Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:38, курсовая работа
Совершенствование процесса производства молока является на сегодняшний день одной из важнейших задач для сельского хозяйства.
Объектом исследования является молочное скотоводство КУПП «Маньковичи» Столинского района, Брестской области.
Предметом исследования является эффективность производства молока в КУПП «Маньковичи».
Введение……………………………………..........................................................3
Организационно-экономическая характеристика хозяйства…………………5
Раздел 1. Организация производства молока
1.1. Народнохозяйственное значение производства молока и для конкретного хозяйства…………………………………………………………………………12
1.2. Способы содержания коров и организация основных рабочих процессов в молочном скотоводстве……………………………………………………….15
1.3. Организация труда и его оплаты при производстве молока……………..19
Раздел 2. Экономическая оценка эффективности производства молока и пути ее повышения.
2.1. Оценка эффективности производства молока на предприятии………….21
2.2. Пути повышения экономической эффективности производства молока на предприятии……………………………………………………………………...25
Выводы и предложения ……………………………………………………….28 Литература………………………………………………………………………29
На основании
структуры выручки товарной продукции
можно сделать следующий вывод:
хозяйство имеет в своей
Таблица 4
Производственно-экономические показатели работы хозяйства
| |||||
Показатели | Ед. изм. | Годы | 2008г в % к 2007г | ||
2006 | 2007 | 2008 | |||
1.
Валовая продукция с/х в |
млн. руб. | 3279 | 4038 | 4964 | 122,9 |
в том числе растениеводства | млн. руб. | 1421 | 1671 | 2077 | 124,3 |
животноводства | млн. руб. | 1858 | 2367 | 2887 | 122,0 |
2. Товарная продукция | млн. руб. | 8864 | 10665 | 14598 | 136,9 |
3. Валовой доход | млн. руб. | 3238 | 3568 | 6584 | 184,6 |
4. Балансовая прибыль | млн. руб. | 1089 | 771 | 3226 | 431,4 |
5.
Среднегодовая численность |
чел. | 349 | 334 | 305 | 91,3 |
занятых в с/х производстве | |||||
6. Среднегодовая стоимость ОПФ | млн. руб. | 23570 | 35323 | 39377 | 111,5 |
7. Получено на 100 га с/х угодий: | |||||
а) валовой продукции | млн. руб. | 74,10 | 91,25 | 112,18 | 123 |
б) товарной продукции | млн. руб. | 200,32 | 241,02 | 329,90 | 136,9 |
в) валового дохода | млн. руб. | 73,18 | 80,63 | 148,81 | 184,6 |
г) балансовой прибыли | млн. руб. | 24,61 | 17,42 | 75,16 | 431,5 |
8. Произведено валовой продукции на одного | |||||
среднегодового работника в том | тыс. руб. | 9395 | 12,090 | 16275 | 134,6 |
числе
в растениеводстве |
тыс. руб. | 9414 | 12109 | 16227 | 134,0 |
в животноводстве | тыс. руб. | 9384 | 12077 | 16311 | 135,1 |
9. Произведено валовой продукции на один 1чел./час | 0,004 | 0,007 | 0,008 | 114,3 | |
человеко-час в том числе | руб. | ||||
в растениеводстве | руб. | 0,005 | 0,009 | 0,008 | 88,9 |
в животноводстве | руб. | 0,004 | 0,005 | 0,008 | 160 |
10. Фондоотдача | руб. | 13,91 | 11,43 | 12,61 | 110,3 |
11. Урожайность с/х культур: | |||||
а) зерновые | ц/га | 32,7 | 26 | 20,8 | 80 |
б) картофель | ц/га | — | — | — | — |
в) сахарная свекла | ц/га | — | — | — | — |
г) кормовые корнеплоды | ц/га | — | — | — | — |
12. Продуктивность с/х животных: | |||||
а) среднегодовой надой молока от 1 коровы | кг | 3381 | 3935 | 4161 | 105,7 |
б) среднесуточный прирост КРС | г | 531 | 564 | 640 | 113,5 |
13. Уровень рентабельности | % | 6,92 | 2,99 | 16,62 | 555,9 |
14. Норма прибыли | % | 3,59 | 1,70 | 6,38 | 375,3 |
Анализируя данные таблицы видно, что валовая продукция увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 на 22.9 %, в том числе по растениеводству на 24.3 %, по животноводству на 22.0 %, что связано с ростом цен в сельском хозяйстве и повышению уровня инфляции, тоже самое можно сказать о товарной продукции и валовом доходе, рост которых составил 36,9% и 84.6 % соответственно.
Также
возросла балансовая прибыль на 331,4%.
Среднегодовая численность
Раздел 1.
Организация производства молока.
1.1.Народнохозяйственное значение производства молока.
Перерабатывающие
предприятия молочной промышленности
являются одним из важнейших элементов
структуры аграрно-
Огромная роль этих предприятий определяется высокой ценностью их конечной продукции в структуре питания населения республики. Научно обоснованная норма потребления молока и молокопродуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока - 120 кг; обезжиренного - 6,8; творога - 8; сыра - 6,6; сметаны - 5,8; сливочного масла - 6 кг. С учетом сложностей экологической ситуации в республике после Чернобыльской аварии норма потребления составляет 403 кг на душу населения в год.(2).
Молочное скотоводство дает свыше 25 % валовой продукции сельского хозяйства Беларуси. В структуре товарной продукции животноводства сельхозкооперативов и госхозов Беларуси на долю молочного скотоводства приходится свыше 15 % . В этой отрасли сконцентрировано 20 % основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения и 1/3 фондов животноводства, соответственно 33 и 50 % трудовых ресурсов. Дойное стадо потребляет около 36 % всех кормов, расходуемых в животноводстве, в том числе 24 % — концентрированных.
В общем поголовье условного крупного рогатого скота по сельхозорганизациям Республики Беларусь коровы и нетели занимают 34 %. В целом молочно-продуктовый подкомплекс производит 27 % конечной продукции АПК. В общем валовом надое молока на внутрихозяйственные нужды используется 15 %. Основная его часть направляется на промышленную переработку, включая заводскую пастеризацию и разлив для продажи.
Наряду с обеспечением населения республики молочной продукцией молочно-продуктовый подкомплекс Беларуси является основным поставщиком молодняка для доращивания и откорма крупного рогатого скота. Молочное скотоводство поставляет для растениеводческих отраслей ценное органическое удобрение — навоз. Свиноводство использует молоко для поросят раннего возраста.
Молочный подкомплекс имеет значительный удельный вес в АПК. Он включает в себя: молочное скотоводство; кормопроизводство; молочную и маслосыродельную промышленность; производственную инфраструктуру; реализацию молока и молочных продуктов; социальную инфраструктуру.
Молочный подкомплекс — достаточно сложная организационно-экономическая система взаимосвязанных производств и подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, торговли и обслуживающих отраслей, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт — молоко и молочные продукты. В него входят сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, молочные заводы, мини-заводы (подсобные производства) сельскохозяйственных организаций, организации розничной торговли и общественного питания, зарождающиеся частные фирмы.
Основным ядром молочного подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и обмена конечной продукции, является животноводческая отрасль. Все существующие структурные формирования — многоотраслевые, производящие как животноводческую, так и растениеводческую продукцию. В ближайшей перспективе, даже при достижении стабилизации в экономике, ожидать широкого развития узкой специализации в молочном скотоводстве неправомерно по причине недостаточного развития материально-технической базы отрасли. Существующие и новые формы хозяйствования в молочном скотоводстве будут функционировать в основном на старых производственных фондах, созданных в прошлые годы в сельхозорганизациях в виде крупных объектов.
Основными производителями и поставщиками молока на потребительский рынок в ближайшее время и в будущем в республике останутся высокотоварные фермы сельхозпредприятий. На их долю приходится 60 % общего объема производства молока, на личные подсобные (ЛПХ) и фермерские хозяйства — 40 %.
По мере становления рыночных отношений и реформирования хозяйств высокотоварные молочные фермы хозяйств смогут преобразоваться в самостоятельные структуры рыночного типа, которые затем могут реорганизовываться в производственно-сбытовые объединения, акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества, ассоциации и т.п. Развитие фермерства по причине его маломощности существенных коррективов в эти процессы не внесет.
Республика Беларусь обладает экспортным потенциалом животноводческих продуктов.
Главными импортерами молока и молочной продукции являются Туркменистан, Россия, Узбекистан и Азербайджан (доля каждого из государств составляет от 15 до 20 % в общем объеме импорта).
Выход
на мировой рынок требует
Данные
по производству молока
и среднему удою по
Республике Беларусь
в целом и по
районам за 2008 – 2009
года. (5).
№ п/п |
Район | Средний удой молока от коровы, кг | Производство
молока,
тыс.т. | ||
2009 г. | +,- к 2008г. | 2009г. | В % к 200г. | ||
1.
2. 3. 4. 5. 6. |
Минская
Гродненская Могилевская Брестская Гомельская Витебская |
5105
5055 4839 4785 4212 4149 |
235
316 205 274 440 135 |
1433,2
866,3 686,7 1065,9 765,3 753,0 |
105,8
107,7 107,6 110,3 112,3 108,2 |
По Республике Беларусь. | 4721 | 266 | 5570 | 108,4 |
Формирование и функционирование рынка молока
Переход республики к рыночным отношениям обусловливает необходимость формирования на базе существующего молочного подкомплекса реально функционирующего рынка молока, ориентированного на удовлетворение потребностей населения в молочной продукции и действующего на основе экономических законов.
Рынок молока представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами молочного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок молока, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение, потребление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процессом производства и при определении государством основных моментов и направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию.
С позиций
соотношения спроса и предложения
рынок молока и молочных продуктов
можно рассматривать в целом,
а также в макро и
Соотношение спроса и предложения по товарным группам (сыр, кисломолочная продукция) соответствует макроструктуре рынка.
Микроструктура рынка отражает экономические интересы непосредственных потребителей и производителей на уровне предприятий, сельскохозяйственных фермерских хозяйств, предприятий маслосыродельной и молочной промышленности, отдельных производителей и их групп.
Ситуация, сложившаяся на рынке молока и молочных продуктов, характеризуется следующим:
- неразвитостью рыночной инфраструктуры;
- формированием
заказов на молочные продукты,
которое находится под
- директивным
закреплением сырьевых зон,
- закупочной ценой на молоко, продаваемое сельскохозяйственными организациями молочным заводам, устанавливаемой облисполкомами;
- установлением
предельного норматива