Конкурентоспособность предприятия и пути её достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
5
1.1 Понятие конкурентоспособности 5
1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия 7

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
15
2.1 Стоимость компании как интегрированный показатель её конкурентоспособности
15
2.2 Современное состояние и перспективы развития предприятий по производству кондитерской продукции. На примере фирмы «Mars»
20

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
25
3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятий по производству кондитерской продукции.
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия и пути ее достижения.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Судя по опыту работы кондитерской фирмы «Mars», прежде чем внедрять новую технику и технологию, они осуществляют перестройку методов организации и управления производством, вводят новое управленческое мышление на всех уровнях, чтобы технологическая модернизация  обернулась не убытками, а одновременным повышением качества, эффективности, гибкости производства.     

- первостепенное внимание  реализации и сбыту продукции,  увеличению доходов и улучшению  финансового состояния. Если стремиться  к увеличению прибыли только за счет снижения издержек производства, то рано или поздно предприятие уйдет из бизнеса, так как снижение уровня производственных расходов имеет свой предел даже при использовании  всех  возможностей. Поэтому следует идти по пути увеличения доходов за счет увеличения  объемов продаж.    

На практике это означает, что каждое предприятие по производству кондитерских изделий должно стремиться дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими - то новыми свойствами, но за ту же цену и при тех же издержках производства. Однако сделать это можно лишь в том, случае, если знать, что же конкретно волнует потребителя, т.е. необходимо проводить маркетинговые исследования, причем нужно придерживаться тактики постоянных улучшений даже давно выпускаемых изделий. На наш взгляд, именно это позволит предприятию по производству кондитерской продукции обеспечить  неуклонный рост объемов продаж и доходов. Но увеличение объемов продаж предполагает  рост объемов производства, что обеспечивается с одной стороны, за счет повышения производительности труда, а с другой - при помощи привлечения дополнительных средств производства. В случае с предприятиями пищевой промышленности и кондитерской отраслью в частности, при определении  максимального объема  производства следует руководствоваться законом роста предельных доходов.    

- постоянная взаимоувязка  объемов продаж и денежных поступлений. При решении данного вопроса  основное внимание должно обращаться на всемерное сокращение сроков поступления денежных средств, поскольку это ведет к уменьшению величины оборотных средств.    

-  систематическое проведение анализа номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Такой анализ необходим с позиций  получения прибыли и требуемой величины оборотных средств, т.е. оптимальной структуры номенклатуры и ассортимента. Критерием оптимизации должны стать максимизация прибыли и минимизация величины оборотных средств.    

- рассредоточение риска  как условие выживаемости предприятия. Речь идет  о том, что предприятие с целью выживаемости, особенно в период неблагоприятный конъюнктуры рынка, должно сосредоточить свои действия не на одном продукте, а на нескольких, и не на одном рынке, а на нескольких.    

Таким образом, следование данным принципам, на наш взгляд, может позволить фирме «Mars» построить  такую систему хозяйствования, которая бы отвечала его внутренним возможностям производить высококачественную продукцию в соответствии  с требованиями рынка и реализовать ее. Достижение данной цели связано со следующими факторами:    

- оптимальный выбор  производственного процесса, обеспечивающий  максимальный объем производства  при минимуме затрат, а также  качество и сроки выпуска продукции,  отвечающие потребностям рынка;    

-  реализации продукции, направленная на расширение сбыта и получение высокого дохода;    

-  создание оптимальных производственных запасов, обеспечивающих экономию оборотного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятий в Республике Казахстан

 

3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятий по производству кондитерской продукции

 

Среди многочисленных отношений  хозяйственной среды, влияющих на развитие предприятия, важнейшим является конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия кондитерской сферы (в его стремлении успешно реализовать свою продукцию и тем самым получить доход) снижать издержки производства,  повышать  качество продукции при сохранении уровня цены или ее незначительного повышения, совершенствовать сбыт и т.д.    

Обеспечение высокой  конкурентоспособности предполагает осуществление мероприятий затрагивающих все области деятельности предприятия: производственной, изыскательской, коммерческой, социальной и другие виды.    

В их разработке необходимо определиться: в чем должны или могут состоять сравнительные преимущества предприятия: в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или деятельности необходимо в первую очередь обратить внимание. С этой целью каждое предприятие должно разработать свою стратегию конкуренции. На практике различают несколько видов стратегии:    

- снижение  себестоимости;     

- дифференциация продукции;     

- сегментирование рынка;     

- внедрение новшеств;     

-немедленное реагирование  на потребности рынка.    

В ходе проводимого исследования была отмечена важность соответствия статуса и назначиния предприятия с его внутренними возможности (производственным и ресурсным потенциал).    

Это достигается с  помощью реструктуризации предприятия, направленных на ликвидацию убыточных производств, замену непрогрессивных технологических процессов на прогрессивные и ресурсосберегающие и т.д. Ее результатом  должно стать  сокращение издержек производства и реализация продукции. Реструктуризацию можно проводить:    

- в области производства;     

- в области коммерческой  деятельности;    

- в области финансовой  деятельности;    

В данном случае следует  отметить, что крупные предприятия кондитерской отрасли – акционерные компании. И в процессе создания, и в период функционирования акционерное общество заинтересовано в высоком рейтинге как внутри, так и вне страны, что обуславливается, прежде всего, необходимостью расширения круга акционеров, получения кредитов и поддержания высокой стоимости акций, вращающихся на фондовом рынке. Именно для этого составляется бизнес – план.    

Реструктуризация, как  показывает практика, для своего осуществления  требует определенных средств для  проведения в жизнь производственной модели (таблица 5).

   Таблица 5 - Формирование оптимальной производственной модели

Формирование производственной модели     

Выбор маркетинговой            

политики

 

Расход сырья и основных материалов 

Количество работников 

Количество оборудования  

Количество площадей 

Расход энергоресурсов

   

Выбор номенклатур

товаров

 
   

Определение годовой 

программы выпуска продукции

 

 

 

 

    Необходимость внедрения производственно- технологической  модели, сформированной в ходе реструктуризации, должно стать:     

- увеличение доли рынка  продукции, выпускаемой предприятием;    

- повышение платежеспособности предприятия;    

- повышение рентабельности  производства.    

Вышеназванные показатели связаны с повышением конкурентоспособности предприятия, которое в свою очередь зависит еще и от выполнения следующих мероприятий на предприятии.     

Это одновременно предполагает, что предприятие занимает прочное  положение на рынке. Однако оно находится  в постоянном движении и развитии. Развитие в свою очередь зависит  от изменений в условиях производства товаров и их реализации, что проявляется в возникновении новых, более прогрессивных технологий производства товаров, появлении новых конкурентов, изменении вкусов и желаний потребителей, росте или падении спроса на товары, выпускаемые предприятием, изменении экономических и политических условий развития производства и реализации товаров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В ходе исследования нами были сделаны следующие  рекомендации и выводы:    

1. Конкурентоспособность предприятия определяется в настоящем исследовании как способность организовать деятельность с полным использованием потенциальных возможностей направленных на повышение эффективности производства.    

2. Изучение условий  внешней и внутренней среды деятельности предприятия позволило выделить факторы повышения конкурентоспособности предприятий и на их основе предложить эффективные пути улучшения производственной, управленческой и сбытовой политики промышленных предприятий.     

3. Конкурентоспособность отечественных предприятий на внешних рынках зависит, прежде всего, от их качества и соответствия их продукции высоким мировым стандартам, экологическим и санитарным требованиям. Важную роль также здесь играют потребительские предпочтения. Ценовая конкурентоспособность таких товаров на внешних рынках играет вторичную роль.  Казахстанские потребительские товары европейского уровня качества, но с низкой ценой не могут конкурировать на рынках развитых стран из-за действия антидемпинговых ограничений. В настоящее время необходимо, прежде всего, повысить их конкурентоспособность на внутреннем рынке. На основе проведенного анализа, продукция, по которым наблюдается улучшение качества, как правило, дороже импортных, в первую очередь, российских и украинских. Основная проблема для достижения конкурентоспособности по таким товарам - снижение цен, что крайне важно в условиях  меняющегося платежеспособного спроса населения.     

4. Изучены и предложены  меры основные меры, способствующие  повышению конкурентоспособности  предприятий - производителей кондитерской  продукции, такие как:     

-организация и использование  системных исследований в области  конкурентоспособности на основе  текущей статистической отчетности, а также специальных обследований  и конъюнктурных опросов;     

-улучшение менеджмента  и маркетинга на микроуровне,  в первую очередь менеджмент должен быть направлен на снижение издержек производства;     

-необходимость знания  рынков, уровня конкуренции и  конкурентов на них, поиск инвесторов  и стратегических партнеров по  поставке сырья и материалов, сбыту продукции;     

-привлечение иностранных инвесторов в производство отдельных потребительских товаров с целью повышения технологического и технического уровня производства. Содействие государства в приобретении прав использования известных в мире фирменных и торговых знаков.    

5. Для создания благоприятной  экономической среды и обеспечения  конкурентных условий для предприятий  пищевой промышленности необходимо:     

- вести мониторинг  качества и уровня цен импортных  товаров в пищевой промышленности.     

- создать систему переподготовки и повышения квалификации менеджеров для промышленных предприятий;     

- усилить роль и  качество участников в проведении  ярмарок оптовой торговли сырьем  для пищевой промышленности.     

6. Для развития сырьевой  базы пищевой промышленности  и взаимовыгодного сотрудничества между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями отраслей пищевой промышленности по производству сельхозсырья в строгом соответствии с запросами промышленности по видам, качеству и ассортименту государством проводятся достаточно мер среди которых, есть одно важное - подготовить перечень сельскохозяйственного сырья в ассортименте и с указанием свойств, необходимых для повышения качества конечной продукции в пищевой промышленности, потребности с учетом перспектив развития, диапазона цен на него в зависимости от качества, реквизитов основных потребителей.     В целом необходимо отметить, что государство в достаточной степени  поддерживало отечественных производителей   и укрепляло положение отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, что   обеспечивает   значительное  увеличение  объемов производства, рабочих мест, а также поступлений в бюджет.     

7. В целях защиты  отечественных предприятий не  следует вытеснять  импорт административным путем, повышая таможенные пошлины, устанавливая квоты и другие барьеры.     

8. В современных условиях необходима  адаптация отечественного промышленного  производства к условиям конкуренции.  Прежде всего, это касается  микроуровня экономического развития, где должна проводиться работа по анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации разрабатываемых мероприятий в бизнес-плане предприятия. При этом в создании конкурентной среды огромную роль может сыграть развитие структуры рынка, основанной на конкуренции крупных предприятий, но не препятствующих деятельности малых.   

9. Для повышения конкурентоспособности  предприятиям необходимо пересмотреть  свой производственный потенциал. С помощью реструктуризации предприятия, направленной на ликвидацию убыточных производств, замену непрогрессивных технологических процессов на инновационные и ресурсосберегающие. Результатом должно стать сокращение издержек производства и рост реализации продукции. 

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её достижения