Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:32, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обоснование сущности рентабельности и её формирования на уровне предприятия в современных условиях хозяйствования.
2. Осуществление анализа рентабельности предприятия.
3. Резервы повышения рентабельности.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является Частное производственное унитарное предприятие «Лотос-М».
Предметом исследования являются показатели рентабельности продукции предприятия.
Методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы;
- системный анализ и синтез;
- финансово-экономический и сравнительный анализ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 3
1.1 Экономическая сущность рентабельности 5
1.2 Показатели рентабельности 6
2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ЧТУП «ЛОТОС-М» 11
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 11
2.2 Рентабельность ЧПУП «Лотос-М» и факторный анализ ее изменения 12
3РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧПУП «ЛОТОС-М» 20
3.1 Экономия материальных ресурсов 20
3.2 Расширение рынков сбыта и увеличение объемов реализации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
Рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
Рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;
Рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Рентабельность
производства (Рпр) определяется
по формуле:
где П - прибыль предприятия, руб.;
ОПФ - среднегодовая стоимость
основных производственных
НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:
где Пкв - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;
KB - капитальные вложения, руб.
Рентабельность
оборота (Р0) определяется по формуле:
где В - выручка от реализации продукции, руб.
Рентабельность
текущих активов (Рт а) определяется
по формуле:
(1.4)
где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;
ТА - средняя величина текущих активов, руб.
Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется по формуле:
где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.
Рентабельность
изделия (Ри) определяется по формуле:
где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;
С - себестоимость изделия, руб.
Рентабельность инвестированного капитала (Рик) определяется по формуле:
где
ИК - средний инвестированный
Рентабельность
основных фондов (Ро.ф) определяется по
формуле:
(1.7)
Рентабельность
заемных средств (Рз.с) определяется
по формуле:
(1.8)
где Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;
ЗС - средства, привлеченные на заемной
основе (долгосрочные и краткосрочные)
Рентабельность
активов (Ра) определяется по формуле:
где СА - средняя величина активов, руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:
(1.10)
где Рз.с расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;
ИК - величина совокупного
Рентабельность
инвестиций (Ри) определяется по
формуле
где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;
КО - величина краткосрочных
Рентабельность
товарной продукции (Ртп) определяется
по формуле:
(1.12)
где Ст.п_ себестоимость товарной продукции, руб.
Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
2
Анализ рентабельности
производства ПРЕДПРИЯТИЯ
ЧТУП «ЛОТОС-М»
2.1
Организационно –
экономическая характеристика
предприятия
Частное производственное унитарное предприятие «Лотос-М» – одно из предприятий легкой промышленности Республики Беларусь. ЧПУП «Лотос-М» расположено по адресу г. Могилев, ул. Симонова, 11. ЧПУП «Лотос-М» является юридическим лицом, основанным на частной форме собственности. Предприятие было образовано в 2006 году как частное производственное унитарное предприятие.
Учредителями предприятия являются два человека – физических лица. Уставный фонд распределен между учредителями предприятия равными долями по 50% на каждую сторону.
Согласно Уставу предприятия предметом деятельности ЧПУП «Лотос-М» является:
Деятельность,
для осуществления которой
За годы работы предприятие зарекомендовало себя как один из ведущих производителей комплектов штор, кухонных гарнитуров, постельного белья, женской одежды с машинной и ручной вышивкой, в которой традиции народного творчества сочетаются с современным дизайном.
Показатели производственно финансовой деятельности предприятия представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Технико-экономические показатели деятельности ЧПУП «Лотос-М» за 2008-2010 годы
Наименование показателя | Ед. измер. | 2008
год |
2009 год | 2010 год | Темп роста, % |
Выпуск продукции в нат. выр. | тыс. шт. | 11,12 | 11.08 | 9.50 | 85.7 |
Товарная продукция в дейст. ценах | млн. руб. | 189,45 | 195.29 | 143.23 | 73.3 |
Товарная продукция в сопост. ценах | млн. руб. | 292,2 | 291.53 | 243.92 | 83.7 |
Выручка от реализации (без налогов) | млн. руб. | 184,3 | 187.26 | 166.55 | 88.9 |
Реализация (с налогами) | млн. руб. | 219,86 | 225.87 | 198.39 | 87.8 |
Себестоимость реализованной продукции | млн. руб. | 182,3 | 185.13 | 156.24 | 84.4 |
Прибыль от реализованной продукции | млн. руб. | 2,0 | 2,13 | -11.27 | -2912.5 |
Чистая прибыль | млн. руб. | - | - | - | - |
Рентабельность реализованной продукции | % | 1,1 | 1,15 | -7,2 | -3500.0 |
Себестоимость товарной продукции | млн. руб. | 178,15 | 179,32 | 182,81 | 85.1 |
Прибыль от товарной продукции | млн. руб. | 6,15 | 7.98 | -16.21 | -203.0 |
Рентабельность товарной продукции | % | 3,5 | 4,5 | -8,9 | -237.2 |
Затраты на 1 руб. ТП | коп. | 95,16 | 95,94 | 111,32 | 116.0 |
Численность | чел. | 17 | 18 | 18 | 89.2 |
ФЗП ППП | млн. руб. | 61,2 | 64.04 | 69.30 | 108.2 |
Средняя
заработная плата ППП:
в т. ч. рабочие служащие |
тыс. руб.
тыс. руб. тыс. руб. |
412
374 512 |
444,8
398,3 594,8 |
539,2
444,8 736,2 |
121,2
111,7 123,8 |
Выработка на 1 работника (ТП в с. ц./чис.) | млн. руб. | 15,9 | 16,2 | 15,2 | 93,8 |
Производительность труда | % | 100,1 | 100,7 | 93,7 | 93,0 |
Объём
отгруженной продукции:
в т. ч. внутренний рынок дальнее зарубежье страны СНГ |
млн. руб.
млн. руб. млн. руб. млн. руб. |
181,6
109,4 12,1 29,6 |
183,8
128,01 19,87 35,92 |
148,01
123,91 11,85 12,24 |
80,5
96,8 59,7 34,1 |
Источник:
собственная разработка
Как видно из таблицы, в 2010 году на предприятии отмечается падение объема производства. Темп роста объема производства продукции в сопоставимых ценах составил 83,7%.
Сокращение объемов производства продукции вызвано изменением в структуре ассортимента выпускаемой продукции предприятия, освоением новых видов товарной продукции.
Снижение объемов производства продукции привело к снижению показателей выручки от реализации продукции (166,6 млн. руб. в 2010 году против 187,3 млн. руб. в 2009 году) и возникновению убыточности деятельности предприятия.
По итогам 2010 года на предприятии получен убыток от реализации продукции в размере 11,3 млн. руб. Рентабельность реализованной продукции сложилась отрицательной – минус 7,2% против положительного значения данного показателя в 2009 году на уровне 1,15%.
Основной
причиной возникновения убыточности
деятельности исследуемой организации
является сокращение объемов производства
продукции на фоне возрастающей себестоимости
товарной продукции.
2.2
Рентабельность ЧПУП
«Лотос-М» и факторный
анализ ее изменения
Анализ рентабельности продукции предприятия проводится как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.
Анализ рентабельности продукции ЧПУП «Лотос-М» проедем на примере четырех видов изделий, занимающих основную долю ассортимента продукции предприятия (свыше 90%).
В эту группу входят следующие изделия:
Как
известно, основными факторами
Исходные данные для анализа рентабельности продукции предприятия представлены в таблице 2.2 - 2.4.
Таблица
2.2 - Сведения об объеме
продаж, структуре
выпуска, себестоимости
и отпускных ценах
на основную продукцию
ЧПУП «Лотос-М» в 2008
году.
Информация о работе Экономика и пуправление на предприятии торговли