Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:32, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обоснование сущности рентабельности и её формирования на уровне предприятия в современных условиях хозяйствования.
2. Осуществление анализа рентабельности предприятия.
3. Резервы повышения рентабельности.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является Частное производственное унитарное предприятие «Лотос-М».
Предметом исследования являются показатели рентабельности продукции предприятия.
Методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы;
- системный анализ и синтез;
- финансово-экономический и сравнительный анализ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 3
1.1 Экономическая сущность рентабельности 5
1.2 Показатели рентабельности 6
2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ЧТУП «ЛОТОС-М» 11
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 11
2.2 Рентабельность ЧПУП «Лотос-М» и факторный анализ ее изменения 12
3РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧПУП «ЛОТОС-М» 20
3.1 Экономия материальных ресурсов 20
3.2 Расширение рынков сбыта и увеличение объемов реализации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Наименование продукции | Объем продаж, шт. | Удельный вес в общем объеме продаж, % | Цена изделия,
тыс. руб. |
Себестоимость изделия, тыс. руб. |
Спальные шторы | 1 174 | 34,8 | 51,2 | 46,3 |
Кухонные шторы | 812 | 24,1 | 20,8 | 18,1 |
Портьеры | 618 | 18,3 | 74,1 | 62,8 |
Спальные комплекты | 769 | 22,8 | 89,1 | 82,7 |
Итого: | 3 373 | 100,0 |
Источник: собственная разработка
Как
показывает таблица, основная доля ассортимента
выпускаемой продукции
Таблица
2.3 - Сведения об объеме
продаж, структуре
выпуска, себестоимости
и отпускных ценах
на основную продукцию
ЧПУП «Лотос-М» в 2009
году.
Наименование продукции | Объем продаж, шт. | Удельный вес в общем объеме продаж, % | Цена изделия,
тыс. руб. |
Себестоимость изделия, тыс. руб. |
Спальные шторы | 1 126 | 33,5 | 53,8 | 47,1 |
Кухонные шторы | 865 | 25,7 | 21 | 18,3 |
Портьеры | 512 | 15,3 | 74,6 | 63,4 |
Спальные комплекты | 857 | 25,5 | 91,5 | 83,2 |
Итого: | 3 360 | 100,0 |
Источник:
собственная разработка
Как показывает таблица, основная доля ассортимента выпускаемой продукции, как и в 2008 году, приходится на спальные шторы. Объем их продаж в 2009 году составил 1 126 шт., что составляет 33,5% от общего объема проданных изделий. Наименьший объем продаж отмечается по портьерам. Их в 2009 году было продано 512 единиц или 15,3%.
Вместе
с тем, отмечаются незначительные изменения
в структуре выпускаемой
Далее рассмотрим, как изменилась ситуация в 2010 году.
Таблица
2.4 - Сведения об объеме
продаж, структуре выпуска,
себестоимости и отпускных
ценах на основную продукцию
ЧПУП «Лотос-М» в 2010
году.
Наименование продукции | Объем продаж, шт. | Удельный вес в общем объеме продаж, % | Цена изделия,
тыс. руб. |
Себестоимость изделия, тыс. руб. |
Спальные шторы | 1 207 | 38,7 | 54,2 | 55,2 |
Кухонные шторы | 713 | 22,9 | 22,7 | 21,9 |
Портьеры | 398 | 12,7 | 77,2 | 72,1 |
Спальные комплекты | 802 | 25,7 | 92,1 | 95,6 |
Итого: | 3 120 | 100,0 |
Источник:
собственная разработка
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о наметившейся тенденции сокращения объема продаж продукции в целом по предприятию на 7,1%. Однако, по товарной группе «спальные шторы» наблюдается рост объема продаж.
Также следует подчеркнуть, что сокращение объемов производства и продаж привело к увеличению себестоимости товарной продукции предприятия.
Далее проанализируем рентабельность продукции ЧПУП «Лотос-М» за 2009 – 2010 годы.
Как известно, на величину рентабельности влияют:
В целом, на величину рентабельности влияет сумма прибыли как разность между выручкой и себестоимостью, и, собственно, себестоимость продукции предприятия.
Рассмотрим динамику основных факторов, влияющих на рентабельность ЧТУП «Лотос-М» в 2008-2010 годы.
Рисунок 2.1 - Динамика основных показателей финансовой деятельности предприятия за 2008-2010 годы
Источник:
собственная разработка
Таким образом, факторная модель уровня рентабельности продукции по предприятию в целом имеет следующий вид:
Первоначально
определим степень влияния
Для
использования в целях анализа
рентабельности данной факторной модели
систематизируем имеющиеся
Таблица 2.5 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции., тыс. руб.
Наименование показателя | 2009 год | Данные 2009 года в пересчете на объем продаж 2010 года | 2010 год |
Выручка от реализации продукции без налогов из выручки (В) | = 195 354,5 |
182 983,4 |
186 194,3 |
Себестоимость реализованной продукции (З) | = 172 627,3 |
= 161 857,2 |
= 187 608,1 |
Прибыль от реализации продукции (П) | 22 727,2 | 21 126,2 | - 1 413,8 |
Источник:
собственная разработка
Для
анализа факторов изменения прибыли
от реализации продукции необходимо
рассчитать индекс изменения объема
продаж, который рассчитывается по
следующей формуле:
Далее произведем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции. Для проведения расчетов используем метод цепной подстановки. Суть данного метода заключается в постепенной замене значений рассматриваемых факторов базисного периода значениями соответствующих факторов отчетного периода. В результате проведенных расчетов определяется влияние каждого фактора на результирующий показатель.
Методика расчета представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции.
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
объем реализации | структура товарной продукции | цена | себестоимость | |||
П2009 | 2009 | 2009 | 2009 | 2009 | В2009 – З2009 | 22 727,2 |
Пусл1 | 2010 | 2009 | 2009 | 2009 | П2009 х IVРП | 21 113,6 |
Пусл2 | 2010 | 2010 | 2009 | 2009 | Вусл – Зусл | 21 126,2 |
Пусл3 | 2010 | 2010 | 2010 | 2009 | В2010 – Зусл | 24 337,1 |
П2010 | 2010 | 2010 | 2010 | 2010 | В2010 – З2010 | - 1 413,8 |
Источник: собственная разработка
Таким
образом, в 2010 году прибыль предприятия
сложилась отрицательной:
∆П=
П2010 – П2009 = - 1 413,8 – 22 727,2 = - 24
141 тыс. руб.;
В
том числе прибыль изменилась
за счет:
1.
Объема продаж:
∆ПVРП
= Пусл1 – П2009 = 21 113,6 – 22 727,2 =
- 1 613,6 тыс. руб.;
2.
Структуры реализованной
∆Пстр
= Пусл2 – Пусл1 = 21 126,2 – 21 113,6
= + 12,6 тыс. руб.;
3.
Цен реализации:
∆ПЦ
= Пусл3 – Пусл2 = 24 337,1 – 21 126,2
= + 3 210,9 тыс. руб.;
4.
Себестоимости реализованной
∆ПС
= П2010 – Пусл3 = - 1 413,8 – 3 210,9 =
- 4 624,7 тыс. руб.;
Как показывают расчеты, рост прибыли обусловлен только двумя факторами – ростом отпускных цен на выпускаемую продукцию и изменением структуры продаж. Падение объема продаж, а также рост себестоимости продукции отрицательно сказались на прибыли предприятия в 2010 году.
Кроме
того, по результатам проведенного
анализа можно сделать вывод о том, что
качество полученной прибыли является
низким, так как оно обусловлено ростом
цен на продукцию предприятия без увеличения
физического объема продаж.
Теперь рассмотрим уровень рентабельности продукции ЧПУП «Лотос-М».
Рисунок 2.2 - Динамика рентабельности ЧТУП «Лотос-М» за 2008-2010 годы
Источник:
собственная разработка
Как видно из рисунка 2.2, в 2010 году рентабельность исследуемого предприятия сложилась отрицательной. Основной причиной отрицательной рентабельности является спад объемов производства и продаж продукции предприятия.
Далее определим, за счет каких факторов на предприятии меняется рентабельность.
Используя
вышеупомянутую факторную модель и
метод цепной подстановки, определим
степень влияния каждого фактора
на уровень рентабельности продукции
анализируемого предприятия.
Информация о работе Экономика и пуправление на предприятии торговли