Экономика и пуправление на предприятии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обоснование сущности рентабельности и её формирования на уровне предприятия в современных условиях хозяйствования.
2. Осуществление анализа рентабельности предприятия.
3. Резервы повышения рентабельности.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является Частное производственное унитарное предприятие «Лотос-М».
Предметом исследования являются показатели рентабельности продукции предприятия.
Методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы;
- системный анализ и синтез;
- финансово-экономический и сравнительный анализ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 3
1.1 Экономическая сущность рентабельности 5
1.2 Показатели рентабельности 6
2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ЧТУП «ЛОТОС-М» 11
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 11
2.2 Рентабельность ЧПУП «Лотос-М» и факторный анализ ее изменения 12
3РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧПУП «ЛОТОС-М» 20
3.1 Экономия материальных ресурсов 20
3.2 Расширение рынков сбыта и увеличение объемов реализации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике Наташе.doc

— 766.50 Кб (Скачать файл)
Наименование  продукции Объем продаж, шт. Удельный вес в общем объеме продаж, % Цена изделия,

тыс. руб.

Себестоимость изделия, тыс. руб.
Спальные  шторы 1 174 34,8 51,2 46,3
Кухонные  шторы 812 24,1 20,8 18,1
Портьеры 618 18,3 74,1 62,8
Спальные  комплекты 769 22,8 89,1 82,7
Итого: 3 373 100,0    

Источник: собственная разработка

     Как показывает таблица, основная доля ассортимента выпускаемой продукции приходится на спальные шторы. Объем их продаж в 2009 году составил 1 174 шт., что составляет 34,8% от общего объема проданных изделий. Наименьший объем продаж отмечается по портьерам. Их в 2008 году было продано 618 единиц или 18,3%. 

Таблица 2.3 - Сведения об объеме продаж, структуре  выпуска, себестоимости  и отпускных ценах  на основную продукцию  ЧПУП «Лотос-М» в 2009 году. 

Наименование  продукции Объем продаж, шт. Удельный вес  в общем объеме продаж, % Цена изделия,

тыс. руб.

Себестоимость изделия, тыс. руб.
Спальные  шторы 1 126 33,5 53,8 47,1
Кухонные  шторы 865 25,7 21 18,3
Портьеры 512 15,3 74,6 63,4
Спальные  комплекты 857 25,5 91,5 83,2
Итого: 3 360 100,0    

Источник: собственная разработка 

     Как показывает таблица, основная доля ассортимента выпускаемой продукции, как и  в 2008 году, приходится на спальные шторы. Объем их продаж в 2009 году составил 1 126 шт., что составляет 33,5% от общего объема проданных изделий. Наименьший объем продаж отмечается по портьерам. Их в 2009 году было продано 512 единиц или 15,3%.

     Вместе  с тем, отмечаются незначительные изменения  в структуре выпускаемой продукции  – сократился выпуск спальных штор и портьер, а удельный вес кухонных штор и спальных комплектов увеличился. Все эти изменения произошли на фоне сокращения физического объема производства и продаж продукции предприятия.

     Далее рассмотрим, как изменилась ситуация в 2010 году.

Таблица 2.4 - Сведения об объеме продаж, структуре выпуска, себестоимости и отпускных ценах на основную продукцию ЧПУП «Лотос-М» в 2010 году. 

Наименование  продукции Объем продаж, шт. Удельный вес  в общем объеме продаж, % Цена изделия,

тыс. руб.

Себестоимость изделия, тыс. руб.
Спальные шторы 1 207 38,7 54,2 55,2
Кухонные  шторы 713 22,9 22,7 21,9
Портьеры 398 12,7 77,2 72,1
Спальные  комплекты 802 25,7 92,1 95,6
Итого: 3 120 100,0    

Источник: собственная разработка 

     Данные  таблицы 2.4 свидетельствуют о наметившейся тенденции сокращения объема продаж продукции в целом по предприятию на 7,1%. Однако, по товарной группе «спальные шторы» наблюдается рост объема продаж.

     Также следует подчеркнуть, что сокращение объемов производства и продаж привело  к увеличению себестоимости товарной продукции предприятия.

     Далее проанализируем рентабельность продукции  ЧПУП «Лотос-М» за 2009 – 2010 годы.

     Как известно, на величину рентабельности влияют:

    • прибыль, на величину которой, в свою очередь, влияет объем выпуска продукции, структура выпускаемой продукции, цена изделия, себестоимость изделия;
    • затраты на производство продукции, которые также связаны с объемом выпуска продукции, структурой выпускаемой продукции, цена изделия, себестоимость изделия.

      В целом, на величину рентабельности влияет сумма прибыли как разность между выручкой и себестоимостью, и, собственно, себестоимость продукции предприятия.

      Рассмотрим  динамику основных факторов, влияющих на рентабельность ЧТУП «Лотос-М» в 2008-2010 годы.

      

      Рисунок 2.1 -  Динамика основных показателей финансовой деятельности предприятия за 2008-2010 годы

Источник: собственная разработка 

     Таким образом, факторная модель уровня рентабельности продукции по предприятию в целом  имеет следующий вид:

     

     Первоначально определим степень влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции.

     Для использования в целях анализа  рентабельности данной факторной модели систематизируем имеющиеся исходные данные и представим их в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Исходные данные для факторного анализа  прибыли от реализации продукции., тыс. руб.

Наименование  показателя 2009 год Данные 2009 года в пересчете на объем продаж 2010 года 2010 год
Выручка от реализации продукции без налогов  из выручки (В)

= 195 354,5

182 983,4

186 194,3

Себестоимость реализованной продукции (З)

= 172 627,3

= 161 857,2

= 187 608,1

Прибыль от реализации продукции (П) 22 727,2 21 126,2 - 1 413,8

Источник: собственная разработка 

     Для анализа факторов изменения прибыли  от реализации продукции необходимо рассчитать индекс изменения объема продаж, который рассчитывается по следующей формуле: 

     

     Далее произведем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции. Для проведения расчетов используем метод цепной подстановки. Суть данного метода заключается в постепенной замене значений рассматриваемых факторов базисного периода значениями соответствующих факторов отчетного периода. В результате проведенных расчетов определяется влияние каждого фактора на результирующий показатель.

     Методика  расчета представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6  -  Расчет влияния  факторов на изменение  суммы прибыли  от реализации продукции.

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс. руб.
объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
П2009 2009 2009 2009 2009 В2009 – З2009 22 727,2
Пусл1 2010 2009 2009 2009 П2009 х IVРП 21 113,6
Пусл2 2010 2010 2009 2009 Вусл – Зусл 21 126,2
Пусл3 2010 2010 2010 2009 В2010 – Зусл 24 337,1
П2010 2010 2010 2010 2010 В2010 – З2010 - 1 413,8

Источник: собственная разработка

     Таким образом, в 2010 году прибыль предприятия сложилась отрицательной: 

     ∆П= П2010 – П2009 = - 1 413,8 – 22 727,2 = - 24 141 тыс. руб.; 

     В том числе прибыль изменилась за счет: 

     1. Объема продаж: 

     ∆ПVРП = Пусл1 – П2009 = 21 113,6 – 22 727,2 = - 1 613,6 тыс. руб.; 

     2. Структуры реализованной продукции: 

     ∆Пстр = Пусл2 – Пусл1 = 21 126,2 – 21 113,6 = + 12,6 тыс. руб.; 

     3. Цен реализации: 

     ∆ПЦ = Пусл3 – Пусл2 = 24 337,1 – 21 126,2 = + 3 210,9 тыс. руб.; 

     4. Себестоимости реализованной продукции: 

     ∆ПС = П2010 – Пусл3 = - 1 413,8 – 3 210,9 = - 4 624,7 тыс. руб.; 

     Как показывают расчеты, рост прибыли обусловлен только двумя факторами – ростом отпускных цен на выпускаемую продукцию и изменением структуры продаж. Падение объема продаж, а также рост себестоимости продукции отрицательно сказались на прибыли предприятия в 2010 году.

     Кроме того, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что качество полученной прибыли является низким, так как оно обусловлено ростом цен на продукцию предприятия без увеличения физического объема продаж. 

     Теперь  рассмотрим уровень рентабельности продукции ЧПУП «Лотос-М».

      Рисунок  2.2 -  Динамика рентабельности ЧТУП «Лотос-М» за 2008-2010 годы

Источник: собственная разработка 

     Как видно из рисунка 2.2, в 2010 году рентабельность исследуемого предприятия сложилась отрицательной. Основной причиной отрицательной рентабельности является спад объемов производства и продаж продукции предприятия.

     Далее определим, за счет каких факторов на предприятии меняется рентабельность.

     Используя вышеупомянутую факторную модель и  метод цепной подстановки, определим  степень влияния каждого фактора на уровень рентабельности продукции анализируемого предприятия. 

     

 

     

 

Информация о работе Экономика и пуправление на предприятии торговли