Экономическое содержание показателей рентабельности и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Содержание работы

Введение 4
1. Экономическое содержание показателей рентабельности и
прибыли 5
1.1. Сущность и методы анализа прибыли 5
1.2. Рентабельность и анализ рентабельности продукции (услуг) 12
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Динамика основных экономических показателей 18
2.3. Анализ прибыли предприятия 21
2.4. Анализ рентабельности продукции (услуг) предприятия 23
3. Резервы повышение рентабельности 24
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 67.96 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 26 стр., 3 табл., 17 источников, 5 прил.

Объем курсовой работы составил 27 страницы.  Данная работа содержит 3 таблицы, 5 приложений, 17 источников

Ключевые слова: ВЫРУЧКА ОТ РАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ, ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ, ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ,ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ, ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ, ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА.

 Цель курсовой работы – это исследование путей повышения рентабельности с минимизацией затрат. 

 Для достижения данной  цели было поставлено ряд задач:

  1. - рассчитать показатели рентабельности товаров, продукции, работ и услуг;
  2. - выявить изменения рентабельности за период 2008-20010 г.г.;
  3. - определить причины изменения рентабельности;
  4. -разработать комплекс мероприятий по улучшению рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                   4

  1. Экономическое содержание показателей рентабельности и

прибыли                                                                                                   5

    1. Сущность и методы анализа прибыли                                          5                                                                              
    2. Рентабельность и анализ рентабельности продукции (услуг)     12
  1. Анализ прибыли и рентабельности предприятия КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева»               16
    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16                                       
    2. Динамика основных экономических показателей                       18
    3. Анализ прибыли предприятия                                                         21
    4. Анализ рентабельности продукции (услуг) предприятия             23                                        
  2. Резервы повышение рентабельности                                          24

Заключение                                                                                            28

Список литературы                                                                               29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема: Разработка управленческих решений по повышению рентабельности предприятия.

Актуальность темы заключается в том, что в современных   экономических    условиях    деятельность    каждого хозяйственного  субъекта  является  предметом   внимания   обширного   круга участников  рыночных   отношений,   заинтересованных   в   результатах   его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в  современных  условиях, управленческому  персоналу   необходимо,   прежде   всего,   уметь   реально оценивать  экономическое   состояние   как   своего   предприятия,   так   и существующих  потенциальных  конкурентов.  Анализ   финансовых   результатов деятельности   предприятия   –    важнейшая   характеристика   экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать  финансовое состояние  недостаточно  для  успешного   функционирования   предприятия   и достижения им поставленной  цели.  Конкурентоспособность  предприятию  может обеспечить только правильное  управление  движением  финансовых  ресурсов  и капитала, находящихся на распоряжении.

Целью курсовой работы является разработка управленческих решений по повышению рентабельности предприятия.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

- рассчитать показатели  рентабельности товаров, продукции,  работ и услуг;

- выявить изменения рентабельности за период 2008-2010 г.г.;

- определить причины изменения  рентабельности;

- разработать комплекс  мероприятий по улучшению рентабельности.

Предметом исследования является рентабельность предприятия.

Объектом исследования выступает  КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева»

При проведении анализа использовались следующие источники информации:

  1. Бухгалтерский баланс за 2008-2010гг. (ф. 1);
  2. Отчет о прибылях и убытках за 2008-2010 гг. (ф. 2);
  3. Краткий отчет о финансовых результатах за 2008-2010 гг. (ф. 5).

Для написания данной работы использовались источники таких авторов: Морозова Н.Н, Русак Н.А,  Васина А.А., Селезнева Н.Н., Донцова А.В, Попова Р.Г, Савицкая Г.В. и др.

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕНБАТЕЛЬНОСТИ И ПРИБЫЛИ
    1. ПРИБЫЛЬ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ

 

Прибыль - это часть чистого  дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Экономическая сущность прибыли  является одной из сложных и дискуссионных  проблем в современной экономической  теории.

С экономической точки  зрения прибыль - это разность между  денежными поступлениями и денежными  выплатами. С хозяйственной точки  зрения прибыль - это разность между  имущественным состоянием предприятия  на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов  над расходами. Обратное положение  называется убытком.

Изучение аспектов, связанных  с прибылью, привело нас к пониманию  того, что прибыль, исчисленная в  бухгалтерском учете, не отражает действительного  результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению  понятий бухгалтерская и экономическая  прибыль. Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат "работы" капитала.

Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна  для трех целей:

1) исчисления налогов;

2) защиты кредиторов;

3) для выбора разумной  инвестиционной политики.

Бухгалтерская трактовка  приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема  для достижения третьей.

Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью [10, С.147]:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные  изменения стоимости (оценки) активов  в течение отчетного периода + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные  изменения стоимости (оценки) активов  в будущие (предстоящие) отчетные периоды = Экономическая прибыль.

Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины "гудвилла" и ее колебаний. Появление этой категории связано с экономической трактовкой прибыли.

В современной теории учета, прежде всего англоязычных стран, различают  налоговую и экономическую концепции  прибыли. В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли: в  первом - бухгалтерская прибыль равна  налогооблагаемой, во втором - их суммы  не совпадают.

В первом случае взгляд пользователей  бухгалтерской информации устремлен  в прошлое, во втором - в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтому  прибыль, показанная в балансе и  отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественна прибыли, с которой  уплачиваются налоги.

В современной экономической  литературе есть несколько определений  прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них:

-прибыль - выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации [14, С.541] ;

-прибыль - обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования [15, С.17] ;

-прибыль - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами [11, С.53] ;

-прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности [9, С.68].

Анализируя различные  научные трактовки прибыли, можно  сформулировать следующее определение.

Прибылью может считаться  только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров). Реализация других активов, поступления от внереализационных  операций и прочие поступления формируют  доход, такой подход требует новой  концепции налогообложения, заключающейся  в раздельном налогообложении прибыли  и дохода. Тем не менее, в действующей  системе налогообложения такое  разделение не предусмотрено. Все поступления  доходов фактически признаются образующими  прибыль за исключением расходов.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, состояние производительности труда, уровень затрат. Она показывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме  собственности. Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а  по некоторым товарам - торговые скидки.

За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда  оплаты труда их работников. Она  является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом  экономики государства на основы рыночного хозяйства. Коммерческие предприятия, получив финансовую самостоятельность  и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после  уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная необходимость  успешной деятельности предприятия  в рыночной экономике. Недостаток прибыли  и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности  и рискованности бизнеса и  является одной из причин банкротства.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций [9, С.61].

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности  деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует  об эффективной деятельности предприятий.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом  предприятий, прибыль приобретает  ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что  предопределяет экономическое поведение  хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в  национальной экономике алгоритма  ее распределения, включая налогообложение.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов, а  также экономических санкций, и  используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Таким образом, прибыль предприятия - основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод  вытекает из цели предпринимательской  деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской  деятельности в развитых странах): "Цели компании обычно включают максимизацию акционерной собственности, максимизацию прибыли, максимизацию управленческого  вознаграждения, бихевиористические (поведенческие) цели и социальную ответственность" [10, С.98].

Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичной  целью бизнеса является увеличение материальной заинтересованности своих  акционеров, т.е. максимизация биржевого  курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политику компании, но они менее важны по сравнению с первой.

Информация о работе Экономическое содержание показателей рентабельности и прибыли