Экономическая природа прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли предприятия, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовать роль прибыли в экономике;
рассмотреть факторы производства, влияющие на прибыль;
рассмотреть методы планирования прибыли;
проанализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Файлы: 1 файл

способы максимизации прибыли.docx

— 104.13 Кб (Скачать файл)

 

Проведенный анализ показателей  рентабельности ООО "Вилор" показал, что все коэффициенты имеют различную тенденцию.

Так прибыльность маржинальной реализации продукции, валовой реализации продукции и валовых операционных затрат имеют положительную динамику, т.е. происходит увеличение прибыли, соответственно, на 3,11 коп., 6,08 коп. и 10,96 коп.

Однако прибыльность чистой реализации продукции и операционных затрат в отчетном периоде имеют  отрицательную динамику, что обусловлено  большими темпами роста прочих расходов.

Таким образом, произведенный  расчет коэффициентов рентабельности показал, что на предприятии имеют  проблемы, связанные с основной деятельностью. Поэтому основными для данного  предприятия являются проблемы в  основной деятельности, связанные с  управлением затратами и ценообразованием.

Проведем общую оценку эффективности управления финансовыми  ресурсами предприятия. Согласно модели Дюпон, обобщенным показателем эффективности  управления финансовыми ресурсами  предприятия служит рентабельность собственного капитала. Показатели, участвующие  в модели, приведены в таблице  2.6.

Таблица 2.6

Показатели модели Дюпон  для ООО "Вилор"

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Изменение

Рентабельность собственного капитала, %

0,3055

0,2486

0,2156

-0,0899

Рентабельность активов, %

0,1799

0,1364

0,1148

-0,0651

Рентабельность продаж, %

0,349

0,2227

0,1865

-0,1516

Оборачиваемость активов

0,5156

0,6123

0,6154

+0,0998

Финансовый рычаг

1,6979

1,8226

1,8784

+0,1805


 

Относительные изменения  каждого показателя в 2011-2012 гг. приведены в таблице 2.7

Таблица 2.7

Изменение показателей модели Дюпон (индексный метод)

Показатели

2011г.

2012г.

Рентабельность собственного капитала

0,8137

0,8673

Рентабельность активов

0,7582

0,8416

Рентабельность продаж

0,6381

0,8374

Оборачиваемость активов

1,1875

1,0051

Финансовый рычаг

1,0734

1,0306


 

Из таблицы 2.8 видно, что наибольшим колебаниям были подвержены рентабельность продаж, оборачиваемость активов, а также финансовый рычаг.

Итак, резкие изменения рентабельности собственного капитала большей частью обусловлены структурой пассивов (финансовый рычаг). Гораздо слабее на результативный показатель влияла оборачиваемость  активов и их рентабельность.

Таким образом, анализ абсолютных и относительных показателей  управления прибылью ООО «Вилор» показал, что балансовая и чистая прибыль предприятия имела тенденцию к увеличению, что можно оценить положительно. Коэффициент рентабельности активов уменьшился за отчетный период времени на 6,51 п.п., т.е. эффективность использования инвестированного капитала понизилась.

Коэффициент рентабельности собственного капитала также понизился, т.е. эффективность использования  собственного капитала сократилась.

Чистая рентабельность предприятия также имела тенденцию к снижению в рассматриваемом периоде, что можно оценить негативно.

 

3. Основные направления  максимизации прибыли

3.1 Пути максимизация прибыли ООО «Вилор»

Анализ прибыли и рентабельности ООО "Вилор", проведенный в предыдущем разделе, показал, что на предприятии имеются проблемы в части формирования прибыли, а именно, проблемы, связанные с ценообразованием и затратами, поэтому необходима разработка принципов и методов реализации управленческих решений по устранению данных проблем.

Операционный анализ —  неотъемлемая часть управленческого  учета. В отличие от внешнего финансового  анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое  изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли.

Для расчета показателей безубыточности предприятия составим таблицу 2.8.

Таблица 2.8

Формирование эффекта  производственного рычага

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Сумма, тыс.руб.

%

Стр.2/1*100

Сумма, тыс.руб.

%

Сумма, тыс.руб.

%

1.Выручка  (нетто) от реализации

937 620

100

1 707 665

100

2 278 477

100

2.Переменные  издержки

747 012

79,67

1 144 750

67,04

1 456 613

63,93

3. Маржинальный  доход (стр.1-стр.2)

190 608

20,33

562 915

32,96

821 864

36,07

4. Постоянные  издержки

62 143

6,63

222 759

13,04

229 420

10,07

5. Операционная  прибыль (с.3-с.4)

128 465

13,70

340 156

19,92

592 444

26,0

Продолжение табл. 2.8

6.Сила  воздействия производственного  рычага (стр.3/стр.5)

1,4837

-

1,6549

-

1,3872

-

7.Порог  рентабельности (пороговая выручка  от реализации)

305 671

-

675 846

-

636 041

-

8.Запас  финансовой прочности в абсолютном  выражении (стр. 1 – стр. 7)

631 949

-

1 031 819

-

1 642 436

-

9.Запас  финансовой прочности в относительном  выражении (стр. 8 / стр.1 * 100%)

-

67,40

-

60,42

-

72,08


        Из данных таблицы 2.8 следует, что реализация товаров ООО "Вилор" в 2012 г. принесла предприятию прибыль в размере 592 444 тыс.руб. Удаленность от точки безубыточности, которая составила 636 041 тыс.руб. в стоимостном выражении, означает, что у предприятия есть запас финансовой прочности (1 642 436 тыс.руб.). Чтобы не было угрозы для финансового положения предприятия, т.е. не попадая в зону убыточности, предприятию необходимо повысить выручку от реализации на 72,08%. Эффект экономического рычага составляет 1,39 и показывает, что ООО "Вилор" должно увеличить прибыль от продаж на 1,39% при увеличении выручки от реализации на 1% при сложившейся структуре затрат.

Таким образом, целью политики управления финансовыми потоками является обеспечение максимизации благосостояния собственников ООО "Вилор" в настоящем и перспективном периоде.

Следовательно, эффективное  управление финансовыми потоками ООО "Вилор" может быть достигнуто путем разработки и реализации политики управления прибылью, которая должна решать ряд задач: обеспечение максимизации размера и высокого качества формируемой прибыли, обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия, формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли, постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Система управления прибылью ООО "Вилор" согласно проведенного анализа, должна реализоваться путем осуществления мероприятий по повышению эффективности управления затратами.

В условиях все возрастающей значительной конкуренции среди предприятий  смежной сферы необходимо устойчиво  заявлять о себе и поэтому нужно  постоянное увеличение объемов клиентов, т.е. необходим постоянный поиск  клиентов, нуждающихся в услугах  производственного объединения. Для  этого необходимо улучшение качества услуг; рост производительности труда, сокращение производственного цикла, улучшение на этой основе использования  основных фондов, вовлечения запасов  в хозяйственный оборот и ускорения  оборачиваемости капитала, снижение себестоимости, роста прибыли, снижение налогового бремени.

Проведем планирование прибыли  на 2013 год.

Доходами ООО "Вилор" являются: выручка от реализации готовой продукции, работ, услуг, а также от реализации на сторону продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств организации; проценты, начисленные по суммам средств, числящихся на счетах организации в банках.

В расходы предприятия  входят затраты на обращение и  сбыт продукции; штрафы, пени и неустойки, начисленные за нарушение хозяйственных  договоров, потери от списания долгов, дебиторской и кредиторской задолженности, суммы налога на прибыль и другие платежи в бюджет за счет прибыли.

Рассчитаем прибыль аналитическим  способом. Определим базовую рентабельность, т.е. отношение ожидаемой прибыли  к полной себестоимости сравнимой  товарной продукции в таблице  3.1.

Как видно из таблицы 3.1, базовая рентабельность определена 56,42%.

                                                                                                                 Таблица 3.1

Расчет базовой рентабельности ООО "Вилор", тыс. руб.

Показатели

2012 г.

1.Сравнимая товарная продукция: 

а) по действующим ценам (без НДС, акцизов)

б) по полной себестоимости

 

2 278 477

1 456 613

2. Прибыль на объем сравнимой  товарной продукции (а-б)

821 864

3. Базовая рентабельность, % (стр.2 100/стр.1б)

56,42


 

В 2013 году предусмотрено увеличение сравнимой товарной продукции на 72,08%: 2 278 477 х 172,08 : 100 = 3 920 803 тыс.руб.

Прибыль должна увеличиваться на 1,39% при росте выручки на 1%, таким  образом, получим, что прибыль на объем сравниваемой товарной продукции  должна увеличиться на 1,39 х 72,08 = 100,19%, т.е. она составит 821 864 х (100+100,19) = 1 645 289 тыс.руб., отсюда себестоимость выпуска  в 2008 году составит: 3 920 803 – 1 645 289 = 2 275 514 тыс.руб.

Рентабельность в 2013 году будет равна: 1 645 289 х 100 : 2 275 514 = 72,3%, т.е. она увеличивается на 72,3 – 56,42 = 15,88%.

Проанализируем, как плановая прибыль повлияет на показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО "Вилор".

Коэффициент рентабельности активов, исчисленный по прибыли  от реализации продукции:

В 2012 г.: 821 864 : 3 702 273 = 0,222.

В 2013г. : 1 645 289 : 3 702 273 = 0,4444.

Из расчета становится, очевидно, что в плановом году коэффициент рентабельности активов повышается и составит 44,44% против 2012г. – 22,2%. Это означает, что повышается прибыльность активов, их использование принесет больше прибыли на 44,44 – 22,2 = 22,24 коп., нежели в 2012г.

Коэффициент рентабельности собственного капитала:

В 2012г.: 821 864 : 1 718 316 = 0,4783.

В 2013г.: 1 645 289 : 1 718 316 = 0,9575.

В 2013 году коэффициент повысится и составит 95,75% против 47,83% в 2012г. Это означает, что на каждый рубль собственного капитала приходится больше прибыли на 95,75 – 47,83 = 47,92 коп., что собственники предприятия могут оценить как положительный фактор.

Коэффициент рентабельности продаж:

В 2012г.: 821 864 : 2 278 477 = 0,3607.

В 2013г.: 1 645 289 : 3 920 803 = 0,4196.

В 2013г. значение коэффициента повышается и составит 41,96% против в 2012г. – 36,07%, поэтому можно сказать, что на каждый рубль продукции будет приходиться больше прибыли на 41,96 – 36,07 = 5,89 коп., чем в 2012г.

На основании вышеизложенного  можно сделать обобщающий вывод, что рассчитанные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность  деятельности ООО "Вилор" свидетельствуют, что при данном уровне запланированной прибыли – 1 645 289 тыс.руб. ООО "Вилор" сможет улучшить свои финансовые показатели и стать успешно развивающимся, финансово устойчивым предприятием, лидером среди конкурентов.

3.2. Рекомендации по управлению  прибылью на ООО «Вилор»

 

Систематическое получение  прибыли является необходимой целью  предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия ООО «Вилор» является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Для максимизации прибыли рекомендуется  осуществлять следующие конкретные мероприятия:

1. Строгое соблюдение  заключенных договоров на выполнение  работ. Для предприятия особо  важно найти заказчиков на  выполнение престижных и наиболее  нужных для рынка работ.

2. Проведение масштабной  и эффективной политики в области  подготовки персонала, что представляет  собой особую форму вложения  капитала.

3. Повышение эффективности  деятельности предприятия по  сбыту продукции. Прежде всего,  необходимо больше внимания уделять  повышению скорости движения  оборотных средств, сокращению  всех видов запасов, добиваться  максимально быстрого продвижения  готовых изделий от производителя  к потребителю.

4. Улучшение качества  выполняемых работ, что приведет  к конкурентоспособности и заинтересованности  выбора данного предприятия заказчиками  работ.

5. Увеличение объема производства  выполняемых работ за счет  более полного использования  производственных мощностей предприятия.

6. Сокращение затрат.

7. Сокращение непроизводственных  расходов и производственного  брака.

8. Применение самых современных  механизированных и автоматизированных  средств для выполнения работ.

9. Рассмотрение и устранение причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.

10. Осуществление мероприятий,  направленных на улучшение материального  климата в коллективе, что в  конечном итоге отразиться на  повышении производительности труда.

Информация о работе Экономическая природа прибыли