Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:07, курсовая работа
ХХI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р. Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".
Введение 3
1 Теоретические аспекты конкуренции в современном хозяйственном механизме 5
1.1 Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике 5
1.2 Основные виды конкуренции и ее функции 10
1.3 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции 15
2 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике 18
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 18
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 22
2.3 Проблема создания конкурентной среды в РФ 23
Заключение 29
Список литературы 31
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты конкуренции в современном хозяйственном механизме 5
1.1 Сущность и особенности
рыночной конкуренции в
1.2 Основные виды конкуренции и ее функции 10
1.3 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции 15
2 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике 18
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 18
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 22
2.3 Проблема создания
Заключение 29
Список литературы 31
Введение
ХХI век в мировом экономическом
развитии без сомнения можно назвать
веком конкуренции. Именно в этом
цикле явление конкуренции
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ - человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.
Динамика экономического
развития мирового сообщества свидетельствует
об основополагающей роли конкуренции
для экономики любой страны. Развитие
экономической сферы нашей
Рассмотрение категории
«конкуренция» представляет интерес
также потому, что само отношение
к содержанию термина «конкуренция»
в отечественной экономике
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также ее место и роль в современном хозяйственном механизме.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты конкуренции в современном хозяйственном механизме;
- Изучить механизм реализации конкуренции в рыночной экономике.
Стоит отметить, что общетеоретические
моменты проблемы хорошо освещены в
систематических курсах по экономической
теории, а сегодняшние российские
реалии - в периодической
1 Теоретические аспекты
конкуренции в современном
1.1 Сущность и особенности
рыночной конкуренции в
Конкуренция (от лат. Соncurrencia - сталкиваться) - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Конкуренция - это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности, это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
- Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
- Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
- Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
- Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Рыночная конкуренция
является одной из важнейших
категорий современной
Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить «функциональные возможности» конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.
В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: «конкуренция», «конкурентная борьба», «конкурентоспособность», «конкурентный рынок». Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий – «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Конкурентность рынка
определяется теми границами, в рамках
которых отдельные фирмы
По масштабам развития конкуренция может быть:
- индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
- местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
- отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
- межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
- национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
- глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется:
- на свободную;
- регулируемую.
По методам ведения рыночная конкуренция делится на:
- ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен). Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
- продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
- продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
- первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
- неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта.
Повышение качества может
осуществляться по двум основным направлениям:
первое - совершенствование технических
характеристик товаров; второе - улучшение
приспособляемости товара к нуждам
потребителей. Неценовая конкуренция
посредством улучшения качества
продукции получила название конкуренции
по продукту. Этот вид конкуренции
основывается на стремлении захватить
часть отраслевого рынка путём
выпуска новых товаров, которые
либо принципиально отличаются от своих
предшественников, либо представляют
модернизированный вариант
Суть конкуренции проявляется и в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
1.2 Основные виды конкуренции и ее функции
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и следовательно суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.
Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами: