Экономическое содержание показателей рентабельности и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Содержание работы

Введение 4
1. Экономическое содержание показателей рентабельности и
прибыли 5
1.1. Сущность и методы анализа прибыли 5
1.2. Рентабельность и анализ рентабельности продукции (услуг) 12
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Динамика основных экономических показателей 18
2.3. Анализ прибыли предприятия 21
2.4. Анализ рентабельности продукции (услуг) предприятия 23
3. Резервы повышение рентабельности 24
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 67.96 Кб (Скачать файл)

Такая постановка цели для  современного уровня развития западной экономики вполне логична. Максимизация прибыли представляет собой краткосрочную  задачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени, в то время как максимизация акционерной  собственности - долгосрочная цель, поскольку  акционеры заинтересованы как в  будущих, так и в сегодняшних  прибылях. Максимизация прибыли может  быть достигнута в короткие сроки  за счет долгосрочной рентабельности. К примеру, предприятие в целях  получения краткосрочной прибыли, может отложить проведение ремонтных  работ, рискуя в долгосрочной перспективе  потерять больше средств на восстановительных  работах.

Обобщающая оценка финансового  состояния предприятия достигается  на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Анализ формирования и  использования прибыли предполагает следующие этапы:

-анализ состава и динамики прибыли отчетного периода.

-анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.

-анализ уровня среднереализационных цен.

-анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

-анализ рентабельности деятельности предприятия.

-анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные  на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам "Прибыли и убытки", "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток", форма бухгалтерской  отчетности №2 "Отчет о прибылях и убытках", данные финансового  плана.

В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Прибыль отчетного периода включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена в Приложении А.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы  изменения ее суммы. Для этого  выручку необходимо скорректировать  на средневзвешенный рост цен на продукцию  предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост  в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый  период.

Основную часть прибыли  предприятия получают от обычных  видов деятельности, к которой  относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы  прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: при  увеличении уровня цен сумма прибыли  возрастает и наоборот. В себестоимость  приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы  по доставке, хранению, реализации и  другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым  начисляется износ, принимается  их остаточная стоимость. Сума выручки, полученная от таких видов сделок, определяется предприятием на основании  расчетов, которые представляются в  налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской  отчетностью и расчетом по налогу на прибыль. [17, стр.394]

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить  способом цепных подстановок, последовательно  заменяя плановую величину каждого  фактора фактической величиной. (

Изменение суммы прибыли  за счет:

-объема реализации продукции

-структуры товарной продукции

-средних цен реализации

-себестоимости реализуемой продукции

Сначала нужно найти сумму  прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных  факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать  на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном  и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом  объеме и структуре реализованной  продукции, но при плановой себестоимости  и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид.

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Расчет влияния сортности  продукции на изменение средней  цены можно выполнить способом абсолютных разниц.

Выполнение плана по прибыли  в значительной степени зависит  от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных  операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому  конкретному случаю. Убытки от выплаты  штрафов возникают в связи  с нарушением отдельными службами договоров  с другими предприятиями, организациями  и учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового  контроля в отношении их. Поэтому  при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях  нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие  санкции.

Убытки от списания безнадежной  дебиторской задолженности возникают  обычно на тех предприятиях, где  постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают  доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели  ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы  их роста или снижения.

При получение убытков от прочей реализации, связанных с превышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины и виновников образования этих убытков. Так, причинами образования убытков от реализации имущества предприятия являются, как правило, снижение качества и потребительских свойств вследствие длительного и небрежного его хранения. Причинами образования операционных расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.

Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли  отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние  на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия  существенно возросло. Внереализационные  финансовые результаты отражаются в  форме №2

Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению  сумм в динамике за несколько лет. В определенной мере такое сравнение  позволяет судить об организации  работы маркетинговой и финансовой служб предприятия, соблюдение условий  договоров.

При анализе внереализационных  финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных  расходах. Следует установить причины  потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков  от списания безнадежной дебиторской  задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело в арбитражный суд и каково его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.

В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от данных видов деятельности.

    1. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

 

Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции  можно рассчитать как по всей реализованной  продукции, так и по отдельным  ее видам.

Рентабельность всей реализованной  продукции можно определить как:

- процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

- процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

- процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции

- отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

 Эти показатели дают  представление об эффективности  текущих затрат предприятия и  степени доходности реализуемой  продукции.

Рентабельность отдельных  видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом  ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

Рентабельность оборотных  активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой  стоимости оборотных активов.

Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение  валовой прибыли к стоимости  имущества предприятия.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа  финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений  потенциальных инвесторов об участии  в финансировании инвестиционных проектов.

Повышение рентабельности может  быть достигнуто как посредством  увеличения суммы прибыли, так и  путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

Информация о работе Экономическое содержание показателей рентабельности и прибыли