Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:42, реферат
Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Трудовая адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление адаптацией.
Введение стр.3
1. Теоретические основы управления трудовой адаптацией стр.4
1.1 Понятие и виды трудовой адаптации стр.4
1.2 Факторы и показатели трудовой адаптации стр.6
1.3 Этапы трудовой адаптации стр.9
2. Управление трудовой адаптацией стр.10
2.1 Методы управления адаптацией персонала стр.10
2.2 Зарубежный опыт управления трудовой адаптацией стр.13
2.3 Отечественный опыт управления трудовой адаптацией стр.15
3. Анализ системы управления трудовой адаптацией
и способы совершенствования стр.16
3.1 Анализ системы управления трудовой адаптацией стр.16
3.2 Пути совершенствования системы управления трудовой адаптации стр.17
Заключение стр.19
Список литературы
К производственным факторам трудовой адаптации относят:
1. Содержание трудовой
2. Условия труда и правила внутреннего распорядка, организация труда, руководство;
3. Возможности повышения
4. Виды и способы передвижения
на работу, продолжительность
5. Заработная плата;
6. Психологический климат в
Для достижения своих целей организация может влиять на процесс адаптации. Регулирование адаптации предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации новых работников. Существует ряд факторов, на которые организация не может влиять. Это такие личностные факторы, как пол, возраст, семейное положение, планы на будущее, нормы и ценности молодого работника.
Рассмотрим подробнее несколько основных производственных факторов, действие которых во многом управляемо.
1. Содержание трудовой
2. Условия труда – это сложное
объективное общественное
Улучшение условий труда и внедрение мероприятий по обеспечению его безопасности приводит к сокращению профессиональной, производственно - обусловленной заболеваемости и производственного травматизма, увеличивает эффективный фонд рабочего времени, приводя тем самым к существенному экономическому эффекту.
3. Заработная плата. Заработная
плата - один из способов
Руководитель может выразить удовлетворенность или неудовлетворенность трудом своих работников, формы их выражения - поощрения и наказания.
К системе поощрений необходимо добавить ряд льгот, являющихся составной частью любой постоянной работы, а именно: оплаченные отпуска, страхование жизни и здоровья, оплату больничных, пенсионное обеспечение. Кроме того, организации используют и такие косвенные вознаграждения, как оплата детских учреждений и части строящегося жилья, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей сотрудников в высших учебных заведениях, предоставление оплаченных юридических услуг, программы физического оздоровления, коллективные гаражи и т.д. При этом необходимо учитывать индивидуальные запросы людей в зависимости от их возраста, семейного положения, размера семьи и другие. Молодых работников чаще всего интересует немедленное получение денег, людей с большими семьями - размер льготного медицинского обслуживания и страхование жизни.
4. Психологический климат в
5. Повышение квалификации
Работники общих категорий изучают функциональные дисциплины и основы человеческих отношений. Подготовка ведется на рабочем месте и вне него и, кроме того, предполагается самоподготовка. Самоподготовка и саморазвитие - важный аспект обучения работников.
Адаптация и ее сроки в значительной степени зависят от организации системы профессионально - квалификационного продвижения рабочих на предприятии. Часто на монотонные, малосодержательные, а потому и малопривлекательные работы принимают молодежь. Адаптация их на производстве определяется перспективами их роста, возможностями перехода на все более сложные виды труда в соответствии с образованием, отношением к труду.
Итак, конкретизация подхода к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий производственной среды, разработка соответствующих мероприятий для облегчения ее прохождения составляют основу процесса управления адаптацией, предполагающего и определенную технологию. Успешность адаптации зависит и от отработанности организационного механизма управления процессом адаптации.
На практике различные стороны производственной ситуации (факторы адаптации) традиционно рассматривают уровень удовлетворенности работника как меру его адаптированности к предприятию, считая, что чем выше степень насыщения потребностей и притязаний адаптанта, тем выше уровень его адаптации к микросреде. Количественно можно измерить глубину адаптированности работника, используя шкалу удовлетворенности факторами производственной ситуации.
Показатели трудовой адаптации
Выделяют объективные и субъективные показатели.
Объективные показатели - характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах.
1. Соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места.
2. Степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе.
3. Степень утомляемости, уровень нервной перегрузки.
Субъективные показатели - характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями.
1. Собственная оценка работником своего отношения к профессии и квалификации.
2. Оценка работником отношений с коллективом сотрудников, с руководством.
3. Оценка самочувствия, условий и тяжести труда.
4. Оценка понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Как правило, новичок сталкивается с большим количеством трудностей: отсутствие информации о порядке работы, особенностях коллег и т.д. Поэтому специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы.
1.3 Этапы трудовой адаптации
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:
1 этап. Оценка уровня
2 этап. Ориентация - практическое знакомство
нового работника со своими
обязанностями и требованиями, которые
к нему предъявляются со
3 этап. Действенная адаптация. Этот
этап состоит в собственно
приспособлении новичка к
4 этап. Функционирование. Этим этапом
завершается процесс адаптации,
он характеризуется
Смена этапов вызывает трудности, называемые «адаптационные кризисы», поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
2. Управление трудовой адаптацией
2.1 Методы управления адаптацией персонала
Управление адаптацией – это процесс активного воздействия на факторы, определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды.
К сожалению, ни один метод управления адаптацией не может выступать в качестве универсального инструмента. Использование тех или иных методов напрямую зависит от ситуации (от того, переводится ли сотрудник с одной должности на другую внутри компании, на какую должность, кто является инициатором поиска нового работника, каков уровень должности и т. д.). Учитывая этот факт и то, что, как правило, в адаптации заинтересованы именно собственники бизнеса, подход к организации успешной адаптации должен быть комплексным, т. е. опираться на совокупность методов и мер, направленных на адаптацию новичка. Под методом мы будем понимать набор средств, позволяющий гарантированно получать заданный результат в установленные сроки. Для начала рассмотрим, что такое успешная адаптация и по каким направлениям она ведется.
В публикациях, посвященных вопросу адаптации персонала, принято группировать методы адаптации в соответствии с их направленностью на ту или иную сторону объекта воздействия. Так, выделяют следующие направления адаптации.
1. Социально-психологическое направление адаптации подразумевает освоение моделей межличностного общения и вхождения в коллектив.
2. Организационное, или рабочее, направление адаптации предполагает освоение моделей делового взаимодействия, общих правил коммуникации с коллегами, руководством и оформления технических документов (например, заявок на канцтовары).
Информация о работе Элементы адаптации человека на предприятии