Конкурентоспособность предприятия и пути её достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
5
1.1 Понятие конкурентоспособности 5
1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия 7

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
15
2.1 Стоимость компании как интегрированный показатель её конкурентоспособности
15
2.2 Современное состояние и перспективы развития предприятий по производству кондитерской продукции. На примере фирмы «Mars»
20

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
25
3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятий по производству кондитерской продукции.
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия и пути ее достижения.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

    В силу специфики производство кондитерских изделий относится к отраслям, тяготеющим к потребителю. Это приводит к тому, что потребность населения в кондитерских изделиях в регионах, имеющих дефицит мощностей производства, обеспечивается за счет завоза их из других регионов или импорта. Анализ потребления кондитерских изделий показывает, что среднедушевое потребление по регионам Казахстана  колеблется в большом диапазоне. Одним из основных факторов, влияющих на уровень душевого потребления кондитерских изделий, является соотношение городского и сельского населения, а также платежеспособность населения.     

В таблице 3 показан объем розничного товарооборота в регионах с высоким уровнем потребления шоколада, изделий кондитерских из шоколада и сахара.

Таблица 3 - Объем розничного товарооборота по областям  с высоким уровнем потребления, тыс. тенге за 2005-2007гг. 

   Регион

2005

2006

    2007

2007 к 2006

   Республика Казахстан

16136832

18815500

  20383603

1.08

   Восточно-казахстанская

2536329

2764595

3037151

1.10

   Западно-Казахстанская

1099579

1212975

725766

0.60

   Карагандинская

2303614

2414158

2987210

1.24

   Алматы

4543773

5930445

5777759

0.97

Примечание – составлено по источнику: Агентство Р К по статистике, 2007


 

 

   Высокий объем товарооборота наблюдается в таких областях как Восточно-Казахстанская, Карагандинская и г. Алматы.    

Мировое производство кондитерских изделий достигло зрелости своего развития по жизненному циклу товаров во многих частях мира. В таких странах, как США, Великобритания, Германия, Бельгия, рынки со множеством признанных торговых марок уже близки к насыщению. В развивающихся же странах кондитерская промышленность только набирает свои обороты. К регионам, рынки которых по прогнозам резко увеличатся, относятся: Китай, страны Латинской Америки, Восточно-Европейские страны.    

Мировой рынок кондитерских изделий характеризуется большой  концентрацией основного производства. В деятельности ведущих компаний отрасли на мировом рынке  проявляются присущая эпохе глобализации тенденция к их слиянию, образованию транснациональных корпораций.     

Как видно из таблицы 6 крупными импортерами кондитерских изделий в мире признаны США, Германия, Франция, а экспортерами – Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Италия.   

  Мировой рынок кондитерских изделий растет с каждым годом, как реакция на повышающиеся спрос этой продукции. В развитых странах, с высоким  уровнем доходов населения уровень потребления кондитерских изделий высок.      

Емкость мирового рынка  кондитерских изделий в 2006 г. составила 154 млн. тонн, с общим товарооборотом в 95 млрд. долл. США.  В 2007г. этот показатель достиг 117 млрд. долл. США. При этом емкость мирового рынка кондитерских изделий увеличилась на 10,7% по сравнению с 2006г. и составила 160,6 млн. тонн.    

Наибольший уровень  потребления кондитерских изделий  в мире составляет 16,6 кг в год  на душу населения. В этом плане лидируют страны Северной Европы. В среднем же по европейским странам потребление  на душу населения составляет 9-12 кг.    

В Казахстане за период с 2003-2007 гг. объем производства кондитерских изделий возрос на 54,7% . В 2007г. предприятия произвели какао, шоколад и другие кондитерские изделия на 19,3 млн. тенге., что больше чем в 2006г. на 0,7 млн. тенге или на 3,8%.    

К факторам, сдерживающим рост производства, относится и массированный  импорт кондитерских изделий как  из дальнего зарубежья (в частности, дорогие элитные сорта), так и из Украины (более дешевые изделия, например, печенье, карамель). Доля Украины в общем казахстанском импорте кондитерских изделий — свыше 70 % .    

В 2007 г. в Республику Казахстан  импортировалось 49% от объема рынка  кондитерских изделий. Основными поставщиками кондитерской продукции в РК  являются Россия и Украина.     

В  2006г. импорт шоколада и шоколадных конфет в страну составлял около 74 тыс. тонн, в 2007 году эта цифра увеличилась в 1,3 раза и составила 93тыс.тонн.  
     Тенденция роста потребления кондитерских изделий отечественного производства наметилась, начиная с 1999г. Это связано, с одной стороны, с существенным ростом инвестиций, а с другой – реальными сдвигами в предпочтениях  потребителей в строну отечественной продукции, вызванных улучшением качественных характеристик кондитерских изделий. В 2007г. в регионах страны насчитывалось более 300 предприятий по производству кондитерских изделий, большая часть находится в г. Алматы и Алматинской области (таблица 4).

Таблица 4 - Удельный вес предприятий - производителей кондитерских изделий в общем объеме предприятий пищевой промышленности в 2007г. 

Регион

Предприятия

Удельный вес предприятий  – производителей кондитерских изделий  в общем объеме предприятий пищевой промышленности

Акмолинская обл.

42

1,7

Актюбинская обл.

26

0,8

Алматинская обл.

67

5,9

Атырауская обл.

12

0,01

Западно-Казахстанская  обл.

12

1,4

Жамбылская обл.

26

2,2

Карагандинская обл.

67

3,4

Костанайская обл.

43

3,0

Южно-Казахстанская обл.

36

0,8

Павлодарская обл.

33

0,3

Восточно-Казахстанская  обл.

91

3,1

г. Астана

32

0,3

г. Алматы

126

3,9

Примечание – составлено по источнику: Агентство РК по статистике,2007


         В настоящее время крупных предприятий в кондитерском производстве-5, сокращается число мелких и средних предприятий. Для роста их численности требуются солидные инвестиции и государственная поддержка.     

Кроме того, на предприятиях необходимо развитие хорошо отлаженной системы дистрибьюторства, как показывает опыт российских кондитерских фабрик, где четко разграничены производственная и торговая сферы. Предприятия занимаются выпуском продукции и маркетингом, а официальные дистрибьюторы осуществляют реализацию продукции.  

   Странами партнерами предприятий, производящих кондитерские изделия являются Швейцария, Великобритания, Сейшельские острова, США, Турция, Россия, Киргизстан, Узбекистан. Крупные предприятия находятся в Актюбинской, Карагандинской, Кустанайской, Шымкентской областях и г. Алматы.    

В целом для рассмотрения сильных и слабых сторон нами был проведен анализ 2 крупных предприятий производящих кондитерскую продукцию, в рамках которого оценивалась продукция, положение предприятий в отрасли. Сильные стороны предприятий на главных рынках характеризуются типичными параметрами:    

- цена, массовость, условия  продажи;    

- относительная привлекательность  кондитерских изделий, по сравнению  с другими;    

- обеспечение устойчивости  на рынке, о чем свидетельствуют  достижения в производительности, работа на анализируемых предприятиях, где  более 6  цехов и производится  более 100 наименований продукции;    

- наличие в структуре  предприятий отделов маркетинга  и развития внешних связей;    

- относительная финансовая  сила предприятий по сравнению  с другими,  выраженная в участии ценных бумаг компании на фондовом рынке страны;    

- имидж предприятия и общественное мнение. 

 

2.2 Современное состояние и перспективы развития предприятий по производству кондитерской продукции

 

Анализ практики и  опыта хозяйствования преуспевающих отечественных предприятий, а также зарубежных фирм и компаний показал, что многие придерживаются следующих принципов:     

-  постоянной адаптации к изменениям окружающей среды в политике, экономике, обществе и технологиях.     

-  установления стратегии по выпуску кондитерской продукции. В данном случае речь идет о том, что при выборе продукции следует исходить не только из имеющегося на нее спроса. Необходимо выявить общие операции по производству различных продуктов, производимых на предприятии, установить возможности общих каналов доведения продукции до потребителей и т.д. Такой подход позволяет сократить издержки производства, и сбыта продукции, с максимальной выгодой использовать произведенные и складские площади.    

-  принятия решений исходя из возможностей предприятия. К последним относятся следующие:     

1. Человеческие ресурсы - умения, знания и профессиональный опыт работающих. В данном случае они должны оценивать с позиции их способностей воспринять и реализовать требования  потребителей и технологические законы изготовления кондитерской продукции.     

2. Материальные факторы  производства- оборудования - оборудование, здания, сырье, материалы, топливо и т.д. Они должны рассматриваться с точки зрения их технического состояния, уровня развития и использования, формы владения ими (аренда, частная, акционерная).     

3. Технологические и  организационные ресурсы - передовые технологии, патенты и лицензии, уровень прогрессивности организации производства и труда на предприятии.    

При традиционном подходе  к организации снабжения материалами, сырьем обычно исходят из поиска поставщиков, у которых  все это можно приобрести по более низким ценам. С целью снижения  цен производители стремятся влиять на поставщиков и субподрядчиков конкурировать между собой. Преуспевающая  фирма «Mars» делают это несколько иначе.  Они налаживают  долгосрочные отношения с несколькими поставщиками, создавая для них как бы гарантированный рынок, некий аналог системы долгосрочной контрактации, где конкуренция не является всеобъемлющей. Она лишь один из элементов перераспределения ресурсов или доли заказа в пользу наиболее  эффективных субподрядчиков, обеспечивающих одновременно высокое качество, ритмичность поставок, гибкость производства и низкий уровень издержек.     

Иными словами, поставщики и субподрядчики рассматриваются ведущими фирмами как производственные подразделения своего предприятия. Это  в итоге позволяет фирмам перейти к снабжению сырьем, материалами по системе «точно и в нужное время». Результатом же является уменьшение числа складских помещений, а главное-сокращение минимума объема производственных запасов, которое должно происходить как у изготовителя, так и у потребителя. Это означает, что предприятие должно  оказать помощь своим поставщикам в усовершенствовании  технологии или организации производства.    

Новый подход фирмы «Mars» к решению проблем состоит также в том, чтобы усовершенствования  в производстве осуществлялись на постоянной основе. Это положение  в равной степени может быть отнесено как к планированию производственной программы, так и к тактике ведения инновационного процесса. В процветающих компаниях кондитерской отрасли ежегодно производиться лишь то, что необходимо для выпуска готовой продукции в соответствии с установленными сроками.     

В рамках новой управленческой политики руководители некоторых предприятий  забывают о классической школе управления. Например, не применяются многие традиционные оценочные показатели хозяйственной  деятельности: производительность труда  на одного работающего, различного рода стандарты затраты рабочего времени на единицу продукции:    

- повышение производительности  и качества продукции. Очень  важно обратить внимание на  то, что основную часть выгод  в области производительности  и качества продукции  можно получить, не прибегая, как это принято, к закупке и внедрению техники (обычно дорогой), что в действительности лишь увеличивает общие издержки производства.    

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её достижения