Экономика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по предмету экономика организации.docx

— 72.63 Кб (Скачать файл)

Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и т. п.

Показатели безопасности должны отражать требования, обусловливающие  меры и средства защиты человека в  условиях аварийной ситуации, не санкционированной  и не предусмотренной правилами  эксплуатации в зоне возможной опасности.

Для характеристики рассеивания  фактических значений определенного  показателя качества у разных единиц продукции одного вида применяют  показатели однородности, которые используются для оценки стабильности показателей  качества в условиях массового и  серийного производства продукции.

Чем лучше налажено производство, чем однороднее используемое сырье, материалы, комплектующие изделия, чем стабильнее условия производства, в том числе климатические, тем  меньше разброс возможных значений показателей качества, характеризующих  продукцию.

К показателям однородности, например, относятся: среднеквадратичное

отклонение значений показателей  качества, размах - разность между максимальным и минимальным результатами.

1.2.1 Показатели конкурентоспособности  продукции

Оценка способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

Если за базу сравнения принимается  образец, то в знаменателе дроби  следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец. Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем .

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле.

 

где Тm – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi, – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; ai, – весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; n – число параметров, участвующих в оценке.

 

Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать  в определенных условиях рынка через  комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности.

 

где i – число параметров продукции, участвующих в оценке; j = 1, ...,

п – виды продукции;

а, – коэффициент важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i – го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Пij – конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции;

Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя:

bi= + 1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.); bi = – 1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.)

Учитывая, что сумма «удельных  весов» каждого из рассматриваемых  показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может  превышать единицы, или 100%, необходимым  условием для коэффициента значимости а, является.

 

 

Коэффициент конкурентоспособности  учитывает лишь ту группу свойств  товара, которая служит базой для  расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

Показатель конкурентоспособности  важен при проектировании требуемых  свойств изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при  решении других проблем.

Показатели качества продукции  важны для определения всей совокупности свойств и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. Потребителя интересует не природа  продукта, а то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи  покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем  большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции. Происходящий в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.

 

3 Взаимосвязь  качества и конкурентоспособности

В практической деятельности и в  теоретических изысканиях нередко  ставится знак равенства между качеством  и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют  место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.

Как упоминалось выше, категория  качества товара неразрывно связана  с понятиями стоимость и потребительская  стоимость. Потребителя интересует не природа продукта труда, как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут  быть продукты, разные по способу потребления, конструкции, назначению. Один и тот  же продукт может обладать множеством различных свойств и быть пригодным  для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных  предметов способностью удовлетворять  ту или иную потребность (ПС). Сам  предмет потребления представляет собой не что иное, как совокупность полезных свойств продукта труда. И только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью  только тех конкретных свойств, которые  представляют несомненный интерес  для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а  прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем  качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его  стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного  интереса для основной группы его  покупателей.

Вообще некорректно отождествлять "конкурентоспособность" с уровнем качества и "техническим уровнем продукции" по следующим соображениям. Уровень качества продукции — это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Технический уровень продукции, также относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями.

Сравнение с базой — необходимый  элемент оценки как уровня качества, так и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом. Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.

Следующее замечание относительно нетождественности оценки качества и конкурентоспособности состоит в следующем. С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации. С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.

Наконец, отметим еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка — его конкурентность. Качество — категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюктуры, действия конкурентов-производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов.

Понятие «конкурентоспособность товара»  шире понятий «качество товара»  и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.

Качество выступает как главный  фактор конкурентоспособности товара, составляя его <<стержень>>. В  принципе низкокачественный товар  обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества — это конкурентный или  высоко конкурентный товар. Имеющиеся  на практике исключения в этом отношении  лишь подтверждают общие положения.

Центральное место, занимаемое качеством  и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии  маркетинга и практической маркетинговой  деятельности. И поскольку маркетинг  ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего  принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам  потребителя.

В силу этого проблемы качества и  конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а  долговременный, стратегический характер.

Отсюда и долгосрочное прогнозирование  объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и  качества продукции нацелено на: выявление  возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный  период их производства и потребления; определение научно-технических  н экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента н показателей качества при разработке перспективных видов продукции.

Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга — от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и  хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

 

4) так как влияние повышения  качества продукции на прибыль   предприятия  является многоплановым,  то оно проявляется в следующих  вариантах сочетания цены, себестоимости  и объемов продаж продукции.

1. Общий объем прибыли  может увеличиваться за счет  расширения рынка сбыта и объема  продаж при улучшении качества продукции.

2. Общий объем прибыли  может увеличиваться за счет  роста цен вследствие улучшения  качества продукции.

3. Повышение качества  продукции может сопровождаться  увеличением объема продаж и  повышения цен.

4. Объем прибыли при  стабильном объеме продаж может  увеличиваться при снижении себестоимости  продукции, полученной за счет  уменьшения затрат, связанных   с повышением качества продукции.

Экономическая эффективность  от улучшения качества продукции  может быть достигнута за счет:

    • снижения брака;
    • увеличения объемов продаж;
    • снижения текущих и единовременных затрат.

Информация о работе Экономика организации