Конкуренция в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

ХХI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р. Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты конкуренции в современном хозяйственном механизме 5
1.1 Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике 5
1.2 Основные виды конкуренции и ее функции 10
1.3 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции 15
2 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике 18
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 18
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 22
2.3 Проблема создания конкурентной среды в РФ 23
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Беловой вариант КР.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

В России до настоящего времени  не сформирован полноценный рынок  факторов производства, что характеризуется  неурегулированностью прав собственности  на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и  низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке  капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения  свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация  рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма  со стороны как хозяйствующих  субъектов, так и местных органов  власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая  усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием  необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения  на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку  продукции. Это способствует воспроизводству  базы монополизма.

Воздействие либерализации  внешнеэкономических связей на состояние  конкуренции также оценивается  весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция  теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое  вытеснение с рынка продукции  отечественных производителей, в  первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского  рынка для зарубежных компаний, в  том числе транснациональных, привело  к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции  российских предприятий оказалась  неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки  на многих сегментах рынка (как в  отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители  утратили свои позиции. Зависимость  российской экономики от поставок отдельных  видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо  направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

В целом можно сделать  вывод, что в ходе экономических  реформ в России созданы необходимые  предпосылки для развития конкуренции  на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов  и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в  экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного  управления предприятиями, демонополизации  экономики и развитию конкуренции  в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и  внешнеэкономической деятельности появились определенные условия  для формирования конкурентной среды  на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного  и прямого вмешательства государственных  органов в деятельность хозяйствующих  субъектов.

Вместе с тем состояние  конкурентной среды на различных  региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура  рынка неизбежно приводит к монополистическим  действиям со стороны отдельных  его участников в форме как  индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции  нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести  также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку  они организованы по принципу «один  субъект Российской Федерации - один оператор», а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

 

Заключение

 

Конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки. Преимущества:

- Способствует более эффективному использованью ресурсов;

- Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

- Создаёт условия по оптимальному использованью научно - технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

- Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

-Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

- Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

- Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья;

- Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

- Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

- Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

В целом же, эта форма  экономических отношений несет  меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно  она отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда мы ассоциируем конкуренцию  с развивающейся экономикой, мы часто  забываем, как много изменений  произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой  экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной  стороны, и усиление конкуренции  с другой, связаны с известным  экономическим рывком Германии и  Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня  отрасли экономики Японии, такие  как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями  конкуренции.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня  в состоянии противостоять влиянию  конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить  себе игнорировать объективную необходимость  конкуренции. Они должны постараться  понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономической системе, и в  её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

Анализ конкурентоспособности  России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что  задача повышения конкурентоспособности  страны теперь поставлена на самом  высоком уровне.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория. Учебное пособие. Мн.: Книжный мир, 2008. 320 с.

2. Видяпина В.И., Добрынина А.И. Учебник Экономическая теория. М.: ИНФРА, 2007

3. Игошин Н.В. Экономика.  Учебное пособие. М.: Юнит, 2004. 607 с. 

4. Куликов Л.М. Экономическая  теория. Учебник. М.: ТК «Велби - «Проспект», 2004. 432 с.

5. Красникова Е.В.Экономика переходного периода. М.: Омега-Л, 2008. 296 с.

6. Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. М.: Экономика, 2009. 719 с.

7. Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1

8. Портер. М Международная конкуренция. М.: 2005.

9. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2006.

10. Янова В.В. «Экономика» - Москва, 2007.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция в современной экономике