Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:07, курсовая работа
ХХI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р. Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".
Введение 3
1 Теоретические аспекты конкуренции в современном хозяйственном механизме 5
1.1 Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике 5
1.2 Основные виды конкуренции и ее функции 10
1.3 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции 15
2 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике 18
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 18
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 22
2.3 Проблема создания конкурентной среды в РФ 23
Заключение 29
Список литературы 31
До недавнего времени
в советской экономической
Рыночная конкуренция
в нашей экономике была
Что же всё - таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики?
В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально - экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно - денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентная среда,
как и рыночная экономика в
целом - не стихия и не анархия.
В своей основе она
Конкурентной среде
предшествует становление
Наша экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.
Отличия рыночной монополии
от монополии в условиях
Государственный монополизм
по своему содержанию является
точной копией характерных
Монопольная сущность
экономической системы
В условиях отсутствия
рыночной конкуренции
- становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.
- формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
- зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.
Специалисты полагают,
что этапы становления
Целесообразно различать
условия возникновения
Основными условиями
появления конкуренции
- собственность на средства производства, продукт и доход
- доступ к ресурсам и информации
-множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)
Рыночная конкуренция
- система отношений между
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры - малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве(между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике
Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца - добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете «наказать» это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование - это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает
как контрольная система
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг - заработная плата - в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса - труда.
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
2.3 Проблема создания
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор,
т.е. коммерческие организации, не зависящие
от государства и не входящие в
структуру крупных корпораций, развивался
преимущественно за счет создания новых
малых предприятий в торговле
и услугах, практически не меняя
структуру производственного
На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
В условиях жестко ограниченного
спроса и кризиса сбыта даже доминирующие
на рынке предприятия стали
- организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от органов власти разного рола законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;
- участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;
- негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми актами;
- организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Макроэкономические изменения
неоднозначно влияют на ход процессов
демонополизации и развития конкуренции
в разных отраслях и регионах страны.
Наряду с развитием конкуренции
на отдельных товарных рынках происходят
с участием частных предпринимательских
структур и коммерческих банков процессы
экономической концентрации уже
в новых рыночных условиях. Наконец,
сформировавшийся в условиях дефицита
недостаточно диверсифицированный
потребительский спрос, преобладание
антиконкурентного сознания у предпринимателей,
несовершенство информационного обеспечения
и неполнота первичной
Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-экономического положения многих предприятий, «выживающих» примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.
Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители и сокращается производство.