Экономика и организация пассажирского транспорта крупного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение понятия «транспорт», его организация в крупном городе, а также проведение анализа деятельности пассажирского транспорта в г. Челябинске.
Основные задачи данной работы:
- исследовать теоретические аспекты данной темы, а именно определить сущность понятия «транспорт», изучить характеристики основных его видов, а также выбор экономически эффективного вида транспортных средств;
- изучение современного состояния и установление параметров функционирования и развития транспортной системы города Челябинска (магистральной сети и системы пассажирских перевозок).

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 78.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  курсу «Экономика муниципального хозяйства»

на тему «Экономика и организация пассажирского транспорта крупного города»

 

 

 

                              Выполнил:

                              Студент группы ЗЭУ-597

                              Ф.И.О. Сергиенко А.В.

                              Проверил: Демина Н.К.

 

 

 

Челябинск

                                                                 2013

Аннотация

 

 

 

                                                                Сергиенко А.В. Экономика и                                                                                        

                                                                 организация пассажирского

                                                                 транспорта крупного города. –

                                                               Челябинск: ЮУрГУ, ЗЭиУ-597, 2013. –

                                                               31 с., 5 табл., список литературы –                    

                                                                 11 наим.

 

В теоретической части курсовой работы дается определение транспорта, отражаются общие принципы организации обеспечения населения услугами пассажирского транспорта, особенности транспортной инфраструктуры, виды пассажирского транспорта.

 Во втором разделе приводятся методы расчета основных показателей производственной программы предприятий пассажирского транспорта.

Практическая часть курсовой работы посвящена проблемам организации  и развития транспортной  инфраструктуры  города  Челябинска.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного  транспортного обеспечения.

Городской общественный пассажирский транспорт занимает особое место  в общественной жизни. Он входит в  комплекс отраслей социальной инфраструктуры, т.е. отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы и жизнедеятельностью населения, наряду со здравоохранением, образованием, розничной торговлей, жилищно-коммунальным хозяйством, сферой организации досуга и пр.

Городской общественный пассажирский транспорт оказывает заметное влияние  на экономическое и социальное развитие административно-территориальных единиц, способен выступать как средство ускорения или замедления развития городов, обеспечивает или, наоборот, препятствует получению населением жизненно важных услуг.

Привлекательность соответствующего муниципального образования для  инвестиций, стратегия его территориального развития зависит, в том числе, от развитости системы городского общественного  пассажирского транспорта. Данный транспорт  предназначен, прежде всего, для перевозок  групп населения, обеспечения территориальной  целостности городов, доступности  всех элементов городского хозяйства. Таким образом, городской общественный пассажирский транспорт выполняет  ряд важнейших социальных функций. При этом перевозочную деятельность осуществляют субъекты предпринимательства. Для них эта деятельность составляет область инициативы, свободы, она  направлена на получение прибыли  от предоставления услуг по перевозке.

Для правильного решения  задач планирования и организации  движения пассажирских транспортных средств  и определения тенденций в  развитии пассажирских перевозок города необходимо знать закономерности формирования пассажиропотоков и систематически их изучать в конкретных

условиях. Под пассажиропотоком понимают число пассажиров, перевезённых за рассматриваемый период времени в заданном сечении дороги (одного или нескольких маршрутов). Для пассажиропотоков характерна неравномерность по участкам, направлению (прямые и обратные) маршрутов и по времени.

Основными видами городского пассажирского транспорта являются метрополитен, автобус, троллейбус и  трамвай. Средства пассажирского транспорта должны обеспечивать соответствующие  качественные показатели, быть технически пригодными для выполнения ожидаемой  нагрузки и экономически эффективными.

На стадии проектирования обычно выбирается несколько вариантов  транспортных средств (или их комбинаций) достаточной провозной способности. Отобранные по провозной способности  варианты в дальнейшем сравниваются между собой по экономическим  показателям: капитальным вложениям  и эксплуатационным расходам.

Цель  данной работы – изучение понятия «транспорт», его организация в крупном городе, а также проведение анализа деятельности пассажирского транспорта в г. Челябинске.

Основные  задачи данной работы:

- исследовать теоретические аспекты  данной темы, а именно определить  сущность понятия «транспорт»,  изучить характеристики основных  его видов, а также выбор экономически эффективного вида транспортных средств;

- изучение современного состояния и установление параметров функционирования и развития транспортной системы города Челябинска (магистральной сети и системы пассажирских перевозок).

 

 

 

1.  Теоретическая часть

Современное общество характеризуется  интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал  общества, формируют новый жизненный  стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения  людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической  функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человека опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость  перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.

Уже на ранних этапах развития человека общественные отношения требовали  объединения людей во времени  и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Так возникли населенные пункты. Со временем территориальное расширение населенных пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения  людей от места проживания к месту  временного пребывания. Разрешение этого  противоречия обеспечил городской  пассажирский транспорт.

Пассажирское сообщение  между отдельными населенными пунктами постоянно развивалось. Усиление транспортных и экономических связей между  соседними населенными пунктами привело к возникновению более  крупных сообществ, сформировавшихся в отдельные регионы и государства. Между регионами и государствами  также развивались транспортные связи.

Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные  регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов.

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) — народно-хозяйственный комплекс, осуществляющий перевозки людей и грузов. По объекту перевозки различают транспорт пассажирский и грузовой. Пассажирский транспорт — часть единой транспортной системы. Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных видах сообщения. Перевозки людей могут осуществляться как на профессиональной основе, так и самостоятельно гражданами в личных (бытовых) целях. Мы будем рассматривать пассажирские перевозки на профессиональной основе. Такие перевозки могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие перевозки выполняются перевозчиком с целью получения экономического результата (выгоды) и подразделяются на перевозки транспортом общего пользования и технологические перевозки. Некоммерческие перевозки выполняются гражданами с целью удовлетворения личных (бытовых) потребностей, а также организациями в интересах государственной или муниципальной службы (перевозка военнослужащих, милиционеров, чиновников и т.д.).

По среде, используемой для  движения, и технической основе пассажирский транспорт подразделяют на наземный, водный, воздушной, а также транспорт, использующий искусственно созданную  среду. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров. В городах также широко используется городской электрический транспорт. Транспортные средства (подвижной состав) автомобильного транспорта включают в себя автомобили различного назначения, прицепы к ним и мотоциклы. По назначению коммерческие автомобили подразделяют на пассажирские (легковые автомобили и автобусы), грузовые (различаются по типу кузова) и специальные (различаются по функциональному признаку: пожарные, мастерские, автокраны и др.). Пассажирские автомобили преобладают в составе автомобильного парка.

Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит  в оказании услуг по перевозке  пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности  людей в перевозках. Пассажирский транспорт относится к сфере  услуг населению (а не к производственной сфере, как ошибочно указано в  ряде старых литературных источников).

Общественные отношения, возникающие и складывающиеся между  различными участниками (субъектами) транспортной деятельности в области пассажирских перевозок, представляют собой транспортные отношения. Основные субъекты таких  транспортных отношений — пассажиры  — физические лица, использующие транспортные средства с целью передвижения, но не осуществляющие при этом функций  по управлению данными транспортными  средствами или иных служебных функций, связанных с поездкой.

1.1  Основные виды городского пассажирского транспорта

Основными   видами   транспорта  в  РФ  являются    железнодорожный, автомобильный, авиационный,  трубопроводный, морской   и  речной. Каждый  из данных видов транспорта  выполняет  в  рамках  транспортной  системы  России определенную  функцию  в  соответствии  со   своими   технико-экономическими особенностями,  провозной  способностью,  географическими  и   историческими особенностями развития.

 В условиях России  железнодорожный транспорт  наиболее  эффективен  для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние  расстояния  с  высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на  средние расстояния и в пригородном сообщении.      Автомобильный    транспорт    не    может    составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных  грузовых перевозках,  прежде  всего, из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок,  большой дальности  перевозок  и  отсутствия  современной  сети  автодорог   высокого технического уровня.      Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые  и  пассажирские  перевозки,  в  также перевозки  на  средние  и  дальние   расстояния   малотоннажных   ценных   и скоропортящихся грузов.

Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта. Подразделение транспорта по видам основано на технических различиях путей сообщения, по которым производится перевозка, и используемого подвижного состава. Видовые различия транспорта оказывают существенное влияние на используемую технологию перевозок, формы обслуживания пассажиров в пути, меры государственного регулирования деятельности перевозчиков, скорость перевозки и уровень тарифов.

В настоящее время существуют следующие виды транспорта: наземный, использующий земную поверхность в качестве естественной опоры для путей сообщения. Наземный транспорт подразделяют на дорожный (автомобильный, трамвайный, троллейбусный, электромобильный и немеханический) и железнодорожный. Дорожный транспорт использует дорожную сеть общего пользования. Основу дорожного транспорта составляет автомобильный транспорт, подвижной состав которого представлен автомобилями различного назначения, прицепами к ним и мотоциклами. Помимо этого, к дорожному транспорту относятся городской 
наземный электрический транспорт (троллейбусы и вагоны трамвая, электромобили) и различные немеханические транспортные 
средства, приводимые в движение мускульной силой человека или 
животных (велосипеды, рикши, конные повозки и др.), а также 
транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания рабочим объемом до 50 см3 (мопеды и мотороллеры).

Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки по железным дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации. Водный транспорт, использующий для движения судов водную среду. 
Водный транспорт подразделяют на морской и внутренний водный. Воздушный транспорт (гражданская авиация), использующий для движения воздушных судов воздушную среду. Транспорт, использующий для движения искусственно созданную среду, — метрополитен, трубопроводный транспорт.

В перспективе получит  развитие космический транспорт. В 2001 г. впервые космическим транспортом  был перевезен платный пассажир-турист.

Способ передвижения пассажира  определяется характеристикой — сообщением, которое отражает особенности перевозки: объект перевозки. Различают пассажирское или грузовое сообщение.

По виду транспорта различают  автомобильное, железнодорожное, речное и морское (водное), воздушное, троллейбусное, трамвайное сообщения. Автомобильное пассажирское сообщение транспорта общего пользования подразделяют также на автобусное и таксомоторное. Сообщение с использованием нескольких видов транспорта называют смешанным, например автомобильно-железнодорожное сообщение.

Информация о работе Экономика и организация пассажирского транспорта крупного города