Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли предприятия, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовать роль прибыли в экономике;
рассмотреть факторы производства, влияющие на прибыль;
рассмотреть методы планирования прибыли;
проанализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.
Чистая прибыль в
Рис. 2. Динамика показателей прибыльности в 2010-2012гг.
Темпы роста чистой прибыли относительно остальных показателей прибыли являются самыми низками, что связано с выплатами налоговых обязательств предприятием.
Подводя итоги анализа производства и реализации на ООО "Вилор", можно кратко резюмировать, что в 2010-2012 гг. на предприятии наблюдалось оживление сбытовой деятельности, обусловленное активизацией рынка сбыта, благоприятного для сбыта продукции.
В связи с тем, что прибыль от продаж занимает наибольший удельный вес в прибыли до налогообложения, необходимо более подробно провести анализ прибыли.
При проведении факторного анализа исследуется система экономических показателей, при помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции (см.табл.2.1)
Таблица 2. 1
Факторный анализ прибыли от реализации
Показатели |
2012г. |
2011г. |
Уд.вес в выручке, % |
Отклонения (+,-), тыс.руб. |
% отклонения уд. веса, % | |
2012г. |
2011г. | |||||
Выручка от реализации |
2 278 477 |
1 707 665 |
100 |
100 |
+570 812 |
- |
Себестоимость продукции |
1 456 613 |
1 144 750 |
63,9 |
67 |
+311 863 |
+3,1 |
Валовая прибыль |
821 864 |
562 915 |
36,1 |
33 |
+258 949 |
-3,1 |
Коммерческие расходы |
64 691 |
94 019 |
2,8 |
5,5 |
-29 328 |
+2,7 |
Управленческие расходы |
164 729 |
128 740 |
7,2 |
7,5 |
+35 989 |
+0,3 |
Прибыль от продаж |
592 444 |
340 156 |
26 |
19,9 |
+252 288 |
+6,1 |
Как видно из таблицы 2.1 прибыль от продаж в 2012г. по сравнению с 2011г. возросла на 252 288 тыс. руб., что требует более детального подхода к изучению влияния факторов на данное изменение.
На изменение величины прибыли от продаж могут оказать влияние следующие факторы:
-изменение выручки от реализации продукции;
-изменение цен на
-изменение себестоимости реализованных товаров;
-изменение коммерческих расходов;
-изменение управленческих расходов.
Рассмотрим долю влияния каждого из перечисленных факторов.
Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции ООО "Вилор" включает следующие этапы:
1. Расчет фактора «Цена»:
В(Ц)*R0 - 239751*19,9
П (Ц) = ------------- = ---------------- = -47710 тыс.руб.,
100
ВР2 2278477
В(Ц) = ВР1 - -------- = 1707665 - ------------ = -239 751 тыс.руб.,
Iц
где В (Ц) – изменение выручки от реализации под влиянием цены;
R0 – рентабельность продаж в базисном периода;
Iц – индекс цен.
Таким образом, фактор «цена» уменьшил объем прибыли на 47 710 тыс.руб.
2. Расчет фактора «Выручка от реализации»:
[(ВР1-ВР0) – В(Ц)] * R0 [(2278477-1707665)-(-239751)]*
П(ВР) = ------------------------------
100
= 161302 тыс.руб.
где ВР1 – выручка отчетного 2012 года;
ВР0 – выручка прошлого 2011 года.
Таким образом, за счет фактора «выручка от реализации» прибыль увеличилась на 161 302.
3. Расчет влияния фактора «Себестоимости реализации»
ВР1*(УС1-УС0) 2278477*(63,9 – 67)
П(С) = --------------------- = ---------------------------- = - 70 633 тыс.руб.
100 100
где УС1, УС0 – удельный вес себестоимости в выручке от реализации за 2007 г. и 2006 г. соответственно.
Таким образом, за счет фактора «себестоимость реализации» прибыль снизилась на 70 633 тыс. руб.
4. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»:
ВР1*(УКР1-УКР0) 2278477 * (2,8 – 5,5)
П(КР) = ----------------------- = --------------------------- = - 61 519 тыс.руб.
100
где УКР1, УКР0 – удельный вес коммерческих расходов в выручке от реализации за отчетный и прошлый периоды.
Таким образом, за счет влияния фактора «коммерческие расходы» прибыль снизилась на 61 519 тыс.руб.
5. Расчет влияния
фактора «Управленческие
ВР1*(УУР1-УУР0) 2278477 *(7,2 – 7,5)
П(УР) = --------------------------- = -------------------------- = -6 835 тыс.руб.,
100
где УУР1, УУР0 – удельный вес управленческих расходов в выручке от реализации.
В ООО "Вилор" за счет влияния данного фактора прибыль от продаж снизилась на 6 835 тыс.руб.
Факторы цены и объема реализации оказывают прямое влияние на изменение прибыли (т.е. рост цены и объема реализации увеличивает прибыль), факторы себестоимости, управленческих и коммерческих расходов оказывают обратное влияние (увеличение уровня себестоимости уменьшает прибыль).
Суммарное влияние всех факторов на изменение прибыли от реализации продукции определяется следующим образом:
П = П(Ц)+П(ВР)-П(С)-П(КР)-П(УР) = П1-П2 = -47710 + 161302 + 70633 - (- 61519) – ( -6835) = 252578 тыс.руб.
Таким образом, общее изменение по данным расчетам составило 252578 тыс.руб., что больше согласно форме №2 на 290 тыс.руб., это обусловлено неточностями округлений при расчетах.
Общая бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) – это показатель, отражающий финансовый результат деятельности предприятия до налогообложения, получаемый от всех видов деятельности предприятия (текущая, инвестиционная, финансовая).
Факторный анализ прибыли
до налогообложения можно
Таблица 2.2
Факторный анализ прибыли до налогообложения
Показатели |
2011. |
2012г. |
Темп роста, % |
Отклонение (+,-) |
Уд.вес влияния фактора |
А |
1 |
2 |
3=2/1*100 |
4=2-1 |
5=4/6(п.4)*100 |
Прибыль от продаж |
340 156 |
592 444 |
174,2 |
+252 288 |
+329 |
Проценты к получению |
12 |
88 |
7,3 раза |
+76 |
+0,1 |
Проценты к уплате |
79 570 |
97 722 |
122,8 |
+18152 |
-23,7 |
Прочие доходы |
314 015 |
160 569 |
51,1 |
-153 446 |
-200,2 |
Прочие расходы |
134 825 |
138 930 |
103 |
+4 105 |
5,2 |
Прибыль до налогообложения |
439 788 |
516 449 |
117,4 |
+76 661 |
100 |
Таким образом, данные таблице 2.2 позволяют сделать следующие выводы. Общее изменение прибыли до налогообложения составило 76 661 тыс. руб., причем на данный результат повлияли:
-за счет роста прибыли
от продаж произошел рост
-за счет роста процентов
получение произошел рост
-рост процентов к уплате обусловил снижение прибыли до налогообложения на 18 152 тыс. руб.;
-снижение объема прочих
доходов также отрицательно
-рост прочих расходов привело к снижению прибыли до налогообложения на 4 105 тыс. руб.
Чистая прибыль – это
один из важнейших абсолютных показателей
эффективности хозяйственной
На показатель чистой прибыли оказывает влияние множество факторов, вследствие многогранности деятельности предприятия:
Проведем факторный анализ чистой прибыли (см. табл. 2.3).
Факторный анализ чистой прибыли
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Темп роста, % |
Отклонение (+,-) |
Уд. вес влияния фактора |
А |
1 |
2 |
3=2/1*100 |
4=2-1 |
5=4/6(п.4)*100 |
Прибыль от продаж |
340 156 |
592 444 |
174,2 |
+252 288 |
+566 |
Прочие доходы за минусом расходов |
99 632 |
-75 995 |
- |
-175 627 |
-394 |
Налог на прибыль |
59 509 |
91 572 |
153,88 |
+32 063 |
-72 |
Чистая прибыль |
380 279 |
424 877 |
111,73 |
+44 598 |
100 |
Данные таблицы 2.3 показывают, что чистая прибыль увеличилась на 44 598 тыс. руб. или на 11,7% за счет следующих факторов:
-преимущественно за счет увеличения прибыли от продаж на 252 288 тыс. руб., что составило 566% прироста чистой прибыли;
-за счет снижения прочих доходов за минусом расходов на 175 627 тыс. руб., что составило 394% всего снижения;
-за счет увеличения суммы налогов на 32 063 тыс. руб., чистая прибыль сократилась на 72%.
Распределение чистой прибыли осуществлено исходя из отчислений в фонд накопления в размере 90% и фонд потребления – 10% чистой прибыли.
Такое распределение обусловлено тем, что ООО "Вилор" является предприятием, требующим постоянных инвестиционных вливаний.
Таблица 2.4
Анализ распределения чистой прибыли ООО "Вилор"
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Темп роста, % |
Отклонение (+,-) |
Чистая прибыль - всего |
380 279 |
424 877 |
111,7 |
+44 598 |
Фонд накопления |
342 251 |
382 389 |
111,7 |
+40 138 |
Фонд потребления |
38 028 |
42 488 |
111,7 |
+4 460 |
Таким образом, анализ абсолютных и относительных показателей управления прибылью ООО "Вилор" показал, что балансовая и чистая прибыль предприятия имела тенденцию к увеличению, что можно оценить положительно.
Проанализируем показатели рентабельности ООО "Вилор".
Таблица 2.5
Общие показатели рентабельности
Наименование |
Расчет |
2011г. |
2012г. |
Изменение |
Коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции |
стр.029 /стр.010 |
0,3296 |
0,3607 |
+0,0311 |
Коэффициент валовой рентабельности реализации продукции |
стр.050/ стр.010 |
0,1992 |
0,26 |
+0,0608 |
Коэффициент чистой рентабельности реализации продукции |
стр.190/ стр.010 |
0,2227 |
0,1865 |
-0,0362 |
Коэффициент валовой рентабельности операционных затрат |
стр.050/ стр.020 |
0,2971 |
0,4067 |
+0,1096 |
Продолжение табл. 2.5 | ||||
Коэффициент чистой рентабельности операционных затрат |
стр.190/ стр.020 |
0,3322 |
0,2917 |
-0,0405 |