Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:23, реферат
Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Цель работы – анализ кадровой политики в организации, понятие целей и задач кадровой политики.
Введение
1. Сущность, основы и функции кадровой политики.
2. Кадровая политика
2.1. Типы кадровой политики.
2.2. Формирование кадровой политики.
2.3. Оценка кадров
3. Заключение
Министерство образования РФ
Костромской Государственный Технологический Университет
Реферат
по дисциплине : «Экономика и управление предприятием»
на тему : «Кадровая политика предприятия»
Проверил: Полева И.В.
Кострома 2014
Содержание
Введение
Введение
Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда.
Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Цель работы – анализ кадровой политики в организации, понятие целей и задач кадровой политики.
1. Сущность, основы и функции кадровой политики.
Кадры — одна из центральных проблем, без решения которой немыслим успех любого масштабного преобразования в социально-экономической жизни. Чем более долговременную перспективу охватывает задуманное преобразование, тем более сложен и динамичен сам его процесс, тем большее значение имеет продуманная кадровая стратегия.
За годы демократического строительства в стране создан значительный кадровый потенциал. Но вопрос о качестве подбора кадров, уровне постановки кадровой политики как в масштабе страны, так и в рамках отдельно взятых предприятий не только не утратил своей актуальности, а, наоборот, обострился.
Одна из серьезных проблем кадровой политики — системный подход. Однако некоторые руководители зачастую сводят ее лишь к подбору, расстановке и воспитанию кадров.
Не подвергая сомнению важности этого участка кадровой политики, отметим, что он важен не сам по себе, а в организационной системе. Управлять — это значит не плестись в хвосте событий, лишь констатируя их наступление и беспомощно разводя руками, а заблаговременно прогнозировать эти события и активно влиять на их ход.
Перед управлением все острее стоит задача предвидеть изменения, которые происходят во внешнем окружении предприятия и внутри него (техника и технология, демографические сдвиги и обновление состава работающих, мышление и поведение людей и т. д.). Такое предвидение в сочетании с задачами текущего управления делает необходимым формирование долгосрочной (на 5—15 лет вперед) кадровой политики.
Предпосылки формирования кадровой политики предприятия тесно связаны с существующей общегосударственной, региональной и отраслевой социально-экономической и кадровой политикой предприятия. В соответствии с Законом о государственном предприятии оно несет всю полноту ответственности за соблюдение интересов государства и прав граждан. Предприятие формирует стабильный трудовой коллектив, способный в условиях полного хозяйственного расчета, самофинансирования, на началах самоуправления достигать высоких конечных результатов. Оно обеспечивает соответствие кадров возрастающим требованиям современного производства, развивает у работников деловитость и ответственность за решение задач предприятия, воспитывает кадры на лучших трудовых традициях, в духе гордости за свой коллектив и повышает их заинтересованность в наивысшей производительности труда; добивается, чтобы каждый работник дорожил своим рабочим местом.
С учетом внешних стратегических факторов развития осуществляется анализ перспектив внутреннего развития предприятия. На основе такого анализа определяются наиболее существенные характеристики кадров предприятия в том или ином временном горизонте. Немаловажным элементом кадровой политики является формирование принципиального механизма ее выработки и осуществления, который был бы одновременно рациональным, демократичным, сочетал интересы личности, коллектива и общества.
Долговременная кадровая политика служит основой управления на всех других участках кадровой политики. Она может быть оформлена в виде определенного документа (брошюра, плакат, стенд и др.) и распространена по подразделениям предприятия, с тем, чтобы практическая кадровая политика на местах строилась в соответствии с этим документом. Распространение этой брошюры или рассказ о ней по заводскому радио — важное условие начала практической реализации кадровой политики. Но ее успех зависит и от того, насколько основные идеи, заложенные в кадровую политику, войдут в мышление и повседневное поведение людей и социальных групп, составляющих коллектив. Отсюда чрезвычайно важна роль социально-управленческих коммуникаций, основанных на диалоге руководителя с подчиненными, общественными организациями.
Главный вывод состоит в том, что мы обязаны серьезно обновить кадровую политику, освободить ее от искривлений и упущений, сделать по-настоящему современной, более активной и целеустремленной, неразрывно связанной с ключевыми направлениями борьбы за ускорение социально-экономического развития.
Подготовка и повышение квалификации
кадров. Роль этого элемента системы
кадровой политики заключается в обеспечении
к нужному периоду времени требуемого
уровня образования, квалификации, морально-психологических
характеристик работников. Так, например,
чтобы сократить разрыв во времени между
возникновением на предприятии потребностей
в работниках определенной профессионально-
Основой для организации
подготовки и повышения квалификации
служат профессионально-
Такие професснонально-
Работа с кадровым резервом. В рассматриваемой системе этот участок в силу его специфики и важности выделен в самостоятельный блок. Здесь можно выделить два ключевых момента.
Во-первых, обеспеченность
высококвалифицированными кадрами должна
базироваться на стратегически организованной
работе с кадровым резервом, с тем, чтобы
пополнение, формирование и развитие его
отвечало долговременным целям предприятия.
Во-вторых, наличие кадрового резерва,
продуманный подход в работе с ним, всемерное
развитие демократизации и гласности
создают справедливые предпосылки для
творческого, профессионально-
Текущая кадровая работа. Как и любой управленческий процесс, она складывается из относительно самостоятельных функций управления: планирования, организации, принятия решений, мотивации и лидерства.
Эти функции отражают процесс управления в обобщенно-содержательном виде. Но практически любое управленческое действие, хотя и имеет определенную целевую направленность, всегда влечет за собой какие-то побочные последствия, положительные или отрицательные, с точки зрения участников управленческого процесса. Особенность текущей кадровой политики требует учета не только формальной стороны принимаемых решений и действий руководителя (прямое влияние на подчиненных), но и побочного эффекта. Зачастую точно рассчитанное косвенное влияние решений и действий руководителя на подчиненных значит больше, чем сами по себе действия по их формальной сути.
Совершенствование кадровой политики. Этот блок состоит из трех взаимосвязанных между собой элементов: исследование и анализ кадров, непрерывность обучения кадров и практическая рационализация. Кадры и работа с ними должны систематически исследоваться - это даст возможность осуществлять диагностику состояния и определять перспективы развития. Эти исследования должны лежать в основе построения процесса непрерывного обучения кадров. Наконец, практическая рационализация кадровой политики по всем перечисленным блокам должна опираться на данные систематических исследований и непрерывное обучение кадров.
Кадровые вопросы, пишут социологи И. Ф. Соколова и М. А. Микульский, долгое время были зоной, закрытой не только для широкого общественного контроля, но и для науки.
Установление в новых условиях тесной зависимости служебного положения и перспектив роста, а также размера получаемого вознаграждения от реального трудового вклада и уровня квалификации руководителей — важный принцип формирования нового кадрового механизма.
Два основания
для группировки кадровой политики.
Анализ существующей
в конкретных организациях кадровой политики позволяет выделить,
как минимум, два основания для их группировки. Первое основание связано
с уровнем осознанности тех правил и норм,
которые лежат в основе кадровых мероприятий.
По данному основанию можно выделить следующие
типы кадровой политики:
· пассивная;
· реактивная;
· превентивная;
· активная.
Вторым основанием для дифференциации
кадровых политики могут быть степень
открытости организации по отношению
квнешней среде при формировании кадрового
состава, ее принципиальная ориентация
на внутренние или внешние источники комплектования.
По этому основанию традиционно выделяют
два типа кадровой политики — открытую и закрытую.
Рассмотрим подробнее каждый
Пассивная
и реактивная кадровая политика.
Само словосочетание «пассивная
политика» на первый взгляд представляется
алогичным. Однако нередко встречаются
ситуации, при которых руководство организации
не имеет выраженной программы действий в отношении собственного персо
При реактивной
кадровой политике руководство предприятия
осуществляет контроль за симптомами
негативного состояния в работе с персоналом,
предпринимает попытки проанализировать
их причины и следит за возникновением
конфликтных ситуаций. Предметом специального
внимания руководства становятся мониторинг
квалифицированной рабочей силы и мотивация
персонала к высокопродуктивному труду.
Кроме того, на предприятиях предпринимаются
определенные меры по локализации кризисных
явлений, осуществляются действия, направленные
на понимание причин, которые привели
к возникновению кадровых проблем. Кадровые
службы таких предприятий, как правило,
располагают средствами диагностики существующей
ситуации и оказания адекватной экстренной
помощи. Вместе с тем, несмотря на то, что
в программах развития предприятия кадровые
проблемы выделяются и рассматриваются
специально, основные трудности при использовании
реактивной кадровой политики возникают
перед организацией при среднесрочном
прогнозировании.
Превентивная
и активная кадровая политика.
Вподлинном смысле
слова о превентивной
кадровой политике можно говорить лишь
тогда,когда руководство фирмы (предприятия)
имеет обоснованные прогнозы развития
ситуации. При этом организация, характеризующаяся
наличием превентивной кадровой политики,
не имеет средств, для влияния на маличную
ситуацию. Работники кадровой службы подобных
предприятий располагают как средствами
диагностики персонала, так и методикой
прогнозирования кадровой ситуации на
среднесрочный период. Программа развития
организации основывается на краткосрочном
и среднесрочном прогнозах потребности
в кадрах, как в качественном, так и в количественном
отношениях. В ней также обычно представлены
задачи по развитию персонала. Основная
проблема таких организаций — разработка
целевых кадровых программ.
Если руководство имеет
не только прогноз, но и средства воздействия
на ситуацию, а кадровая служба способна
разработать целевые кадровые программы,
а также осуществлять регулярный мониторинг
ситуации и корректировать исполнение
программ в соответствии с параметрами
внешней и внутренней среды, то можно говорить
о наличии в данной организации активной кадровой
политики.
С точки зрения механизмов,
которые используются руководством
организации, можно выделить два вида
активной кадровой политики — рациональную
и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике
руководство предприятия имеет как качественный
диагноз, так и обоснованный прогноз развития
ситуации и располагает средствами для
влияния на нее. Кадровая служба предприятия
располагает не только средствами диагностики
персонала, но и методами прогнозирования
кадровой ситуации на среднесрочный и
долгосрочный периоды. В программах развития
организации содержатся краткосрочный,
среднесрочный и долгосрочный прогнозы
потребности в кадрах (качественной и
количественной). Кроме того, составной
частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
Рациональная кадровая
политика предполагает:
1) возможность реализации
внутри организации мобильной стратегии
управления персоналом с учетом осуществления
нескольких проектов или направлений
деятельности.
2) гибкие формы включения
специалистов для решения тех задач, характерных
для определенной стадии реализации проекта,
которые именно эти специалисты могут
решать максимально эффективно.
Такой подход предполагает
постоянную смену состава исполнителей,
которая зависит от перехода организации
с одной стадии развития на другую, и позволяет
выстраивать долгосрочные траектории
карьеры для сотрудников.
При авантюристической кадровой политике
руководство предприятия не имеет качественного
диагноза, обоснованного прогноза развития
ситуации, но стремится влиять на нее.
Кадровая служба предприятия, как правило,
не располагает средствами прогнозирования
кадровой ситуации и диагностики персонала,
однако в программу развития предприятия
включены планы кадровой работы, зачастую
ориентированные на достижение целей,
важных для развития предприятия, но не
проанализированных с точки зрения изменения
ситуации. План работы с персоналом в таком
случае строится на достаточно эмоциональном,
мало аргументированном, хотя и верном
представлении о целях работы с персоналом.
Проблемы при реализации подобной кадровой
политики могут возникнуть в том случае,
если усилится влияние факторов, которые
ранее не включались в рассмотрение, что
приведет к резкому изменению ситуации,
например, при существенном изменении
рынка, появлении нового товара, который
может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия.
Открытая
и закрытая кадровая политика.
Открытая кадровая
политика, характеризуется тем, что организация
прозрачна для потенциальных сотрудников
на любом структурном уровне. Новый сотрудник
может начать работать как с самой низовой
должности, так и с должности на уровне
высшего руководства. В предельном случае
такая организация готова принять па работу
любого специалиста, если он обладает
соответствующей квалификацией, без учета
опыта работы в этой или родственных ей
организациях. Такой тип кадровой политики
характерен для современных телекоммуникационных
компаний или автомобильных концернов,
которые готовы «покупать» людей на любые
должностные уровни независимо от того,
работали ли они ранее в подобных организациях.
Кадровая политика открытого типа может
быть адекватна для новых организаций,
ведущих агрессивную политику завоевания
рынка, ориентированных на быстрый рост
и стремительный выход на передовые позиции
к своей отрасли.
Закрытая
кадровая политика характеризуется тем,
что организация ориентируется на включение
в свой состав нового персонала только
с низшего должностного уровня, а замещение
вакансий высших должностных позиций
происходит только из числа сотрудников
организации. Кадровая политика закрытого
типа характерна для компаний, ориентированных
на создание определенной корпоративной
атмосферы, формирование особого духа
причастности, а также, возможно, работающих
в условиях дефицита кадровых ресурсов.