Конкурентоспособность продукции и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью обычно понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, которые создают возможность успешно вести такое соревнование и выиграть в нем.

Содержание работы

Содержание
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие конкурентоспособности продукции, факторы на нее влияющие........5
1.1. параметры конкурентоспособности продукции...............................................7
1.2. Показатели конкурентоспособности продукции..............................................9
1.3. Управление конкурентоспособностью продукции.........................................11
2. Конкурентоспособность предприятия.................................................................14
2.1. Факторы конкурентоспособности предприятия.............................................16 Заключение.................................................................................................................18
3. Расчетная часть............………………………………………………….......…...19
3.1 Расчет амортизационных отчислений……………………………....….....…..19
3.2 Планирование потребности в оборотных средствах………………..........…..21
3.3 Планирование финансового результата………………………………............29
3.3.1 Расчет выручки от реализации продукции, работ, услуг………….............29
3.3.2 Расчет прибыли до налогообложения (балансовой прибыли)….......…..…30
3.3.3 Планирование чистой прибыли……………………………...……...…….....32
3.3.4 Использование чистой прибыли………………………………….........…....32
4. Расчет показателей эффективности деятельности предприятия…….....….....33
4.1 Расчет фондоотдачи основных производственных фондов……….......….....33
4.2 Расчет фондоемкости основных производственных фондов………..............34
4.3 Расчет рентабельности основных производственных фондов……......….….35
4.4 Расчет рентабельности оборотных средств…………………...………….…..35
4.5 Расчет рентабельности отдельных видов продукции……...…………….…..35
4.6 Расчет показателей рентабельности продаж (валовой и общей рентабельности)…………………………………………………........……….……36
5. Выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия ……………................................................................................…..…36
Список литературы.................................................................................................. 38

Файлы: 1 файл

Экономика организации.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Сызрани

                                                                                          

 

 

 

  Кафедра экономики

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

По дисциплине «Экономика предприятия »

 

На тему: «Конкурентоспособность продукции и предприятия »

 

                                   Вариант расчетного задания   № 15

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка

гр. ВВ-414                                     _______________             Кочерыжкина Н.А. 

                                                            (подпись, дата)

 

Руководитель:

доцент, к.э.н.                                _________________           Карсунцева О.В.

                                                        (оценка, дата, подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

2011


 

Содержание 
Введение.......................................................................................................................3  
1. Понятие конкурентоспособности продукции, факторы на нее влияющие........5  
1.1. параметры конкурентоспособности продукции...............................................7

1.2. Показатели конкурентоспособности продукции..............................................9                                                                
1.3. Управление конкурентоспособностью продукции.........................................11 
2. Конкурентоспособность предприятия.................................................................14  
2.1.  Факторы конкурентоспособности предприятия.............................................16                                     Заключение.................................................................................................................18   

3. Расчетная часть............………………………………………………….......…...19

3.1 Расчет амортизационных отчислений……………………………....….....…..19

3.2 Планирование потребности в  оборотных средствах………………..........…..21

3.3 Планирование финансового результата………………………………............29

3.3.1 Расчет выручки от реализации  продукции, работ, услуг………….............29

3.3.2 Расчет прибыли до налогообложения  (балансовой прибыли)….......…..…30

3.3.3 Планирование чистой прибыли……………………………...……...…….....32

3.3.4 Использование чистой прибыли………………………………….........…....32

4. Расчет показателей эффективности деятельности предприятия…….....….....33

4.1 Расчет фондоотдачи основных  производственных фондов……….......….....33

4.2 Расчет фондоемкости основных  производственных фондов………..............34

4.3 Расчет рентабельности основных  производственных фондов……......….….35

4.4 Расчет рентабельности оборотных  средств…………………...………….…..35

4.5 Расчет рентабельности отдельных  видов продукции……...…………….…..35

4.6 Расчет  показателей рентабельности продаж (валовой и общей рентабельности)…………………………………………………........……….……36

5. Выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия ……………................................................................................…..…36

Список литературы.................................................................................................. 38

 

 

Введение

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью обычно понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, которые создают возможность успешно вести такое соревнование и выиграть в нем. Носителями конкурентоспособности могут быть товары, предприятия и их объединения, отрасли и, наконец, национальные экономики. Конкурентоспособность не только пассивно отражает запросы и предпочтения рынка, но и предполагает активную деятельность участников конкурентной борьбы, нацеленную на завоевание, удержание и укрепление позиций на рынке В условиях коренных сдвигов в мировой торговле, возросшей глобализации экономики существенно меняются условия конкурентной борьбы. Конкурентоспособность на мировом рынке определяется многими факторами. Можно выделить четыре уровня конкурентоспособности: конкурентоспособность товара, компании, отрасли, страны (национальная конкурентоспособность).

Конкурентоспособность товаров и  услуг – ключевой фактор качества жизни. По мнению комиссии Юнеско по народонаселению и качеству жизни понятие «качество жизни» включает в себя следующее: здоровье; образование; рациональное (адекватное) питание; стабильную, экологически чистую окружающую среду; безопасность; здравоохранение; участие в жизни общества, создание необходимых услуг для развития общества; справедливость и равенство для мужчин и женщин. Выполнение первых семи условий непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг

Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товаров, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют: мода, предпродажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса

Достижение и поддержание на определенном уровне конкурентоспособности продукции требуют определенных мер со стороны персонала. Эти меры должны быть комплексными и системными, увязанными со всеми аспектами деятельности предприятия. Поэтому подсистема управления конкурентоспособностью является одной из важнейших подсистем управления предприятием.

Цель работы состоит в определении  понятия конкурентоспособности  продукции, предприятия, методах ее определения.  
Для этого необходимо решить ряд задач:

—дать понятие конкурентоспособности продукции, предприятия;

—рассмотреть методы определения конкурентоспособности продукции;

—рассмотреть особенности управления конкурентоспособностью продукции;

—факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конкурентоспособности продукции, факторы на нее влияющие

В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

Каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той  совокупностью свойств, которые  представляют несомненный интерес  для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности.

Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем  качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно  повысилась за счет придания товару новых  свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Многие компании индустриально  развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для  реального потребителя, т.е. уровень предпочтения товара на конкретном рынке в определенный период времени. Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим). Приведем одну из методик расчета конкурентоспособности товара, основанную на определении перечня параметров, подлежащих анализу.

 

 

 

 

1.1. Параметры конкурентоспособности продукции

          Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим):

1) Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.

2) Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

3) Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

Отождествлять такие понятия, как  «конкурентоспособность» и «уровень качества», нельзя, поскольку «конкурентоспособность»  является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

Перечень значимых составляющих конкурентоспособности  и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей — уровень конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Показатели конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия  — это в первую очередь конкурентоспособность  выпускаемой им продукции. Конкурентоспособность  продукции — это комплекс свойств  этой продукции, отличающих ее от аналогичной  продукции конкурентов в части  качественных характеристик и уровня затрат.

Иными словами, конкурентоспособность  продукции — это степень соответствия последней требованиям рынка  и потребностям покупателей. Чтобы  продукция соответствовала названным  потребностям, она должна обеспечивать определенный уровень следующих характеристик:

  • технические свойства (прочность, надежность и т.п.);
  • нормативные характеристики (соответствие стандартам);
  • экономические показатели (уровень цен, эксплуатационные расходы и т.п.);
  • эргономические параметры (соответствие человеческому организму);
  • эстетические свойства (внешний вид продукции).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и предприятия