Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:01, реферат
В экономике в условиях жесткой конкуренции предприятия находятся практически в состоянии постоянной «войны», где «противниками» являются многочисленные конкуренты, которые так и ждут удобного момента, чтоб нанести «сокрушительный удар». Выигрывает в процессе конкурентной борьбы, как и на войне, тот, чья стратегия ведения действий окажется более продуманной и обоснованной. Перефразировав определение военной стратегии применительно к экономике, можно сказать, что стратегия — это высшая область искусства управления предприятием, охватывающая теорию и практику поведения на рынке.
Введение ………………………………..…………………………………..1
1. Сущность и функции стратегического планирования ………………..2
1.1 Сущность стратегического планирования …………………………...2
1.2 Функции стратегического планирования …………………………….7
2. Этапы стратегического планирования ……………………………….10
2.1. Определение миссии и целей организации …………...……………10
2.2. Стратегический анализ …………...…………………………………11
2.3. Выбор стратегии в соответствии с результатами стратегического анализа …………………………………………………………………………...17
2.4. Выполнение, оценка и контроль стратегии ……….……………….18
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы ……………………………………23
Содержание
Введение ………………………………..…………………
1. Сущность и функции
стратегического планирования …
1.1 Сущность стратегического планирования …………………………...2
1.2 Функции стратегического планирования …………………………….7
2. Этапы стратегического планирования ……………………………….10
2.1. Определение миссии и целей организации …………...……………10
2.2. Стратегический анализ …………...…………………………………11
2.3. Выбор стратегии в соответствии
с результатами стратегического анализа
…………………………………………………………………………..
2.4. Выполнение, оценка и контроль стратегии ……….……………….18
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………23
Введение
Эффективная деятельность любого
хозяйствующего субъекта, коммерческих
и некоммерческих организаций, государства
и всех его структур невозможна без
разработки стратегических планов, а
на уровне государства и его субъектов
- без концепции социально-
В экономике в условиях
жесткой конкуренции
Основная задача планирования в условиях рыночной экономики может быть сформулирована так: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке.
1. Сущность, этапы и функции стратегического планирования
1.1. Сущность стратегического планирования
В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.
Планирование — процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий.
Цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.
Главной целью планирования как функции управления является обоснование и разработка способов достижения поставленных целей организации и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития системы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Планирование отвечает на следующие вопросы:
Стратегия представляет собой
детальный всесторонний комплексный
план, она предполагает разработку
обоснованных мер и планов достижения
намеченных целей, в которых должны
быть учтены научно-технический потенциал
фирмы и ее производственно-сбытовые
нужды. Стратегический план должен обосновываться
обширными исследованиями и фактическими
данными. Поэтому необходимо постоянно
заниматься сбором и анализом огромного
количества информации об отраслях народного
хозяйства, рынке, конкуренции и
т.п. Кроме того, стратегический план
придает организации
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития РФ с учетом задач обеспечения национальной безопасности»
Стратегическое планирование - это проектирование будущего состояния фирмы с учетом изменений во внешней среде.
Стратегическое планирование занимается процессом создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы и ее возможностями, что предполагает набор действий и решений по разработке и реализации стратегий и алгоритмы действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.
В процесс формулировки стратегии по этапам разъясняются роли каждого члена организации (каждого ее подразделения).
Стратегическое планирование ставит целью комплексное научное исследование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработку показателей развития фирмы на плановый период.
Характерные
черты стратегического
Стратегическое планирование является исходной точкой для всех видов планов, т.к. оно определяет необходимое количество ресурсов для их осуществления. Основной вопрос, который решается с его помощью, — это чего хочет добиться организация, преследуя перспективные, концептуальные, глобальные цели развития. Как правило, его разработкой занимаются работники высшего звена. В отличие от других видов планирования, оно не отличается подробностью: горизонт планирования составляет от 3 до 5 лет. При разработке стратегического планирования идут от будущего к настоящему.
Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:
1. Выбор миссии и формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
2. Разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).
Задачи стратегического планирования:
Стратегическое планирование наделяет множеством преимуществ компании, которые его применяют. Во-первых, оно дает чисто финансовую выгоду, а, во-вторых, повышает престиж и имидж компании.
Стратегическое планирование состоит из двух органичных процессов: первый представляет собой процесс выбора стратегии, второй — процесс реализации данной стратегии, объединения и координации деятельности разрозненных подразделений предприятия в единое целое, без чего невозможно достижение стратегических целей.
Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей - государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей. Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.
Наряду с финансовыми преимуществами стратегическое планирование обеспечивает нематериальную выгоду и здесь следует назвать пять основных направлений:
1. Способствует предупреждению конфликтов в коллективе.
2. Решение, принятое группой, имеет больше шансов на выживание, поскольку учитывает ряд альтернатив. Поиск приемлемых вариантов и конечный выбор стратегии является фактически самым оптимальным, поскольку учитывает экспертные оценки специалистов, принимавших непосредственное участие в выработке данной стратегии.
3. Мотивация служащих
возрастает в связи с их
привлечением к разработке
4. Проблемы и несоответствия
в координации действий между
отдельными индивидуумами и
5. Сокращается противодействие вносимым изменениям. Одна из самых важных задач стратегического планирования заключается в сокращении неуверенности в последствиях принятия тех или иных решений.
1.2. Функции стратегического планирования
Динамичный спрос
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятые руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Есть четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся:
Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
Организационное стратегическое предвидение. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.
Роль руководителя высшего
звена заключается в большем,
чем простое инициирование
Также можно выделить следующие функции:
1. Задает направления
для деятельности организации
и позволяет ей лучше понимать
структуру маркетинговых