Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:18, контрольная работа
В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
- необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
- универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
- к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
- конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;
- сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.
Введение 3
1. Конкуренция как фактор экономического роста 7
2. Основы теории конкурентного преимущества 16
3. Изучение конкурентоспособности предприятия 19
Библиографический список 26
Изучение конкурентоспособности компании проводят по схеме, представленной на рисунке 3.
Прежде чем приступить к расчету количественного значения показателя конкурентоспособности по алгоритму, представленному на рисунке 1.3, необходимо провести ряд дополнительных исследований.
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственной фирмы.
На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности.
На третьей
– методами маркетинга проводятся
сегментация рынка и
Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.
После этого приступают к оценке показателя конкурентоспособности. Оценить последний можно несколькими методами:
методом расчетных
единичных и групповых
методом с использованием функции желательности,
методом многокритериальной оптимизации.
В основе первого метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности. На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке конкурент, либо некоторый абстрактный эталон.
На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии (показатели).
Значение критерия у базисной модели обозначим Рб, а у сравниваемого образца – Р.
Рисунок 3 - Схема оценки конкурентоспособности компании
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi):
qi = Р / Рб (1.1)
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni – для потребительских показателей, аэi – для экономических, акi – для показателей качества, аmi– для технических. Причем:
, (1.2)
где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.
На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q):
конкуренция предприятие поставщик цена
, (1.3)
,
,
,
где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономическим, качественным и техническим параметрам. На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
К = Qn / Qэ (1.4)
Экономический
смысл интегрального показателя
конкурентоспособности
Данный метод имеет ряд недостатков:
во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1,
не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность стремится к нулю,
при сравнении нескольких товаров необходимо проведение для каждой пары в отдельности,
сложно устанавливать весовые значения аij,
невозможно установить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке,
данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще.
Второй метод основан на использовании функции желательности.
Этот метод
более трудоемок в
Данный метод имеет следующие недостатки:
при расчете
конкурентоспособности не учитывается
различное влияние разных параметров
на конкурентоспособность
для каждого из параметров предлагается определять только одну аппроксимирующую функцию. Это не всегда может обеспечить необходимую достоверность расчетов, особенно при использовании в качестве аппроксимирующей линейной функции;
дает несколько искаженный характер.
Третий метод определяется, метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков, является наилучшим.
Решают такую задачу одним из способов математического программирования.
Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.
При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он удовлетворял аналогичную группу потребительских предпочтений.
Все начинается с анализа сильных сторон предприятия и выявления слабых сторон. Проводим анализ предприятий конкурентов. Составить программу развития предприятия, стратегию, тактику. Сравниваем наше предприятие с предприятиями конкурентов, выявляем моменты которые в положительную сторону выделяют нас от конкурентов, то есть наличие (изюминки) - временной монополии если такой нет ее надо искать.
Второстепенные
моменты это повышение