Экономическое содержание показателей рентабельности и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Содержание работы

Введение 4
1. Экономическое содержание показателей рентабельности и
прибыли 5
1.1. Сущность и методы анализа прибыли 5
1.2. Рентабельность и анализ рентабельности продукции (услуг) 12
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Динамика основных экономических показателей 18
2.3. Анализ прибыли предприятия 21
2.4. Анализ рентабельности продукции (услуг) предприятия 23
3. Резервы повышение рентабельности 24
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 67.96 Кб (Скачать файл)

Примечание: Собственная  разработка автора [Приложение 1].

Экономическая оценка  отчета о прибылях и убытках за 2008-2009 гг.

Отчета о прибылях и  убытках за период с 1.01.2009г. по 31 декабря 2009г. [приложения 1 ]:

1 статья. Доходы и расходы  по видам деятельности.

  • Выручка от реализации работ, услуг товаров, продукции за отчетный периода значительно возросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года и этот рост составил :

26096- 24537=1559 (млн. руб.)

  • Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг за отчетный период значительно возросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года и этот рост составил:

24262- 22697=1565 (млн.руб.)

  • Валовая прибыль так же имеет уменьшилась в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом за предыдущий год:

-6134-(- 6069)= -65 (млн. руб.)

Исходя из этого можно  сделать вывод, что предприятие успешно развивается и имеет устойчивую тенденцию к росту доходов от своей деятельности.

3 статья. Внереализационные  доходы и расходы.

  • Внереализационные доходы.  Увеличились в отчетный период по сравнению с базисным и рост составил:

334 – 109 = 225 (млн. руб.)

  • Но и внереализационные расходы так же увеличились их рост составил:

1007 – 805 = 202 (млн. руб.)

  • Прибыль(убыток) от внереализационных доходов и расходов. Тут у нас наблюдается отрицательная динамика, т. к идет увеличение убытка на предприятии от внереализационных доходов и расходов, где расходы как в отчетном периоде превышали доходы так и в аналогичном периоде прошлого года и отрицательная динамика составляет:

-673 – (-696) =-23 (млн. руб.)

  • Чистая прибыль(убыток). Тут  можно наблюдать отрицательную динамику чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

150 – 198 = -48 (млн. руб.)

Отчета о прибылях и  убытках за период с 1.01.2010г. по 31 декабря 2010г. [приложения 1 ]:

1 статья. Доходы и расходы  по видам деятельности.

  • Выручка от реализации работ, услуг товаров, продукции за отчетный периода значительно возросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года и этот рост составил :

28395- 26096=2269 (млн. руб.)

  • Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг за отчетный период значительно возросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года и этот рост составил:

26601- 24262=2339 (млн.руб.)

  • Валовая прибыль так же имеет уменьшилась в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом за предыдущий год:

-7642-(- 6134)= -1508 (млн. руб.)

Исходя из этого можно  сделать вывод, что предприятие успешно развивается и имеет устойчивую тенденцию к росту доходов от своей деятельности.

3 статья. Внереализационные  доходы и расходы.

  • Внереализационные доходы.  Увеличились в отчетный период по сравнению с базисным и рост составил:

410 – 334 = 76 (млн. руб.)

  • Но и внереализационные расходы так же увеличились их рост составил:

1098- 1007 = 91 (млн. руб.)

  • Прибыль(убыток) от внереализационных доходов и расходов. Тут у нас наблюдается отрицательная динамика, т. к идет увеличение убытка на предприятии от внереализационных доходов и расходов, где расходы как в отчетном периоде превышали доходы так и в аналогичном периоде прошлого года и отрицательная динамика составляет:

-688-(-673) =-15 (млн. руб.)

  • Чистая прибыль(убыток). Тут  можно наблюдать отрицательную динамику чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

47- 150 = -103 (млн. руб.)

Можно сделать общий вывод  о том, что предприятие успешно  развивается,  наблюдается стабильная динамика и рост доходов по всем показателям. Но есть и слабые стороны  у предприятия – это валовая  прибыль, прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов и чистая прибыль.  Предприятию следует обратить внимание на это и предпринять меры по улучшению данного показателя т. к это даст ещё больше возможности для дальнейшего развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Таблица 2.2

Анализ прибыли отчетного  года (тыс. руб.)

Наименование показателя

Код строки

За отчётный год (2010)

За предыдущий год (2009)

Отклонение +/-

%

1.Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг  (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) (010-011)

020

27515

25296

+2219

91,9

2.Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг

030

26601

24262

+2339

91,2

3.Прибыль (убыток)  от  реализации товаров, продукции,  работ, услуг (020-030-050-060)

070

914

1034

-120

113,1

4.Внереализационные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых во внереализационные  доходы) (130-131)

140

410

334

+76

81,4

5.Внереализационные расходы 

150

1098

1007

+91

91,7

6.Прибыль (убыток) до налогообложения  (+/-200+210-220)

240

226

361

-135

159,7

7.Налог на прибыль

250

32

90

-58

281,2


 

В результате анализа показателей  прибыли можно сделать следующие выводы:

- Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. на 2219 тыс.руб.

- Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг  в 2010 г. составила 26601 тыс.руб, возросла по сравнению с 2009 на 2339 тыс.руб.

- Прибыль от реализации  товаров, продукции, работ, услуг  уменьшилась по сравнению с  2009 г. на  120 тыс.руб.

- Внереализационные доходы  в 2010 г. составили 410 тыс.руб., возросли по сравнению с 2009 на 76 тыс.руб.

- Внереализационные расходы  за 2010 г. увеличились на 91 тыс.руб. по сравнению с 2009 г.

- Прибыль до налогообложения  в 2010 г. составила 226 тыс.руб., уменьшилась на 135 тыс.руб. по сравнению с 2009 г.

- Налоги на прибыль  в 2010 г. уменьшились на 58 тыс.руб. по сравнению с 2009 г .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Основными способами повышения  рентабельности являются следующие:

- увеличение суммы прибыли  от реализации продукции;

- снижение себестоимости  товарной продукции.

Способы увеличения прибыли  определяются по каждому виду товарной продукции.

Резервы увеличения прибыли:

- увеличение объема реализации  продукции. Для этого можно  наладить выпуск нового изделия,  что планируется сделать на  предприятии.

- снижение себестоимости продукции.

Повышение цен за счет:

- повышение качества;

- поиск более выгодных  рынков сбыта;

- реализация в более оптимальные сроки.

Источники снижения себестоимости  промышленной продукции:

1. Увеличение объема производства  за счет более полного использования  производственных мощностей предприятия.

2. Снижение затрат на  производство за счет увеличения  уровня производительности труда,  экономного использования сырья,  материалов, топлива, оборудования  и т.д.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических  явлений и процессов. Это прежде всего:

- совершенствование системы  управления производством в условиях  рыночной экономики на основе  преодоления кризиса в финансово-кредитной  и денежной системах;

- повышение эффективности  использования ресурсов предприятиями  на основе стабилизации взаимных  расчетов и системы расчетно-платежных  отношений;

- индексация оборотных  средств и четкое определение  источников их формирования.

Важным фактором роста  рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости  должно стать главным условием роста  прибыльности и рентабельности производства. На предприятии планируется снизить  себестоимости за счет покупки готовых  печатных плат. Ранее они изготавливались  на предприятии.

Прибыль как главный результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста  прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования  производственных фондов. Рост производительности труда.

К факторам, не зависящим  от деятельности предприятия, относятся  изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так  и других факторов складывается валовой  доход предприятий.

В составе валовой прибыли  учитывается прибыль от всех видов  деятельности. Прежде всего валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного  предприятия.

В состав валового дохода входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные  доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных  операций.

В связи с тем, что подавляющую  часть валового дохода (95 - 97 %) предприятия  получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено  главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие  от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. В дипломном проекте будет использоваться этот фактор для повышения рентабельности. Планируется увеличит объем выпуска одного из изделий.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно  влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста  объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения  эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных  отношений между предприятиями  будет способствовать улучшению  условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Не менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации товарной продукции, является изменение  себестоимости продукции. Если изменение  объема реализации влияет на сумму  прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли  и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в  свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе  изменения уровня себестоимости  должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы  разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

Кроме указанных выше факторов на величину дохода от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре  производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение  прибыли к полной себестоимости  этой продукции), тем больше прибыли  получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Информация о работе Экономическое содержание показателей рентабельности и прибыли