Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью обычно понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, которые создают возможность успешно вести такое соревнование и выиграть в нем.

Содержание работы

Содержание
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие конкурентоспособности продукции, факторы на нее влияющие........5
1.1. параметры конкурентоспособности продукции...............................................7
1.2. Показатели конкурентоспособности продукции..............................................9
1.3. Управление конкурентоспособностью продукции.........................................11
2. Конкурентоспособность предприятия.................................................................14
2.1. Факторы конкурентоспособности предприятия.............................................16 Заключение.................................................................................................................18
3. Расчетная часть............………………………………………………….......…...19
3.1 Расчет амортизационных отчислений……………………………....….....…..19
3.2 Планирование потребности в оборотных средствах………………..........…..21
3.3 Планирование финансового результата………………………………............29
3.3.1 Расчет выручки от реализации продукции, работ, услуг………….............29
3.3.2 Расчет прибыли до налогообложения (балансовой прибыли)….......…..…30
3.3.3 Планирование чистой прибыли……………………………...……...…….....32
3.3.4 Использование чистой прибыли………………………………….........…....32
4. Расчет показателей эффективности деятельности предприятия…….....….....33
4.1 Расчет фондоотдачи основных производственных фондов……….......….....33
4.2 Расчет фондоемкости основных производственных фондов………..............34
4.3 Расчет рентабельности основных производственных фондов……......….….35
4.4 Расчет рентабельности оборотных средств…………………...………….…..35
4.5 Расчет рентабельности отдельных видов продукции……...…………….…..35
4.6 Расчет показателей рентабельности продаж (валовой и общей рентабельности)…………………………………………………........……….……36
5. Выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия ……………................................................................................…..…36
Список литературы.................................................................................................. 38

Файлы: 1 файл

Экономика организации.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Оценка конкурентоспособности  базируется на сопоставлении параметров анализируемой продукции и продукции  предприятий конкурентов с уровнем  требований покупателей. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции. Единичный критерий конкурентоспособности – относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность (продажная цена, степень автоматизации прибора и т.д.). Комплексный – относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность (его разновидности – групповой и обобщающий критерии). Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товаров с той или иной стороны уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара). Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции (уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара и т.д. Иинтегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Гт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Гэ):

Если И> 1, то продукция превосходит  изделие эталон (или изделие конкурента), если И< 1, то анализируемое изделие  уступает образцу или изделию конкуренту.

Интегральный показатель конкурентоспособности  товара выражает степень привлекательности  товара для покупателя.

Показатель конкурентоспособности  важен при проектировании требуемых  свойств изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при решении других проблем.

Показатели качества продукции  важны для определения всей совокупности свойств и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. Потребителя интересует не природа продукта, а то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка.

Чем большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции.

 

 

 

1.3. Управление конкурентоспособностью продукции.

Как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение  названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих  задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение  экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный  объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

По существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в  современных условиях ведет к  обеспечению стабильного положения  фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения изделия  на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях  жизненного цикла, под силу лишь крупным  компаниям. Небольшие фирмы вынуждены  идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

—фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

—инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации   товара и его дизайн;

—узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;

—производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно  действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка  и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы.

И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах. Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства.

В результате постоянно  идет процесс "вымывания" с рынка  некачественной продукции.

Движущей силой  конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся  повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению  к другим предприятиям данной отрасли  внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

Конкурентоспособность можно выявить  только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность  фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может  быть признана конкурентоспособной, а  в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

— соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

— соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

— соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может  быть оценено в том случае, когда  обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов.

В том случае, если деятельность фирмы  связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются  в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у  руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

В настоящее время, для того чтобы  фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Факторы конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

— технико-экономические;

— коммерческие;

— нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы  включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги.

Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

— конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

— предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

— рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

— имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты).

В случае несоответствия товара действующим  в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может  быть продан на данном рынке. Поэтому  оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Высокая конкурентоспособность фирмы  является гарантом получения высокой  прибыли в рыночных условиях. При  этом фирма имеет цель достичь  такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному  поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению  сервиса, рекламы.

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Происходящий в России переход  к рынку заставляет по-новому взглянуть  на проблему качества и конкурентоспособности  продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия