Этапы стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

В экономике в условиях жесткой конкуренции предприятия находятся практически в состоянии постоянной «войны», где «противниками» являются многочисленные конкуренты, которые так и ждут удобного момента, чтоб нанести «сокрушительный удар». Выигрывает в процессе конкурентной борьбы, как и на войне, тот, чья стратегия ведения действий окажется более продуманной и обоснованной. Перефразировав определение военной стратегии применительно к экономике, можно сказать, что стратегия — это высшая область искусства управления предприятием, охватывающая теорию и практику поведения на рынке.

Содержание работы

Введение ………………………………..…………………………………..1
1. Сущность и функции стратегического планирования ………………..2
1.1 Сущность стратегического планирования …………………………...2
1.2 Функции стратегического планирования …………………………….7
2. Этапы стратегического планирования ……………………………….10
2.1. Определение миссии и целей организации …………...……………10
2.2. Стратегический анализ …………...…………………………………11
2.3. Выбор стратегии в соответствии с результатами стратегического анализа …………………………………………………………………………...17
2.4. Выполнение, оценка и контроль стратегии ……….……………….18
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы ……………………………………23

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование сущность и содержание основных этапов.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

Формируется стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы:

  • миссия фирмы;
  • предположения о развитии конкуренции и внешней среды;
  • внутренние и внешние ограничения развития;
  • желаемое будущее состояние фирмы;
  • курс действий и программы развития фирмы и подразделений;
  • требуемые ресурсы и их источники;
  • ситуационные планы (сценарии), учитывающие вероятностные изменения окружающей среды;
  • наиболее общие позиции плана, выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль, издержки).

Технологический фактор должен присутствовать при выборе стратегии  для предприятия, которое хозяйствует  в отрасли, где данный фактор имеет  решающее значение, и технологии быстро меняются.

Существует четыре основных типа стратегий:

  1. Стратегии концентрированного роста - стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  2. Стратегии интегрированного роста - стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  3. Стратегии диверсификационного роста - стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  4. Стратегии сокращения - стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

 

2.4 Выполнение, оценка и контроль стратегии

Выполнение  стратегии является критическим процессом, так как именно она в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

  • цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
  • руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
  • в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка  выбранной (реализуемой) стратегии. Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей?

Если стратегия соответствует  целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии  оцениваются, и с помощью системы  обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

 

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

Типы организационных  структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

Чтобы провести изменения  нужно вскрыть, проанализировать и  предсказать то, какое сопротивление  можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это  сопротивление и установить статус-кво  нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества.

Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление  стратегии к реализации целей.

 

 

 

 

 

Заключение

Стратегическое планирование в государственном управлении является эффективным инструментом и основой  менеджмента в осуществлении  социально - хозяйственной деятельности. Современная наука управления предлагает достаточно большое количество различных  типов стратегий и методов  их построения.

Однако стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд  существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет  достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной  информации о возможностях организации  или о внешней ситуации. Таким  образом, планирование помогает создать  единство общей цели внутри организации.

Методы стратегического  развития применяются на всех этапах от постановки цели, выбора стратегии  ее достижения, в процессе реализации и до завершения проекта.

Стратегическое планирование включает в себя постановку общих  целей, проведение анализа внешней  среды, анализ ресурсов, выработку и  оценку альтернативных стратегий, и  выбор одной из них, внедрение  выработанной стратегии и экспертный стратегический контроль.

Процесс стратегического планирования включает основные виды управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение. Стратегическое планирование может быть задействовано в любых отраслях человеческой деятельности, с успехом использоваться в сфере управления, в том числе в государственном секторе.

Стратегическое планирование как процесс формулирования стратегии  подходит для любой организации. Однако могут быть незначительные различия в процессе стратегического планирования, зависящие от размеров организации, а также от того, является ли организация  коммерческой или некоммерческой.

Стратегическое планирование может быть задействовано в любых  отраслях человеческого знания. Планировать  стратегически значит научиться  думать, решать и управлять стратегически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Р.И. Акмаева. - В. Луки: Финансы и статистика, 2007.
  2. Вересин, В.Р. Стратегическое управление: Учеб. Пособие / В.Р. Вересин, В.В. Кафидов. - СПб: Питер, 2009.
  3. Теория управления:  Под общ. ред. А.Л. Гафоненко, А.П. Панкрусина. - М: Изд. РАРФ, 2007.
  4. Рой, О.М. Теория управления: Учебное пособие / О. М. Рой. - СПб: Питер, 2008.
  5. Фатхудинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Р. А. Фатхутдинов. - М.: Дело, 2008.
  6. Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика / В.Д. Шкардун. - М.: Дело, 2007.

 


Информация о работе Этапы стратегического планирования