности, которая составила 636 041 тыс.руб. в стоимостном выражении, означает, что у предприятия есть запас финансовой прочности (1 642 436 тыс.руб.). Чтобы не было угрозы для финансового положения предприятия, т.е. не попадая в зону убыточности, предприятию необходимо повысить выручку от реализации на 72,08%. Эффект экономического рычага составляет 1,39 и показывает, что ООО "Вилор" должно увеличить прибыль от продаж на 1,39% при увеличении выручки от реализации на 1% при сложившейся структуре затрат.
Таким образом, целью политики управления финансовыми потоками является обеспечение максимизации благосостояния собственников ООО "Вилор" в настоящем и перспективном периоде.
Следовательно, эффективное управление финансовыми потоками ООО "Вилор" может быть достигнуто путем разработки и реализации политики управления прибылью, которая должна решать ряд задач: обеспечение максимизации размера и высокого качества формируемой прибыли, обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия, формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли, постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Система управления прибылью ООО "Вилор" согласно проведенного анализа, должна реализоваться путем осуществления мероприятий по повышению эффективности управления затратами.
В условиях все возрастающей значительной конкуренции среди предприятий смежной сферы необходимо устойчиво заявлять о себе и поэтому нужно постоянное увеличение объемов клиентов, т.е. необходим постоянный поиск клиентов, нуждающихся в услугах производственного объединения. Для этого необходимо улучшение качества услуг; рост производительности труда, сокращение производственного цикла, улучшение на этой основе использования основных фондов, вовлечения запасов в хозяйственный оборот и ускорения оборачиваемости капитала, снижение себестоимости, роста прибыли, снижение налогового бремени.
Проведем планирование прибыли на 2013 год.
Доходами ООО "Вилор" являются: выручка от реализации готовой продукции, работ, услуг, а также от реализации на сторону продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств организации; проценты, начисленные по суммам средств, числящихся на счетах организации в банках.
В расходы предприятия входят затраты на обращение и сбыт продукции; штрафы, пени и неустойки, начисленные за нарушение хозяйственных договоров, потери от списания долгов, дебиторской и кредиторской задолженности, суммы налога на прибыль и другие платежи в бюджет за счет прибыли.
Рассчитаем прибыль
Как видно из таблицы 3.1, базовая рентабельность определена 56,42%.
Расчет базовой рентабельности ООО "Вилор", тыс. руб.
Показатели |
2012 г. |
1.Сравнимая товарная а) по действующим ценам (без НДС, акцизов) б) по полной себестоимости |
2 278 477 1 456 613 |
2. Прибыль на объем сравнимой товарной продукции (а-б) |
821 864 |
3. Базовая рентабельность, % (стр.2 100/стр.1б) |
56,42 |
В 2013 году предусмотрено увеличение сравнимой товарной продукции на 72,08%: 2 278 477 х 172,08 : 100 = 3 920 803 тыс.руб.
Прибыль должна увеличиваться на 1,39% при росте выручки на 1%, таким образом, получим, что прибыль на объем сравниваемой товарной продукции должна увеличиться на 1,39 х 72,08 = 100,19%, т.е. она составит 821 864 х (100+100,19) = 1 645 289 тыс.руб., отсюда себестоимость выпуска в 2008 году составит: 3 920 803 – 1 645 289 = 2 275 514 тыс.руб.
Рентабельность в 2013 году будет равна: 1 645 289 х 100 : 2 275 514 = 72,3%, т.е. она увеличивается на 72,3 – 56,42 = 15,88%.
Проанализируем, как плановая прибыль повлияет на показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "Вилор".
Коэффициент рентабельности активов, исчисленный по прибыли от реализации продукции:
В 2012 г.: 821 864 : 3 702 273 = 0,222.
В 2013г. : 1 645 289 : 3 702 273 = 0,4444.
Из расчета становится, очевидно, что в плановом году коэффициент рентабельности активов повышается и составит 44,44% против 2012г. – 22,2%. Это означает, что повышается прибыльность активов, их использование принесет больше прибыли на 44,44 – 22,2 = 22,24 коп., нежели в 2012г.
Коэффициент рентабельности собственного капитала:
В 2012г.: 821 864 : 1 718 316 = 0,4783.
В 2013г.: 1 645 289 : 1 718 316 = 0,9575.
В 2013 году коэффициент повысится и составит 95,75% против 47,83% в 2012г. Это означает, что на каждый рубль собственного капитала приходится больше прибыли на 95,75 – 47,83 = 47,92 коп., что собственники предприятия могут оценить как положительный фактор.
Коэффициент рентабельности продаж:
В 2012г.: 821 864 : 2 278 477 = 0,3607.
В 2013г.: 1 645 289 : 3 920 803 = 0,4196.
В 2013г. значение коэффициента повышается и составит 41,96% против в 2012г. – 36,07%, поэтому можно сказать, что на каждый рубль продукции будет приходиться больше прибыли на 41,96 – 36,07 = 5,89 коп., чем в 2012г.
На основании вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод, что рассчитанные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность деятельности ООО "Вилор" свидетельствуют, что при данном уровне запланированной прибыли – 1 645 289 тыс.руб. ООО "Вилор" сможет улучшить свои финансовые показатели и стать успешно развивающимся, финансово устойчивым предприятием, лидером среди конкурентов.
Систематическое получение
прибыли является необходимой целью
предпринимательской
Для максимизации прибыли рекомендуется осуществлять следующие конкретные мероприятия:
1. Строгое соблюдение
заключенных договоров на
2. Проведение масштабной
и эффективной политики в
3. Повышение эффективности
деятельности предприятия по
сбыту продукции. Прежде всего,
4. Улучшение качества
выполняемых работ, что
5. Увеличение объема
6. Сокращение затрат.
7. Сокращение непроизводственных расходов и производственного брака.
8. Применение самых современных
механизированных и
9. Рассмотрение и устранение причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.
10. Осуществление мероприятий,
направленных на улучшение