Конкурентоспособность предприятия и пути её достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
5
1.1 Понятие конкурентоспособности 5
1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия 7

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
15
2.1 Стоимость компании как интегрированный показатель её конкурентоспособности
15
2.2 Современное состояние и перспективы развития предприятий по производству кондитерской продукции. На примере фирмы «Mars»
20

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
25
3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятий по производству кондитерской продукции.
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия и пути ее достижения.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования РК

Казахский Экономический  Университет им. Т. Рыскулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По предмету: Маркетинг

 

 

 

На тему:  Конкурентоспособность предприятия и пути её достижения.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Студент 3 курса

Группы № 317

Дёмина Татьяна

 

Проверил:

Истаева А. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2009г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                   с.

ВВЕДЕНИЕ

3

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

5

1.1 Понятие конкурентоспособности

     5

1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия

7

   

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

 

15

2.1 Стоимость компании как интегрированный показатель её конкурентоспособности                                                                         

 

15

2.2 Современное состояние и перспективы развития предприятий по производству кондитерской продукции. На примере фирмы «Mars»

 

 

20

   

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятий в Республике Казахстан

 

25

3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятий по производству кондитерской продукции.

 

24

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

 Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.

По мнению авторов, все  многообразие конкурентных отношений  осуществляется на трех уровнях:

- микроконкретные виды  продукции, производства, предприятия;

- мезоотрасли, отраслевые  корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;

- макронароднохозяйственные  комплексы межотраслевого типа  интеграции и т.п.

С момента своего создания и в течение всей жизни любая  промышленная фирма, любой товаропроизводитель  поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции.

Реформы девяностых годов привели к перестройке всей экономической системы страны. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний - экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение центров управления экономическими явлениями с макро - на микроуровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор такого, который наиболее полно отвечает поставленным целям. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. Именно поэтому повышение конкурентоспособности национальной промышленности является основным приоритетом развития Казахстанской экономики.

 Целью курсовой работы является на основе изучения теоретических подходов к обеспечению конкурентоспособности промышленных предприятий, разработать практические рекомендации по ее повышению в условиях рыночных отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятий как экономического явления;

- определить факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятий;

- выявить взаимосвязь конкуренции и конкурентоспособности с другими основными экономическими категориями;

- проанализировать состояние  и тенденции развития предприятий  по производству кондитерских  изделий;

- дать оценку развития  предприятий кондитерского рынка  РК;

- выявить пути повышения конкурентоспособности предприятий по производству кондитерской продукции.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий;

- провести практический  анализ конкурентоспособности исследуемого  предприятия;

- разработать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятий

 

1.1  Понятие конкурентоспособности

 

Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана  с изделием как таковым и  в значительной мере сводится  к качеству. Другая связана как  с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный  оценщик товара. А это приводит  к очень важной в рыночных  условиях истине: все элементы  конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем «комплекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

В ожесточенной борьбе американских и японских производителей почти  на всех рынках передовых технологий позиции японцев пока выглядят предпочтительнее. За счет чего? Почти единодушный ответ в семидесятые годы был таким: цена и качество. Но уже десятилетие назад уровень сбытовой, рекламной и сервисной культуры японских фирм стал привлекать все большее внимание маркетологов всего мира. А сегодня уже говорят и о том, что «философия качества», характерная для японцев, становится лишь составной частью формирующейся ныне их собственной «философии обслуживания». Все это более или менее совпадает с основными позициями, отмечавшимися ранее. Но вот что интересно: ряд американских исследователей и бизнесменов давно и упорно говорят о том, что Япония быстрее сформировала путем умелой пропаганды мнение о высочайшем качестве своих товаров, нежели действительно показывает его на практике.

Даже допуская здесь  значительную (и весьма!) долю преувеличения и уязвленного самолюбия, заметим, что в целом «имидж страны» дает ощутимую прибавку к конкурентоспособности ее товаров.

Рыночное хозяйство, а  вслед за ним и его ученые давно  и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала поэтому просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

понимание нужд потребителя  и тенденций их развития;

знание поведения и  возможностей конкурентов;

знание состояния и  тенденций развития рынка;

знание окружающей среды  и ее тенденций;

умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя,

чтобы потребитель предпочел  его товару конкурента.

 

1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия

 

Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению  конкурентной борьбы:

- стремление иметь  самые низкие в отрасли издержки  производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства);

- поиск путей дифференциации  производимой продукции от продукции  конкурентов (стратегия дифференциации);

- фокусирование на  узкой части, а не на всем  рынке (стратегия фокуса или  ниши).

Рассмотрим данные стратегии более подробно.

Низкие издержки производства как вид конкурентных преимуществ

Издержки никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в формировании стратегии  ценообразования. Ценовые решения  неизбежно привязаны к решениям об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками. Верно то, что готовность покупателей заплатить ту или иную сумму не зависит от издержек производителя, но верно также и то, что решение продавца о том, какие товары и в каком количестве производить, зависит именно от стоимости производства этих товаров. Фирмы, эффективно устанавливающие цену, решают, что производить и кому это продавать, путем сравнения цен, которые они могут назначить, с издержками, которые они могут взять на себя. Таким образом, получается, что издержки влияют на назначение цен. Фирмы с низкими издержками могут устанавливать низкие цены и продавать больше, так как это привлекает большее количество покупателей. С другой стороны, фирмы с высокими издержками для привлечения большого количества покупателей не могут позволить предлагать товары по более низкой цене, чем фирмы с низкими издержками. Поэтому они должны привлечь тех покупателей, которые готовы платить более высокую цену.

Таким образом, изменения в издержках вынуждают фирму изменять цены не потому, что это изменяет количество оплаченного товара, а потому, что это изменяет количество товаров, которые фирма может с выгодой предложить, и покупателей, которых она может с выгодой обслужить.

Общепризнанно, что издержки - многофакторный процесс. Но по вопросу  о том, как подходить к анализу  факторов и какие принимать решения, - взгляды принципиально различаются. Согласно господствующим ныне в теории и практике представлениям издержки производства на уровне фирмы являются функцией только одного определяющего фактора - объема произведенной продукции. В рамках подобной парадигмы анализ издержек осуществляется с позиции их влияния на количественные и качественные показатели производства. Он включает в себя классификацию видов издержек, сравнение постоянных издержек с переменными, средних издержек с предельными, издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Другими словами, традиционный анализ в системе управления издержками ограничивается во многих случаях простыми моделями микроэкономики.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её достижения